Анализ состояния конкуренции на рынке торговли продовольственными товарами за 2019 г. на территории Томской области.

Анализ состояния конкуренции на рынке торговли продовольственными товарами за 2019 г. на территории Томской области.

Во исполнение возложенных на Томское УФАС России функций по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети в Томской области, ограничений, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был проведен анализ сведений о размере долей, занимаемых крупнейшими торговыми сетями в общем объеме всех реализованных продовольственных товаров за 2019 г. в границах Томской области, муниципальных районов и городских округой Томской области.

Данный анализ Томское УФАС России проводит в течении последних 9 лет, что позволило накопить определенную информацию.

Согласно сведениям, предоставленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области, с 2011г. по 2019 г. общий объем всех реализованных продовольственных товаров в Томской области в номинальном денежном выражении увеличился более чем в два раза, положительная динамика наблюдается каждый год (Таблица 1).

Таблица 1. Объем реализованных за 2011 - 2019 гг.

Период

Объем реализованных продовольственных товаров, тыс. руб.

Темп роста товарооборота, %

Коэффициент инфляции, %*

2011

36 133 695

 

6,1

2012

37 992 006

5,14

6,58

2013

43 303 549

13,98

6,45

2014

45 215 412

4,42

11,36

2015

49 422 092

9,30

12,91

2016

55 272 197

11,84

5,38

2017

60 645 555

9,72

2,52

2018

67 428 491

11,18

4,27

2019

73 077 196

8,38

3,05

 

*Показатели инфляции даны по данным сайта: уровень-инфляции.рф

Если обратиться к данным товарооборота и инфляции, то можно сделать вывод о том, что показатели инфляции и размер товарооборота продовольствия, которое приобретает население Томской области, зависят друг от друга крайне слабо. Конечно потребительская инфляция снижает размер реальных располагаемых доходов населения, однако, если рост товарооборота за год, например 2018, превышает 11 процентов при уровне инфляции 4,3 процента, то можно предположить наличие существенного роста именно реальных доходов населения. Соответственно показатели 2014 и 2015 годов прямо свидетельствуют об обратном.

На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что общая стоимость продуктов питания, которую приобретает население области течении года, скорее зависит от общей экономической ситуации и располагаемых доходов населения.

В течении 2019 года, по информации собранной Томским УФАС России, на территории области функционировали 419 торговых точек, принадлежащих крупнейшим торговым сетям, при этом в 2018 году таких точек насчитывалось 425.

При расчете доли реализованных продовольственных товаров были использованы данные, предоставленные 17 крупнейшими хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность в формате сетевого ритейла и действующими на территории Томской области. По сравнению с 2018 годом данное количество сократилось на 5 хозяйствующих субъектов. (Таблица 2).

Таблица 2. Перечень хозяйствующих субъектов.

Наименование юридического лица

Наименование торговой сети

Количество принадлежащих торговых объектов на территории Томской области

ООО «Альфа сургут»

«Красное@Белое»

12

ООО «Глобал-Маркет»

«F-SITY»

«SPAR»

6

ООО «Инвест Ресторация»

«Абрикос»

1

ООО «Спар-Томск»

«Абрикос», «Абрикос +»,

«INTERSPAR»

32

ООО «Розница К-1»

«Мария Ра»

120

ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»

«Метро»

1

ООО «Лента»

«Лента»

4

АО «Тандер»

«Магнит»

59

ООО «Камелот А»

«Ярче»

115

ООО «ДельтаТорг»

ООО «Гринтея»

ООО «Дина»

ООО «МегаТорг»

«Быстроном»

10

ООО «Агроторг»

«Пятерочка»

50

ООО «Торгсервис 342»

«Светофор»

6

ООО «Элемент Трейд»

«Монетка»

10

ООО «Альбион 2002»

«Бристоль»

5

 

На рынке Томской области три наиболее крупных сети: «Мария – Ра», «Магнит», «Ярче», осуществляют свою деятельность через 294 торговые точки, т. е. по числу магазинов данные сети занимают около 70 процентов от их общего количества. Год назад данный показатель составлял 60 процентов.

Если сравнить данные таблицы 2 с показателями годовой давности, то мы увидим, что с рынка ушли такие сети как «Холди» и «Радуга вкуса», причем стоит напомнить, что магазин сети «Холидей» являлся первым гипермаркетом в Томской области.

Главной причиной проведения настоящего анализа явилось необходимость контроля соблюдения требований статьи 14 Закона о торговой деятельности. Анализ проводился в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2010 N 305 «Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год».

Расчет доли оборота розничной торговли продовольственными товарами, реализованными в отчетном году хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в общем обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах субъекта (муниципального образования) производится конкретным хозяйствующим субъектом по формуле:

D = Т / О x 100%

где:

D - доля объема продовольственных товаров в денежном выражении, реализованных хозяйствующим субъектом в отчетном году в границах субъекта (муниципального образования) РФ;

Т - оборот розничной торговли продовольственными товарами конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), за отчетный год в границах субъекта (муниципального образования) РФ;

О - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Конечно в рамках области или границах города Томска занять долю более 25 % от общего товарооборота может только очень крупный хозяйствующий субъект, однако в границах сельского муниципального района это вполне осуществимо и данные анализа рынка это подтверждают.

Перечень хозяйствующих субъектов по каждому муниципальному образованию с указанием долей в общем объеме реализованных продовольственных товаров представлен в таблице 3 (является коммерческой тайной).

Что касается открытой информации таблицы 3 необходимо отметить, что в 2019 году крупные торговые сети действовали на территории всех муниципальных районов Томской области, за исключением г. Кедрового. При этом в общем товарообороте Томской области доля города Томска составляет около 65 процентов, однако в сетевом товарообороте эта доля повышается до 75 процентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проникновение продовольственных сетей в сельские территории отстает от областного центра.

Информация о хозяйствующих субъектах (торговых сетях), занимающих наиболее крупные доли в разрезе муниципальных образований, в 2018 – 2019 г. представлена в таблице 4.

Таблица 4. Торговые сети, занимающие крупнейшие доли.

№ п/п

Муниципальное образование

Наименование торговой сети

Количество торговых объектов в 2019 г.

Количество торговых объектов в 2018 г.

Доля в 2019 г.

Доля в 2018 г.

1

ЗАТО Северск

«F-SITY»

1

1

>25%

>25%

«Мария Ра»

18

18

< 25%

<25%

«Ярче»

13

9

< 25%

<25%

2

г. Стрежевой

«Магнит»

7

6

< 25%

<25%

 

3

Александровский район

«Красное@Белое»

2

2

< 25%

>25%

«Монетка»

2

2

>25%

>25%

 

4

Асиновский район

«Мария Ра»

4

4

< 25%

<25%

«Ярче»

3

3

< 25%

<25%

 

5

Бакчарский район

«Мария Ра»

1

1

< 25%

<25%

«Ярче»

1

1

< 25%

<25%

6

Верхнекетский район

«Магнит»

1

1

< 25%

<25%

 

7

Зырянский район

«Мария Ра»

1

1

>25%

>25%

«Магнит»

1

1

< 25%

< 25%

8

Каргасокский район

«Магнит»

1

1

< 25%

<25%

9

Кожевниковский район

«Ярче»

2

2

>25%

>25%

 

10

Колпашевский район

«Мария Ра»

6

6

>25%

>25%

«Магнит»

3

3

< 25%

< 25%

 

11

Кривошеинский район

«Мария Ра»

1

1

>25%

<25%

«Ярче»

1

1

< 25%

< 25%

 

12

Молчановский район

«Мария Ра»

1

1

< 25%

<25%

«Ярче»

1

1

< 25%

<25%

13

Парабельский район

«Мария Ра»

1

-

< 25%

< 25%

14

Первомайский район

«Мария Ра»

2

2

>25%

<25%

15

Тегульдетский район

«Мария Ра»

1

1

>25%

< 25%

 

16

Томский район

«Мария Ра»

11

10

< 25%

< 25%

«Ярче»

5

5

< 25%

< 25%

 

17

Чаинский район

«Мария Ра»

1

1

>25%

>25%

«Магнит»

1

1

>25%

< 25%

 

18

Шегарский район

«Ярче»

3

3

>25%

>25%

 

По итогам анализа таблицы 4 можно сделать вывод о том, что предельные границы по итогам 2019 года были превышены 5 хозяйствующими субъектами (таблица 5), следовательно в случае расширения своей торговой сети в отдельных муниципалитетах данные хозяйствующие субъекты допустят нарушение законодательства о торговле.

Таблица 5. Хозяйствующие субъекты, имеющие долю более 25%.

Наименование ХС (торговой сети)

Муниципальный район, в котором ХС имеет долю более 25% по состоянию на 2019 г.

1

ООО «Глобал – Маркет» («F-SITY»)

ЗАТО Северск

2

ООО «Элемент Трейд» («Монетка»)

Александровский район

3

ООО «Розница К-1» («Мария Ра»)

Зырянский район

Колпашевский район

Кривошеинский район

Первомайский район

Тегульдетский район

Чаинский район

4

ООО Камелот А («Ярче»)

Кожевниковский район

Шегарский район

5

ООО «Тандер» («Магнит»)

Чаинский район

 

Выводы, которые можно сделать по итогам проведенного исследования:

- в Томской области продолжается рост товарооборота продовольствия, причем в темп роста товарооборота существенно превышает уровень инфляции,

- в области продолжается процесс концентрации торговых сетей – крупнейшие сети продолжают наращивать количество торговых точек, отдельные хозяйствующие субъекты наоборот выходят с рынка Томской области,

- в 10 муниципальных образованиях (из 20) существуют торговые сети, достигшие доли рынка, при которой действующее законодательство о торговле запрещает любое увеличение торговых площадей,

- по итогам проведенного исследования нарушения требований Закона о торговле на территории Томской области не выявлено.