Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг автовокзала (автостанции) города Стрежевого

Сфера деятельности: Транспорт и связь

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке услуг автовокзала (автостанции) города Стрежевого Томской области

по продаже билетов в 2012–2013 годах

 

I. Общие положения

В связи с обнаружением факта установления ИП Игнатенко Д.В. непредусмотренной законодательством платы за предварительную продажу пассажирских билетов через кассы автовокзала (автостанции) отделом экономического анализа Томского УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на рынке услуг автовокзала (автостанции) г. Стрежевого Томской области по продаже билетов в 2012–2013 годах в целях установления доминирующего положения ИП Игнатенко Д.В.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа – аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ).

2.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

3.        Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта).

4.        Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

5.        Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа).

6.        ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД).

7.        ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД).

8.        Требования к оборудованию автовокзалов, утвержденные приказом Минтранса РФ от 01.11.2010 № 234 (далее – Требования к оборудованию автовокзалов).

9.        Закон Томской области от 10.04.2001 № 21-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» (далее – Закон об организации транспортного обслуживания в Томской области).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– информация, полученная от хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги автовокзала (автостанции) г. Стрежевого Томской области по продаже билетов в 2012–2013 годах;

– сведения, предоставленные Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области;

– иные источники информации.

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

Признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ИП Игнатенко Д.В. обнаружены в августе 2014 года.

С учетом вышеперечисленного временной интервал исследования определен в пределах 2-х лет: 2012–2013 годов для того, чтобы у Томского УФАС России была возможность определить имеющиеся на изучаемом рынке тенденции и оценить стабильность долей хозяйствующих субъектов на нем. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с ОКВЭД деятельность, связанная с предоставлением услуг автовокзала (автостанции) относится к классификационной группе 52.21 «Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом», подгруппе 52.21.2 «Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом». Подгруппы 52.21.1 «Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом» и 52.21.3 «Деятельность вспомогательная, связанная с трубопроводным транспортом», отнесенные к той ж классификационной группе, не рассматриваются, поскольку железнодорожное сообщение между г. Стрежевым и другими населенными пунктами отсутствует, трубопроводный транспорт не предназначен для пассажирских перевозок, и указанные виды деятельности не имеют отношение к деятельности ИП Игнатенко Д.В.

Подгруппа 52.21.2 «Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом» включает:

52.21.21

Деятельность автобусных станций

52.21.22

Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей

Эта группировка включает:

- содержание и эксплуатацию автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе проходящих по улицам населенных пунктов, а также иных проездов для автомобилей, имеющих твердое покрытие;

- услуги пассажирских терминалов, связанные с городскими, пригородными и междугородными автобусными пассажирскими перевозками (продажа билетов, предварительный заказ билетов, камеры хранения багажа)

52.21.23

Деятельность по эксплуатации мостов и тоннелей

52.21.24

Деятельность стоянок для транспортных средств

52.21.25

Деятельность по буксировке автотранспортных средств

52.21.29

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с автомобильным транспортом

 

ОКПД в классификационную подгруппу 52.21.2 «Услуги, связанные с автомобильным транспортом» включает:

52.21.21

Услуги автобусных станций

Эта группировка включает:

- услуги пассажирских терминалов, связанные с городскими, пригородными и междугородными автобусными пассажирскими перевозками (продажа билетов, предварительный заказ билетов, камеры хранения багажа)

Эта группировка не включает:

- услуги по обработке багажа и грузов, см. 52.24.19

52.21.22

Услуги по эксплуатации автомагистралей

52.21.23

Услуги по эксплуатации мостов и тоннелей

52.21.24

Услуги стоянок для транспортных средств

52.21.25

Услуги по буксировке частных и коммерческих автотранспортных средств

52.21.29

Услуги, связанные с автомобильным транспортом, прочие

 

Перечисленные виды услуг не могут рассматриваться в качестве взаимозаменяемых (потенциально взаимозаменяемых) в виду их различий в составе покупателей и продавцов, функциональном назначении, применении, условиях и способе реализации услуг, стоимости и др.

С учетом вышеизложенного предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как рынок услуг автобусных станций.

Пунктом 2 Правил перевозки пассажиров и багажа установлено:

«автовокзал» – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

«автостанция» – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Устава автомобильного транспорта объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств. Помимо автовокзалов и автостанций к объектам транспортной инфраструктуры также относятся терминалы, которые, однако, имеют совершенно иное предназначение. Терминал – производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов (п. 19 ст. 2 Устава автомобильного транспорта).

Согласно ст. 7 требования к оформлению и оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, определяются Правилами перевозок пассажиров и багажа. Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации (п. 20 Правил перевозки пассажиров и багажа).

