Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг паромной переправы

Сфера деятельности: Транспорт и связь

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского р-на Томской области по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза

в 2013 году – I полугодии 2014 года

 

I. Общие положения

16.06.2014 в адрес Томского УФАС России поступило заявление (вх № 4470) от ООО «Волна» о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «ТПК «Энергоресурс», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положении путем установления монопольно низкой цены на оказываемые услуги. На основании поступившего заявления в соответствии с п. 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, в целях установления доминирующего положения ООО «ТПК «Энергоресурс» отделом экономического анализа Томского УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского р-на Томской области по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза в 2013 г. – I полугодии 2014 г.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа – аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.         Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности).

3.         Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее – Кодекс внутреннего водного транспорта).

4.         Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс).

5.        Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс).

6.        Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» (далее – Постановление Правительства № 193).

7.        Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 71, (далее – Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей).

8.        Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 (далее – Правила оказания услуг ВВТ).

9.        Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, (далее – Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта).

10.    ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД).

11.    ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД).

12.    Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее Административный регламент по установлению доминирующего положения).

13.    Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129, (далее – Правила плавания по внутренним водным путям).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– сведения, предоставленные Администрацией Молчановского района Томской области;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза;

– данные, полученные по результатам проведенного опроса перевозчиков паромной переправы;

– сведения, предоставленные Томской транспортной прокуратурой, ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора);

– аналитический отчет, подготовленный отделом экономического анализа Томского УФАС России по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского р-на Томской области по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров в 2012 г. – I полугодии 2013 г.

– иные источники информации.

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

16.06.2014 в адрес Томского УФАС России поступило заявление от ООО «Волна» о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «ТПК «Энергоресурс», имеющих место в 2013 г. и I полугодии 2014 г.

ООО «ТПК «Энергоресурс» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза на паромной переправе «с. Нарга – с. Могочино» через р. Обь с начала навигационного периода 2013 года (26.04.2013). До этого момента компания данных услуг не оказывала.

Следует отметить, что оказание услуг паромной переправы по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров носит сезонный характер и связано с периодом навигации. Так, по данным перевозчиков, в 2012 году навигационный период составил 199 дн. (с 19.04.2012 по 07.11.2012), в 2013 году – 217 дн. (с 26.04.2013 по 28.11.2013), в 2014 году навигация открыта с 15.04.2014. Поэтому при проведении анализа важно, чтобы временной период исследования охватывал хотя бы один полный навигационный период, поскольку в таком случае предоставляется возможность отследить динамику объемов оказания услуг и, таким образом, получить целостное преставление о ситуации на рынке.

С учетом вышеизложенного временной интервал исследования определен в пределах 2013 г. – I полугодия 2014 г. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В Кодексе внутреннего водного транспорта используется понятие «перевозки пассажиров и их багажа». Статьей 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности определено, что лицензированию подлежит «деятельность по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров» (п. 21 ч. 1).

Согласно ст. 96. Кодекса внутреннего водного транспорта маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды:

транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

туристские - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

экскурсионно-прогулочные - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

В соответствии с ОКВЭД деятельность, связанная с предоставлением услуг паромной переправы по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров, относится к классификационным группам 50.30 «Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта», которая включает в себя:

50.30

Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта

Эта группировка включает:

50.30.1

Перевозку пассажиров по внутренним водным путям, в т.ч. в акваториях речных портов, а также по морским трассам на судах смешанного (река - море) плавания

50.30.2

Аренду судов с экипажем для перевозки пассажиров по внутренним водным путям и по морским трассам на судах смешанного (река - море) плавания

 

ОКПД в классификационную группу 50.30 «Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом» включает:

50.30.11

Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом с помощью паромов

Эта группировка включает:

– услуги по перевозкам пассажиров по рекам, каналам, озерам и прочим внутренним водным путям паромами, включая суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке, как на регулярной, так и на нерегулярной основе;

– услуги по перевозке следующих с пассажирами транспортных средств, багажа, животных и прочего груза

50.30.12

Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом с помощью круизных судов

50.30.13

Услуги прогулочных и экскурсионных судов

50.30.19

Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом прочие (например, услуги водного такси)

50.30.2

Услуги по аренде судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем

 

С учетом вышеизложенного предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как рынок услуг по перевозке пассажиров и следующих с ними транспортных средств, животных, багажа и прочего груза внутренним водным транспортом с помощью паромов.

Между тем, перечисленные услуги, составляющие квалификационную группу 50.30 «Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом» ОКПД, не могут быть признаны взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) между собой в силу следующего:

1. Для оказания перечисленных услуг используются различные типы внутреннего водного транспорта: паром, круизные суда, прогулочные и экскурсионные суда и другие. Паром представляет собой судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами (п. 2 Правил плавания по внутренним водным путям). Как показывает сложившаяся в Томской области практика, паром в пределах своей грузоподъемности перевозит за один рейс как пассажиров, так и груз, включая сухопутные транспортные средства, скот, багаж и пр., с одного берега водного объекта на противоположный по установленному расписанию. Однако стоит заметить, что перевозится груз исключительно тот, который следует с пассажирами или ими сопровождается.

Услуги по перевозке пассажиров и следующих с ними транспортных средств, животных, багажа и прочего груза внутренним водным транспортом с помощью паромов осуществляется в специально установленных местах – на паромных переправах. Согласно п. 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта под паромной переправой понимается участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами. В отличие от этого, зона обслуживания другого внутреннего водного транспорта (круизных, прогулочных, экскурсионных судов) значительно шире, поскольку он осуществляют перевозки пассажиров по всему водному массиву (реке, озеру, каналу и т.д.), а не в пределах паромных переправ.

2. Перечисленные услуги различаются также по функциональному назначению. Услуги по перевозке пассажиров круизными, прогулочными, экскурсионными судами являются составляющей туристско-рекреационных услуг и носят развлекательно-познавательный характер. Что касается услуг перевозки пассажиров паромами, то сущность и назначение данных услуг заключается в преодолении водного препятствия (реки, озера, канала и т.д.) на пути следования транспортных средств, пассажиров, перегона скота.

3. В связи с этим существенно различается состав покупателей и продавцов услуг, включенных ОКПД в группу 50.30 «Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом», а также стоимость указанных услуг.

Перечисленное свидетельствует о том, что эти услуги имеют совершенно разные сущность, стоимость, функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики и не могут быть признаны взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми).

В ходе проводимого исследования наличие у пассажиров паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» возможности воспользоваться иным способом переправы с одного берега р. Обь на другой без увеличения расходов более чем на 10% (т.е. наличие потенциально взаимозаменяемых товаров) Томским УФАС России не установлено. Аналогичного мнения придерживаются перевозчики паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» и Администрация Молчановского района.

С точки зрения Томского УФАС России, более точно продуктовые границы изучаемого рынка можно определить как услуги паромной переправы по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза.

Таким образом, продуктовые границы рынка были определены как услуги паромной переправы по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы товарного рынка определены в пределах паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского района Томской области.

Паромы в районе переправы «с. Нарга – с. Могочино» совершают рейсы по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза от одного берега р. Обь к противоположному с причаливанием в специально установленных местах, где происходит погрузка/разгрузка пассажиров и грузов, включая сухопутные транспортные средства, багаж и скот. Из этого следует, что услуги по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза оказываются непосредственно в пределах паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино».

По имеющимся в Томском УФАС России данным, другой паромной переправы в Молчановском районе нет, ближайшие паромные переправы через р. Обь расположены на расстоянии 80–100 км (с. Озерное и г. Колпашево Колпашевского района и с. Никольское Кривошеинского района), что исключает возможность переправы через р. Обь каким-либо иным способом без увеличения расходов более чем на 10%.

Таким образом, можно сделать вывод, что в границах паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» потребители имеют возможность воспользоваться услугами паромной переправы по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза, и не имеют такой возможности за ее пределами.

На основании вышеизложенного географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского района Томской области.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

В 2013 г. – I полугодии 2014 г. услуги паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза оказывались тремя хозяйствующими субъектами, имеющими соответствующие лицензии на перевозку внутренним водным транспортом пассажиров, выданные Обским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В качестве потенциального продавца на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза следует отметить Компанию 1.

По сведениям, предоставленным Администрацией Молчановского района, и информации, полученной в ходе устной беседы с директором Компании 1, установлено, что данной организации по договору аренды земельного участка с Администрацией Молчановского района переданы во временном владение и пользование земельные участки в с. Нарга и с. Могочино для размещения пристани. Компания 1 имеет соответствующую лицензию, необходимые речные суда. Компанией произведен предварительный расчет расходов по содержанию парома и себестоимости услуг. Но до настоящего момента Компания 1 к деятельности по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза на паромной переправе «с. Нарга – с. Могочино» не преступило.

Таким образом, Компания 1 в течение краткосрочного периода (не более одного года) может при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на рассматриваемый товарный рынок.

Следует учесть, что в I полугодии 2014 г. ИП Капинос В.И. не оказывал услуг паромной переправы по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза в связи с истечением срока выданной ему лицензии. По словам ИП Капиноса В.И., он возобновил свою деятельность с 04.07.2014. Деятельность ООО «Волна» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза была приостановлена с 01.09.2013 по причине нерентабельности и в 2014 году не осуществлялась. Между тем, ООО «Волна» и ИП Капинос В.И. по-прежнему владеют необходимыми для оказания услуг паромной переправы по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза судами (баржами-паромами и теплоходами) и лицензиями. Следовательно, есть основания полагать, что данные хозяйствующие субъекты не покинули рассматриваемый рынок, а лишь временно приостановили деятельность на данном рынке.

Потребителями на рассматриваемом рынке является неопределенной круг физических лиц – пассажиров паромной переправы, проживающих и (или) работающих в с. Могочино, с. Нарга и близлежащих населенных пунктах, водители автотранспортных средств, а также организации (в т.ч. служба скорой медицинской помощи, пожарная служба, почтовая служба и др.).

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2013 г. – I полугодие 2013 г. в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объеме продаж в стоимостном выражении – величина валовой выручки, полученной хозяйствующими субъектами от оказания услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза в рассматриваемом периоде. Данный показатель выбран отделом экономического анализа в силу того, что каких-либо иных сведений, позволяющих произвести соответствующие расчеты, хозяйствующими субъектами – участниками рассматриваемого рынка не представлено.

Расчеты совокупного объема рынка и долей выявленных хозяйствующих субъектов на нем проводились на основании полученных от перевозчиков паромной переправы сведений.

Потенциальный продавец Компания 1 в рассматриваемом временном периоде услуги паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза не оказывал.

Как показывает динамика рынка, его совокупный объем (емкость) и доли хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке не стабильны, подвержены значительным изменениям и колебаниям.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, рассчитанные на основании данных Таблицы 2, составили:

CR3 = 100%;

HHI = 4650.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров характеризуется высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее – определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение барж-паромов, несамоходных паромов, буксирных теплоходов при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– наличие экономически оправданного минимального количества транспортных средств и пассажиров паромной переправы, минимального количества рейсов, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу оказываемой услуги до момента достижения такого количества (эффект масштаба). Для наиболее рациональной эксплуатации баржа-паром грузоподъемностью 100 т за один рейс должна перевозить одновременно 6 легковых автомобилей.

2)   административные ограничения, включая:

– необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров (перевозка грузов не лицензируется) в соответствии с ч 2 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности (лицензирующий орган – Обское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, установлены Постановлением Правительства № 193 и включают:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

г) наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

д) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата соответствующего договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов;

ж) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья пассажиров на время их перевозки в случаях, предусмотренных статьей 98 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

– стандарты безопасности, установленные Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, Правилами плавания по внутренним водным путям, Правилами оказания услуг ВВТ и др. нормативно-правовыми актами;

– необходимость получения земельного участка во временное пользование для устройства причала (согласно разъяснениям Томской транспортной прокуратуры от 09.08.2013 № 27-7в-13).

По мнению перевозчиков, перечисленные барьеры являются преодолимыми. Это фактически подтверждается и тем, что в 2013 году на рассматриваемый рынок беспрепятственно вошел новый участник – ООО «ТПК «Энергоресурс», а также имело возможность войти на рынок Компания 1, но этого не сделало по собственному выбору.

На основании вышеизложенного и в соответствии с результатами проведенного опроса хозяйствующих субъектов и потенциальных участников рынка барьеры входа на рассматриваемый рынок оцениваются как преодолимые в силу того, что затраты на их преодоление оправданы будущими доходами.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, высоким уровнем концентрации, но барьеры входа на рынок являются преодолимыми, что не ограничивает доступ на этот товарный рынок новых конкурентов. Доли хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке не являются неизменными и стабильными, а подвержены значительным изменениям.

При имеющихся в распоряжении Томского УФАС России сведениях прогнозировать дальнейшие изменения состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в перспективе в сторону увеличения количества участников рынка, уменьшения рыночной концентрации и развития конкуренции не представляется возможным.

Напротив, на рассматриваемом рынке очевидна тенденция к увеличению рыночной концентрации:

– в 2012 г. – I полугодии 2013 г. CR3 составил 100%, HHI – 3760 (согласно аналитическому отчету, подготовленному по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского р-на Томской области по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров в 2012 г. – I полугодии 2013 г.);

– в 2013 г. – I полугодии 2014 г. CR3 составил 100%, HHI – 4650.

В результате действий ООО «ТПК «Энергоресурс», выразившихся в снижении цен на услуги паромной переправы «с. Нарга–с. Могочино» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза в 2013 году, рыночная доля указанного хозяйствующего субъекта превысила в 2013 г. – I полугодии 2014 г. 50%.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

С учетом вышеизложенного на основании п. 1 ч.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «ТПК «Энергоресурс» на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга–с. Могочино» по перевозке пассажиров, транспортных средств и прочего груза может быть признано доминирующим в силу того, что положение ООО «ТПК «Энергоресурс» на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам