Краткий отчет (обзор) по результатам проведения анализа товарного рынка передачи объектов водоснабжения в аренду (пользование на любых законных основаниях) хозяйствующему субъекту любой организационно-правовой формы.

I. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды проводился Томским УФАС России на рынке передачи объектов водоснабжения в аренду (пользование на любых законных основаниях) хозяйствующему субъекту любой организационно-правовой формы на территории Богашевского сельского поселения в связи с возбуждением дела №02-15/94-16, в соответствии со служебной запиской №274-с от 12.12.2016 заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности о нарушении Администрацией Богашевского сельского поселения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2016 №135-ФЗ.

Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок проведение анализа).

В соответствии с п.10.7. Порядка проведения анализа, исследование состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы:

         - Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ;

         - Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон №115-ФЗ);

         - Федеральный закон от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ);

          - Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ);

          - Федеральный закон от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон №103-ФЗ);

- Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон №147-ФЗ);

          - Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

         - Постановление Главы Администрации Богашевского сельского поселения №84 от 07.07.2014 г. «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным предприятием»;

- Письмо ФАС России от 14.06.2016 № АД/40064/16 «О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

В соответствии с п. 2.1. Порядка проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка устанавливается в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Согласно Постановлению №84 от 07.07.2014 г. Администрации Богашевского сельского поселения о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным предприятием, следует, что Администрация Богашевского сельского поселения передает в оперативное управление Муниципальному унитарному предприятию «Орион» (далее – МУП «Орион») объекты водоснабжения 07.07.2014 г.

На основании вышеизложенного, временной интервал необходимо определить с момента появления Постановления,  т.е. с 07.07.2014 г., до получения служебной записки №274-с от 12.12.2016 г.

С учетом вышесказанного, временной интервал исследования был определен периодом с 07.07.2014 г. - 2016 г.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно п.3.1 Порядка проведения анализа процедура выявления продуктовых границ товарного рынка включает в себя:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

На основании п.3.4 Порядка проведения анализа, предварительно, продуктовые границы были определены, как передача в оперативное управление в соответствии с Постановлением Главы Администрации Богашевского сельского поселения №84 от 07.07.2014 г., либо передача на других законных основаниях объектов водоснабжения, принадлежащих на праве собственности Муниципальному образованию Богашевского сельского поселения Администрации Богашевского сельского поселения.

В соответствии с п.3.5 Порядка проведения анализа установлено следующее.

Согласно п.4 ст.2 Закона №416-ФЗ водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения, непосредственно используемые для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.

На основании ст.6 Закона №416-ФЗ водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.

Согласно ст.13 Закона №416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Договор заключается с абонентом. В качестве абонентов выступают лица, объекты капитального строительства, которые подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения, которые заключают с гарантирующими организациями договоры водоснабжения. Абоненты в данном случае - это потребители, расположенные на территории Богашевского сельского поселения.

Функциональным назначением централизованной системы водоснабжения является транспортировка воды технического и питьевого назначения для нужд абонентов.

Согласно п.3.6 Порядка проведения анализа установлено следующее.

Согласно ст.2 Закона №416-ФЗ гарантирующая организация – это организация, осуществляющая холодное водоснабжение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения. В лице таковой организации выступает МУП «Орион».

В соответствии с Постановлением Главы Администрации Богашевского сельского поселения от 07.07.2014 №84  объекты водоснабжения, принадлежащие на праве собственности Муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение», Администрацией Богашовского сельского поселения  передаются в оперативное управление Муниципальному предприятию Богашевского сельского поселения «Орион».

Таким образом, фактически объекты водоснабжения были переданы в оперативное управление. В соответствии с   Федеральным законом от 07.05.2013 №103 ФЗ «О Внесении изменений в федеральный закон «О концессионных соглашениях»  передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

На основании ч.1 ст.41.1 Закона №416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с ч.3 ст.41.1 Закона №416-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям. Дата ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения не определена, в данном случае, в отношении таких объектов может быть заключено только концессионное соглашение.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона №147-ФЗ водоснабжение относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Рынок в состоянии естественной монополии характеризует наличие инженерной инфраструктуры, определяемой отсутствием равноценных, с точки зрения потребителя товаров-заменителей.

Естественная монополия определена в Законе №147-ФЗ как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, возможные товаро заменители отсутствуют.

На основании вышеизложенного следует, что продуктовые границы могут быть определены как передача объектов водоснабжения  в аренду (пользование на любых законных основаниях) хозяйствующему субъекту любой организационно - правовой формы.

IV. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в границах Богашевского сельского поселения.

Согласно п.4.3 Порядка проведения анализа при выявлении условий обращения товара установлено следующее.

Обязательным условием предоставления услуг водоснабжения (сбор, очистка, распределение воды), как товара, является наличие инженерной инфраструктуры.

Географические границы рынка водоснабжения определяются границами присоединенной сети.

Водоснабжение Богашевского сельского поселения осуществляется из подземных источников через централизованные системы водоснабжения, имеющихся на территории данного сельского поселения.

Таким образом, не представляется  возможным транспортировать с территории Богашевского сельского поселения объекты коммунальной инфраструктуры, с учетом сохранения их работоспособного состояния.  

В соответствии с п.4.5 Порядка проведения анализа  установлено следующее.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Богашевского сельского поселения, выразившиеся в передаче МУП «Орион» в оперативное управление объектов водоснабжения без проведения торгов, были обнаружены при проведении плановой выездной проверки Томского УФАС России.

В оперативное управление Администрацией Богашевского сельского МУП «Орион» были переданы следующие объекты водоснабжения:

В 2014 году (согласно Постановлению Главы Администрации Богашевского сельского поселения №84 от 07.07.2014 г. «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным предприятием»):

- водозаборная скважина в окр. с.Богашево.

В соответствии со ст.2 Положения «О порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Богашевского сельского поселения», утвержденного Советом Богашевского сельского поселения №58 от 05.12.2013 г., к объектам муниципальной собственности относится, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.

На основании вышеизложенного, географические границы определены, как территория Богашевского сельского поселения.

 

V. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия)

 

В ходе принятия Постановления №84 Администрация Богашевского сельского поселения нарушила основополагающие принципы конкуренции, ограничила доступ на товарный рынок потенциальных участников, что повлекло ограничение конкуренции на рынке услуг водоснабжения, в нарушение ст. 15 Закона №135-ФЗ.

Согласно п.14 ст.4 Закона №135-ФЗ к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона №135-ФЗ устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как указано в п.3 «Продуктовые границы товарного рынка» данного отчета (обзора) в соответствии с ч.3 ст.41.1 Закона №416-ФЗ, в отношении объектов водоснабжения - водозаборная скважина в окр. с.Богашево, может быть заключено только концессионное соглашение.

Согласно Закону №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»  передача прав и обязанностей концессионеру осуществляется только по результатам проведения конкурсных процедур.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов – в данном случае конкурса,  создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права. Передача соответствующих прав на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции. Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на передачу государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст.15 Закона №135-ФЗ. Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона №135-ФЗ, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Таким образом, действия Администрации Богашевского сельского поселения по изданию вышеуказанного Постановления о передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения) в оперативное управления МУП «Орион» вместо заключения концессионного соглашения по результатам конкурсных процедур, содержат признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона №135-ФЗ.

 

Выводы

 

По результатам проведения обзора рынка передачи объектов водоснабжения в аренду (пользование на любых законных основаниях) хозяйствующему субъекту любой организационно-правовой формы, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом 07.07.2014 - 2016 гг.

2. Продуктовые границы товарного рынка определены, как передача объектов водоснабжения в аренду (пользование на любых законных основаниях) хозяйствующему субъекту любой организационно-правовой формы.

3. Географические границы товарного рынка определены как территория Богашевского сельского поселения.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): Администрация Богашевского сельского поселения ограничила  доступ потенциальных участников рынка, передав в оперативное управления МУП «Орион» объекты водоснабжения, вместо проведения конкурсных процедур на заключение концессионного соглашения.