Как следует из п. 28 Правил перевозки пассажиров и багажа, основные службы и помещения автовокзала (автостанции), предназначенные для обслуживания пассажиров и перевозчиков, включают залы ожидания, билетные кассы, комната матери и ребенка (при наличии), пункты питания (при наличии), пункт медицинской помощи, камера хранения (при наличии), туалеты.

В соответствии с п. 4 и п. 5 Требований к оборудованию автовокзалов автовокзал, на территории которого размещается остановочный пункт, входящий в состав одного или нескольких маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, по которому(ым) максимальный интервал отправления транспортных средств превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этому (этим) маршруту(ам) больше 1 тысячи человек в сутки, для оказания услуг пассажирам и перевозчикам имеет в своем составе помещения:

для организации работы билетных касс;

для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров (возможно совмещение с кассами);

для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей;

для ожидания пассажирами прибытия или отправления транспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала;

для организации работы по приему и выдаче багажа и ручной клади пассажиров (камер хранения);

для размещения комнаты матери и ребенка;

для размещения общественных туалетов;

для размещения пункта общественного питания;

для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала;

для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала.

Автовокзал, на территории которого размещается остановочный пункт, входящий в состав одного или нескольких маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, по которому(ым) максимальный интервал отправления транспортных средств не превышает 2 часов и (или) общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этому (этим) маршруту(ам) до 1 тысячи (включительно) человек в сутки, оборудуется помещениями для оказания услуг пассажирам и перевозчикам:

для организации работы билетных касс;

для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров (возможно совмещение с билетными кассами);

для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей;

для ожидания пассажирами прибытия или отправления автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала (возможно совмещение с помещением для организации работы билетных касс);

для размещения общественных туалетов;

для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала;

для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала (возможно совмещение с помещением для диспетчерской службы).

На основании перечисленного и с учетом ОКПД, действующих прейскурантов автовокзалов (автостанций) Томской области можно выделить следующие услуги автовокзала (автостанции):

– продажа билетов;

– предварительный заказ (бронирование) билетов;

– услуги камеры хранения багажа;

– услуги комнаты матери и ребенка;

– услуги медицинской помощи;

– услуги по организации питания;

– услуги залов ожидания;

– услуги туалетных комнат (санитарно-гигиенические услуги);

– прочие услуги (пользование электророзеткой, телефоном, выдача справок, посещение зала ожидания повышенной комфортности, услуги громкоговорящей связи и др.).

В соответствии с п. 21 Правил перевозки пассажиров и багажа пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции.

Как следует из п. 28 Правил перевозки пассажиров и багажа предназначение автовокзала (автостанции) заключается в обслуживании пассажиров и перевозчиков. Причем, основной услугой автовокзала (автостанции) выступает услуга по продаже пассажирских билетов и багажных квитанций. Все остальные услуги выступают как дополнительные. В то же время, перечисленные услуги автовокзала (автостанции) не могут быть признаны взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) между собой в силу различий в функциональном предназначении и содержании каждой услуги.

Услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов неотделимы от услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, поскольку одни услуги не существуют без других, не могут быть приобретены и потреблены отдельно. Согласно ст. 20 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату – квитанцией на провоз ручной клади. Соответственно, приобретая пассажирский билет и (или) багажную квитанцию, потребитель одновременно заключает договор перевозки пассажиров и (или) багажа автомобильным транспортом.

В силу ст. 24 Устава автомобильного транспорта порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров. Правилами перевозок пассажиров и багажа установлено следующее:

42. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

49. Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

50. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

51. Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

52. В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора – водителем.

Услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов оказываются автовокзалом (автостанцией) от имени перевозчиков, как правило, в соответствии с агентскими договорами на кассовое обслуживание, заключенными с перевозчиками. Плата за услуги по таким договорам предусматривается в виде доли (процента) кассовой выручки от продажи пассажирских билетов и багажных квитанций.

Чаще всего у потребителей имеется также возможность приобрести билет «онлайн» через специализированный веб-портал, используя возможности сети Интернет (далее – онлайн-продажа билетов). Вместе с тем, данная услуга не является в полной мере альтернативной, взаимозаменяемой услугой, в пользу которой можно совершенно отказаться от аналогичной услуги автовокзала (автостанции), поскольку онлайн-продажа билетов является лишь еще одним способом приобретения билетов, дополнительным сервисом, за пользование которым предусмотрена определенная комиссия. Услуги онлайн-продажи билетов оказывает сам автовокзал (автостанция) либо другой хозяйствующий субъект, с которым автовокзалом (автостанцией) заключен субагентский договор. Таким образом, онлайн-продажа билетов не может рассматриваться как самостоятельная услуга, взаимозаменяемая услугам автовокзала.

Исходя из вышеизложенного, окончательно продуктовые границы рынка были определены как услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в пределах г. Стрежевого Томской области.

В соответствии с Правилами перевозки пассажиров и багажа продажа билетов производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов – водителями или кондукторами (п. 49, п. 50). В г. Стрежевом продажа билетов осуществляется в кассах автовокзала, расположенного по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, 3-й мкр., д. 303. Согласно п. 51 Правил перевозки пассажиров и багажа продажа билетов для проезда в междугородном сообщении заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. Между тем, практика показывает, что при посадке за 5 минут до отправления транспортного средства из остановочного пункта (т.е. автовокзала г. Стрежевого) и позже пассажиры имеют возможность приобрести билет у водителя или кондуктора непосредственно при посадке в транспортное средство. Иные способы приобретения билетов в г. Стрежевом отсутствуют.

Таким образом, можно сделать вывод, что в пределах автовокзала г. Стрежевого Томской области пассажиры имеют возможность приобрести пассажирские билеты и багажные квитанции, и не имеют такой возможности за ее пределами.

На основании вышеизложенного географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах автовокзала г. Стрежевого Томской области.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

В 2012–2013 годах услуги автовокзала (автостанции) г. Стрежевого по продаже билетов оказывались одним хозяйствующим субъектом – ИП Игнатенко Д.В. (ИНН 702200095323). Потенциальных продавцов на рассматриваемом рынке не выявлено.

В силу того, что услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов неотделимы от услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, потребителями услуг автовокзала (автостанции) г. Стрежевого по продаже билетов и одновременно услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам с начальным пунктом в г. Стрежевом является неопределенный круг физических лиц, проживающих и (или) работающих в г. Стрежевом, населенных пунктах, расположенных вблизи от пути следования регулярного автомобильного транспорта по указанному маршруту, и (или) имеющих в этих населенных пунктах и г. Стрежевом родственников, друзей, знакомых, и др.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012–2013 года в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах оказанных услуг в стоимостном выражении (величина выручки от реализации пассажирских билетов и багажных квитанций на рейсы по всем маршрутам с начальным пунктов в г. Стрежевом за указанный период).

Расчеты совокупного объема рынка и доли выявленного хозяйствующего субъекта на нем проводились на основании полученных от ИП Игнатенко Д.В. сведений.

Из анализа полученных данных можно заключить, что в 2012–2013 гг. доля ИП Игнатенко Д.В. на рынке услуг автовокзала (автостанции) г. Стрежевого по продаже билетов неизменна, стабильна.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные на основании объема производственных мощностей, составили:

CR1 = 100%;

HHI = 10 000.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок услуг автовокзала (автостанции) г. Стрежевого Томской области по продаже билетов в 2012–2013 годах характеризуется наиболее высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение и обустройство здания автостанции (автовокзала), его содержание при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– наличие экономически оправданного минимального объема оказания услуг (минимального пассажиропотока), обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу оказываемой услуги до момента достижения такого объема оказания услуг. В виду того, что численность населения (т.е. потенциальных потребителей) г. Стрежевого весьма ограничена – 41,6 тыс. чел., существование большого количества хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, экономически нерентабельно.

2)                      административные ограничения (требования), которые установлены Уставом автомобильного транспорта (ч. 6 ст. 19), Правилами перевозок пассажиров и багажа (в частности п.п. 19–28), Требованиями к оборудованию автовокзалов.

Перечисленные барьеры входа на рынок не могут быть признаны преодолимыми, что подтверждается отсутствием фактов появления на рассматриваемом рынке других хозяйствующих субъектов – участников рынка помимо ИП Игнатенко Д.В.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг автовокзала (автостанции) г. Стрежевого Томской области по продаже билетов в 2012–2013 годах позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку характеризуется высоким уровнем концентрации и наличием непреодолимых барьеров входа на рынок.

В 2012–2013 годах на рассматриваемом рынке действовал единственный продавец – ИП Игнатенко Д.В., доля которого на указанном рынке стабильна и составляет 100%.

При имеющихся в распоряжении Томского УФАС России сведениях прогнозировать какие-либо изменения состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в перспективе в сторону увеличения количества участников рынка, уменьшения рыночной концентрации и развития конкуренции не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

С учетом вышеизложенного на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ИП Игнатенко Д.В. на рынке услуг автовокзала (автостанции) по продаже билетов г. Стрежевого Томской области может быть признано доминирующим в силу того, что положение ИП Игнатенко Д.В. на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам