Информация по результатам обзора состояния конкуренции на рынке услуг по управлению/обслуживанию многоквартирных домов на территории г. Томска за 2014 – I пол. 2016 г.

В феврале 2017 г. Томское УФАС России завершило проведение обзора состояния конкуренции на рынке услуг по управлению/обслуживанию многоквартирными домами (далее МКД) на территории г. Томска за 2014 – I пол. 2016 г.

По результатам данного обзора были сделаны следующие выводы.

1. Продуктовыми границами товарного рынка в данном обзоре являются как непосредственно услуги по управлению многоквартирными домами, так и в отдельности услуги по обслуживанию многоквартирных домов, т.е. услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющиеся частью услуг по управлению.

Весь комплекс услуг по управлению многоквартирным домом управляющие компании могут оказывать в следующих случаях:

- при выборе на общем собрании собственников помещений способа управления - управление управляющей организацией и заключении договора на управление МКД;

- при заключении договора на управление МКД с органами управления ТСЖ, ЖК).

Оказывать услуги по обслуживанию многоквартирных домов управляющие компании могут в следующих случаях:

- при непосредственном управление в многоквартирном доме в связи с заключением договора на оказание услуг и осуществление работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД с собственниками помещений;

- при заключении договора на оказание услуг и осуществление работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД с органами управления ТСЖ, ЖК.

Деятельность по управлению многоквартирными домами в соответствии с п. 1.3 Жилищного Кодекса РФ осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Для обслуживания многоквартирного дома управляющей компании в соответствии с заключенным договором на оказание услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не требуется.

2. Географические границы рассматриваемого товарного рынка ограничены населенными пунктами, в данном случае территорией г. Томска.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

По состоянию на 31.12.2014 г. фактически услуги по управлению/обслуживанию многоквартирных домов в г. Томске оказывали 67 хозяйствующих субъектов, за период 2015 – I пол. 2016 гг. количество управляющих компаний увеличилось до 70 (на 4,5%). Из них согласно ст. 9 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было выявлено в 2014 г. - 12 групп лиц, в 2015 - 2016 гг. – 13 групп лиц, в составе которых находилось от 2 до 6 хозяйствующих субъектов. Всего в составе групп лиц в 2014 г. присутствовали 33 управляющих компании, в 2014 - 2015 гг. – 39 управляющих компаний.

Из 67 управляющих компаний, фактически оказывающих услуги по управлению/обслуживанию многоквартирных домов в 2014 г., 82% компаний осуществляли деятельность по управлению многоквартирными домами, 18% оказывали только услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, т.е. услуги по обслуживании МКД.

Несмотря на введение административного ограничения, согласно которому юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, были обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года (ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), по состоянию на 31.12.2015 г. из 70 управляющих компаний, фактически осуществляющих деятельность на рынке, 94% компаний получили лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, и лишь 6% компаний работают без лицензии и занимаются лишь обслуживанием многоквартирных домов. Также из вышеуказанных 66 управляющих компаний - 2 компании, несмотря на получение лицензий, также оказывают лишь услуги по обслуживанию МКД, т.е. услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

По состоянию на 30.06.2016 г. из 70 управляющих компаний, фактически осуществляющих деятельность на рынке, уже 96% компаний получили лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, и лишь 4% компаний работают без лицензии и занимаются исключительно обслуживанием многоквартирных домов

4. Доли субъектов на рынке. Наибольшие доли на рынке услуг по управлению/обслуживанию многоквартирных домов в г. Томске занимают группы лиц, в составе которых находится от 2 до 6 хозяйствующих субъектов.

За исследуемый период времени максимальная рыночная доля как на рынке услуг по управлению/обслуживанию многоквартирных домов, так и на рынке услуг по управлению МКД в отдельности на территории г. Томска в 2014 г., 2015 г. и I полугодие 2016 г. приходилась на группу лиц в составе: ООО «Жилсервис ТДСК», ЗАО «Уют ТДСК», ООО «Дом-Сервис ТДСК».

5. Уровень концентрации исследуемого рынка. Согласно коэффициенту рыночной концентрации (CR3) и индексу рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) за 2015 г. и I полугодие 2016 г. рынок услуг управления/обслуживания МКД в совокупности и рынок управления МКД в отдельности характеризуются как конкурентные и низкоконцентрированные.

Однако, по мнению 54% руководителей управляющих компаний конкуренция в г. Томске идет лишь за новые дома, так как ветхое жилье никому не нужно, а около 41% руководителей считают, что конкуренция сильная на всем рынке.

6. Проблемы рынка. По результатам опроса управляющих компаний г. Томска были выявлены следующие проблемы, ограничения, мешающие эффективной работе управляющих компаний:

- рост задолженности собственников помещений в многоквартирном доме, которое невозможно взыскать даже по решению суда, что препятствует эффективному и планомерному управлению многоквартирным домом;

- отсутствие утвержденного органами власти минимального размера платы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с минимальным перечнем, который можно было бы использовать в МКД, в случае если собственники не провели общее собрание собственников;

- у управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, практически нет возможности оказывать влияние на эти услуги и их качество;

- отсутствие финансовой поддержки по обслуживанию малобюджетных домов со стороны муниципалитета;

- из-за отсутствия четкого регламента перехода жилого дома из одной управляющей компании в другую, а также недобросовестности компаний, возникает сложность в передаче технических и иных документов на многоквартирный дом, а также перечисления остаточных денежных средств собственников многоквартирного дома, что ведет к долгим судебным разбирательствам, появлением фальсифицированных протоколов решений собственников жилья.

- низкая заинтересованность собственников помещений в многоквартирных домах в поиске управляющих компаний, предлагающих более выгодные условия.