Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск»

Сфера деятельности: Транспорт и связь

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего

пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск»

в 2012–2013 годах

 

I. Общие положения

27.06.2014 в адрес Томского УФАС России по подведомственности поступило заявление гр-на Г.А., указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Бакчаравтотранс». На основании поступившего заявления в соответствии с п. 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, в целях установления доминирующего положения ЗАО «Бакчаравтотранс» отделом экономического анализа Томского УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» в 2012–2013 годах.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа - аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта).

3.        Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

4.        Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа).

5.        Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 480 (далее – Положение о лицензировании).

6.        ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД).

7.        ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД).

8.        Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее – Приказ Минтранса № 7).

9.        Закон Томской области от 10.04.2001 № 21-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» (далее – Закон об организации транспортного обслуживания в Томской области).

10.    Постановление Администрации Томской области от 11.02.2013 № 45а «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Томской области» (далее – Постановление № 45а).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– данные Комитета по лицензированию Томской области;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» в 2012–2013 годах;

– данные, полученные по результатам проведенного опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги нерегулярных перевозок пассажиров по маршруту «с. Бакчар – г. Томск»;

– сведения, предоставленные Администрацией Бакчарского района Томской области;

– результаты собственных аналогичных исследований Томского УФАС России;

– иные источники информации.

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

27.06.2014 в адрес Томского УФАС России по подведомственности поступило заявление гр-на Г.А., указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Бакчаравтотранс», имевших место в мае 2014 года.

С учетом вышеперечисленного временной интервал исследования определен в пределах 2-х лет: 2012–2013 годов для того, чтобы у Томского УФАС России была возможность определить имеющиеся на изучаемом рынке тенденции и оценить стабильность долей хозяйствующих субъектов на нем. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с ОКВЭД деятельность, связанная с предоставлением услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, относится к классификационной группе 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки», подгруппе 49.39.1 «Перевозки междугородные и специальные сухопутным пассажирским транспортом по расписанию». Данная подгруппа включает:

49.39.11

Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию

49.39.12

Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию

49.39.13

Перевозки специальные автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом по расписанию (например, перевозки школьными и служебными автобусами)

Группировка 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки» включает также 2 подгруппы, причем 49.39.2 «Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками, не являющимися частью внутригородской, пригородной или городской и пригородной транспортных систем» не относится к автомобильным перевозкам, а 49.39.3 «Перевозки пассажиров сухопутным транспортом нерегулярные» не касается регулярных перевозок.

 

ОКПД в классификационную группу 49.39 «Услуги сухопутного пассажирского транспорта прочие, не включенные в другие группировки» включает:

49.39.1

Услуги по междугородным и специальным сухопутным пассажирским перевозкам по расписанию

49.39.11

Услуги по междугородным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по расписанию

Эта группировка включает:

- услуги по междугородным перевозкам пассажиров по заранее определенному маршрутам и по заранее определенному расписанию автобусами, трамваями, троллейбусами и аналогичными транспортными средствами;

- услуги по перевозке следующего с пассажирами багажа, животных и прочего груза, которые могут осуществляться без дополнительных затрат

49.39.12

Услуги по междугородным специальным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по расписанию

Эта группировка включает:

- услуги по междугородным перевозкам пассажирским автодорожным транспортом по заранее установленным маршрутам и заранее установленному расписанию для определенного сегмента пользователей;

- услуги по регулярному междугородному "челночному" сообщению, например, "челночные" перевозки, предоставляемые в аэропортах

49.39.13

Услуги по специальным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по расписанию прочие

Эта группировка включает:

- услуги по перевозке пассажиров по заранее определенным маршрутам и по заранее определенному расписанию, предназначенные для конкретных групп пользователей, например, колледжей или предприятий;

- услуги по регулярному внутригородскому и пригородному "челночному" сообщению, например, услуги по "челночным" перевозкам между городом и аэропортом;

- все пассажирские перевозки на школьных автобусах, курсирующих между домами учеников и школой, а также между школами, в том числе в сельских районах

 

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как рынок услуг по междугородным перевозкам пассажиров и следующих с ними животных, багажа и прочего груза автомобильным (автобусным) транспортом по расписанию.

Согласно ст. 4 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении – между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Из ст. 5 Устава автомобильного транспорта следует, что перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные и нерегулярные, включающие перевозки по заказу и перевозки легковыми такси.

В соответствии с ч. 1, 2, ст. 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, заключение которого удостоверяется билетом.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по утвержденному расписанию и строго установленному маршруту.

В понимании Устава автомобильного транспорта маршрут «с. Бакчар – г. Томск» является маршрутом регулярных перевозок в междугородном сообщении, поскольку расстояние между границами с. Бакчар и г. Томском составляет более 50 км (согласно паспорту маршрута расстояние между автостанцией с. Бакчар и автовокзалом г. Томска составляет 220,6 км).

Статья 1 Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области подразделяет маршруты на муниципальные и межмуниципальные.

Муниципальный маршрут – маршрут регулярных перевозок, следующий в пределах границ муниципального образования и обеспечивающий транспортные связи между населенными пунктами в границах муниципального образования. Муниципальные маршруты могут быть пригородными, междугородными и городскими (внутригородскими).

Межмуниципальный маршрут – маршрут регулярных перевозок, обеспечивающий транспортные связи между муниципальными районами и (или) городскими округами. Межмуниципальные маршруты могут быть пригородными и междугородными.

Согласно ст. 9 Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области выполнение межмуниципальных маршрутов осуществляется в соответствии с утвержденным паспортом маршрута.

Паспорт маршрута – основной документ, характеризующий маршрут регулярных перевозок, наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояние между ними, стоимость проезда, состояние дороги, а также работу автобусов на маршруте с момента его открытия.

Для каждого конкретного маршрута разрабатывается и утверждается свой паспорт маршрута. В отношении каждого маршрута заключается отдельный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления) и перевозчиком.

Каждый маршрут имеет свой четко обозначенный путь движения транспорта и начальный и конечный пункты. Исходя из этого, услуги регулярных перевозок по разным маршрутам представляют собой разные, невзаимозаменяемые группы товаров.

Маршрут «с. Бакчар – г. Томск» является маршрутом регулярных перевозок в понимании п. 9 ст. 2 Устава автомобильного транспорта, согласно которому маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта определен Паспортом регулярного автобусного маршрута № 522 «Томск–Бакчар», который утвержден в установленном порядке Администрацией Томской области и прилагается к договору на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа от 10.09.2007 № 21 между Администрацией Томской области и ЗАО «Бакчаравтотранс».

Если обратиться к положениям Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области, то маршрут «с. Бакчар – г. Томск» более точно будет назвать межмуниципальным междугородным.

Для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа используются транспортные средства категории «M3» – транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, имеют помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которых превышает 5 тонн (в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа).

Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, включены в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239. Данное право Администрацией Томской области реализовано в Законе об организации транспортного обслуживания в Томской области и Постановлении № 45а.

Совершенно иначе обстоит дело с двумя другими видами перевозок (нерегулярными): перевозками по заказу и перевозками легковыми такси.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ч. 1 ст. 27 Устава автомобильного транспорта). Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется, как правило, договором фрахтования (ст. 28 Устава автомобильного транспорта). Также согласно п. 90 Правил перевозок пассажиров и багажа договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, но круг пассажиров может быть и строго определен (в отличие от регулярных перевозок).

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (ст. 31 Устава автомобильного транспорта, п. 102 Правил перевозок пассажиров и багажа).

Из п. 103 Правил перевозок пассажиров и багажа следует, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа легковое такси, используемое для данного вида перевозок, представляет собой транспортное средство категории «M1» (т.е. используемое для перевозки пассажиров и имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения).

Маршрут же перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту (п. 109 Правил перевозок пассажиров и багажа).

Кроме того, к транспортным средствам, используемым для осуществления трех перечисленных видов перевозок пассажиров и багажа, законодательством предъявляются различные требования (требования Правил перевозок пассажиров и багажа, п. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Томской области от 09.03.2010 № 35-ОЗ «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области»).

Для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковыми такси необходимо разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемое Комитетом по лицензированию Томской области (согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании для оказания услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа необходима лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензирование данного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами в соответствии с требованиями Положения о лицензировании.

В ходе устного опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа легковыми такси в с. Бакчар, проведенного в июле 2014 года, установлено, что стоимость поездки из с. Бакчар в г. Томск составляет 3 500 руб. (макс. вместимость автомобиля – 4 пассажира). Стоимость билета по маршруту регулярных перевозок «с. Бакчар – г. Томск» составляет 347 руб. за 1 пассажира (не включая стоимость провоза багажа).  Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа товары не относятся к взаимозаменяемым, если в связи с заменой товара (услуги) другим товаром (услугой) приобретатель товара (услуги) несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара).

На основании вышеизложенного, в связи с различиями состава покупателей, месту, способу и условиям приобретения услуг, их стоимости, а также в силу не совпадения по существенным признакам и свойствам, услуги перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, услуги перевозок пассажиров по заказу и услуги регулярных перевозок пассажиров и багажа не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) и должны быть отнесены к разным товарным рынкам. Кроме того, сведения о фактах замены потребителями услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту «с. Бакчар – г. Томск» двумя другими видами перевозок в Томском УФАС России отсутствуют.

Не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) также услуги водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, представляющие совершенно разные по техническим и качественным характеристикам товарные группы. Возможность воспользоваться данными видами транспорта для того, чтобы совершить поездку по маршруту «с. Бакчар – г. Томск», у пассажиров отсутствует.

Возможность добраться из с. Бакчар до г. Томска и из г. Томска до с. Бакчар на автобусе, следующем по иным регулярным маршрутам с регламентированной промежуточной остановкой в с. Бакчар (т.е. транзитом), у пассажиров отсутствует.

В дополнение стоит отметить, что существует необходимость разграничить по функциональному назначению и стоимости две группы совершенно разных услуг: услуги по перевозкам пассажиров и услуги по перевозкам багажа. Заключение договора об оказании данных услуг подтверждается отдельными билетами: пассажирским билетом и багажным билетом (квитанцией). Кроме того, возможно раздельное приобретение каждой из указанных услуг независимо.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка были определены как услуги регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск».

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в пределах межмуниципального междугородного маршрута «с. Бакчар – г. Томск».

При рассмотрении заявления гр-на Г.А. признаки нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в действиях ЗАО «Бакчаравтотранс» при осуществлении данным хозяйствующим субъектом перевозок пассажиров по маршруту «с. Бакчар – г. Томск».

Каждый маршрут имеет свой четко обозначенный путь движения транспорта и начальный и конечный пункты. Для каждого маршрута определяются начальный, промежуточные и конечный остановочные пункты, путь следования, расписание, стоимость поездки, как правило, отличающаяся от стоимости поездки по другому маршруту в зависимости от расстояния. Исходя из этого, услуги регулярных перевозок по разным маршрутам представляют собой разные, невзаимозаменяемые группы товаров и, следовательно, относятся к разным товарным рынкам.

Согласно ст. 9 Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области выполнение межмуниципальных маршрутов осуществляется в соответствии с утвержденным паспортом маршрута. Для каждого конкретного маршрута разрабатывается и утверждается свой паспорт маршрута. В отношении каждого маршрута заключается отдельный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Путь следования транспортных средств по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта определен Паспортом регулярного автобусного маршрута № 522 «Бакчар–Томск», который утвержден в установленном порядке Администрацией Томской области и прилагается к договору на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа от 10.09.2007 № 21 между Администрацией Томской области и ЗАО «Бакчаравтотранс»

Остановок по требованию Паспортом регулярного автобусного маршрута № 522 «Бакчар–Томск» не предусмотрено, перевозки пассажиров по данному маршруту осуществляются с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок. Соответственно, согласно ч. 4 ст. 19 Устава автомобильного транспорта посадка и высадка пассажиров осуществляется только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Следовательно, для осуществления поездки по определенному маршруту пассажиру необходимо прибыть в начальный или промежуточные остановочные пункты этого маршрута. Таким образом, можно сделать вывод, что в границах межмуниципального междугородного маршрута «с. Бакчар – г. Томск» потребители имеют возможность воспользоваться услугами регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск», и не имеют такой возможности за его пределами.

На основании вышеизложенного географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах межмуниципального междугородного маршрута «с. Бакчар – г. Томск».

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

В 2012–2013 годах услуги регулярной перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» оказывались одним хозяйствующим субъектом – ЗАО «Бакчаравтотранс» (636200, Томская обл., Бакчарский р-н, с. Бакчар, пер. Трактовый, д. 4).

Потенциальных продавцов на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» в 2012–2013 годах не выявлено.

Потребителями услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» является неопределенный круг физических лиц, проживающих и (или) работающих в с. Бакчар, населенных пунктах, расположенных вблизи от пути следования регулярного автомобильного транспорта по указанному маршруту, и (или) имеющих в этих населенных пунктах и с. Бакчар родственников, друзей, знакомых, и др.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012–2013 года в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах оказанных услуг в стоимостном выражении (величина выручки от реализации пассажирских билетов на рейсы по маршруту «с. Бакчар – г. Томск» за указанный период).

Расчеты совокупного объема рынка и доли выявленного хозяйствующего субъекта на нем проводились на основании полученных от ЗАО «Бакчаравтотранс» сведений.

Из анализа расчетных данных можно заключить, что в 2012–2013 гг. доля ЗАО «Бакчаравтотранс» на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» неизменна, стабильна.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные на основании объема производственных мощностей, составили:

CR1 = 100%;

HHI = 10 000.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» в 2012–2013 годах характеризуется наиболее высоким уровнем концентрации.

 

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимого транспорта (автобусов) и организацию обслуживания автобусного парка при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– наличие экономически оправданного минимального объема оказания услуг, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу оказываемой услуги до момента достижения такого объема оказания услуг. Как показывает практика, рейс по маршруту регулярных перевозок является рентабельным при заполнении автобуса на 70–80%. В виду того, что численность населения (т.е. потенциальных потребителей) Бакчарского района весьма ограничена – 12,6 тыс. чел., с. Бакчар – 6 тыс. чел., существование большого количества хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, экономически не рентабельно.

2)                      административные ограничения, которые заключаются в необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами в соответствии с требованиями Положения о лицензировании.                                                                 Осуществление деятельности по регулярным перевозам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» является оказанием услуг для государственных нужд. Соответственно, договор на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок заключался на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (до 01.01.2014).                                                                                      Кроме того, в целях обеспечения безопасности пассажиров транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, установленным Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозок пассажиров и багажа (в частности п.п. 29–40), Приказом Минтранса № 7.

Перечисленные барьеры входа на рынок не могут быть признаны преодолимыми, что подтверждается отсутствием фактов появления на рассматриваемом рынке других хозяйствующих субъектов – участников рынка помимо ЗАО «Бакчаравтотранс».

 

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» в 2012–2013 годах позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку характеризуется высоким уровнем концентрации и наличием непреодолимых барьерами входа на рынок.

В 2012–2013 годах на рассматриваемом рынке действовал единственный продавец – ЗАО «Бакчаравтотранс», доля которого на указанном рынке стабильна и составляет 100%.

При имеющихся в распоряжении Томского УФАС России сведениях прогнозировать какие-либо изменения состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в сторону увеличения количества участников рынка, уменьшения рыночной концентрации и развития конкуренции не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

С учетом вышеизложенного на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ЗАО «Бакчаравтотранс» на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «с. Бакчар – г. Томск» может быть признано доминирующим в силу того, что положение ЗАО «Бакчаравтотранс» на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам