Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского р-на Томской области в 2012 – I полугодии 2013 года

Сфера деятельности: Транспорт и связь

I. Общие положения

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно п. 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках.

Основанием для проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров в 2012 – I полугодии 2013 года послужила служебная записка специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности от 02.07.2013 № б/н.

Анализ состояния конкуренции на указанном рынке проводится с целью установления доминирующего положения Компании 1.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа – аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.         Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности).

3.         Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее – Кодекс внутреннего водного транспорта).

4.         Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс).

5.        Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс).

6.        Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 71, (далее – Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей).

7.        Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, (далее – Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта).

8.        ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17, (далее – ОК 004-93).

9.        ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, (далее – ОК 029-2001).

10.    Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129, (далее – Правила плавания по внутренним водным путям).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– сведения, предоставленные Администрацией Молчановского района Томской области;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров;

– данные, полученные по результатам проведенного опроса перевозчиков паромной переправы;

– сведения, предоставленные Томской транспортной прокуратурой, ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора);

– иные источники информации.

 

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

11.06.2013 в адрес Томского УФАС России поступило заявление от Компании 2 и Компании 3 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Компании 1, имеющих место в I полугодии 2013 года.

Следует отметить, что оказание услуг паромной переправы по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров носит сезонный характер и связано с периодом навигации. Так, в 2012 году навигационный период составил 199 дней: с 19.04.2012 по 07.11.2012 (по данным перевозчиков). В 2013 году навигационный период открыт 26.04.2013.

Компания 1 осуществляет деятельность по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров на паромной переправе «с. Нарга – с. Могочино» с начала навигационного периода 2013 года (26.04.2013). До этого момента компания данных услуг не оказывала.

С учетом вышеизложенного временной интервал исследования определен в пределах 2012 – I полугодия 2013 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены в пределах рынка услуг паромной переправы по перевозке транспортных средств, груза и пассажиров.

Согласно п. 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта под паромной переправой понимается участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами.

Паром представляет собой судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами (п. 2 Правил плавания по внутренним водным путям).

В соответствии с ОК 029-2001 деятельность, связанная с предоставлением услуг паромной переправы по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров, относится к классификационной группе 61.20 «Деятельность внутреннего водного транспорта». Указанная классификационная группа включает в себя:

– деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код 61.20.1);

– деятельность внутреннего водного грузового транспорта (код 61.20.2).

По ОК 004-93 в классификационную группу 6120000 «Услуги внутреннего водного транспорта» включаются:

6120010   Перевозки пассажирские

   6120011   Перевозки пассажирские на транспортных линиях

   6120012   Перевозки пассажирские на туристских линиях

   6120013   Перевозки пассажирские  на  экскурсионно-прогулочных линиях

6120020   Перевозки грузовые

6120030   Буксировка плотов, судов и иных плавучих объектов

6120040   Услуги по   сдаче  в  аренду  речных  и  озерных  судов  с экипажами

Паром в пределах своей грузоподъемности перевозит за один рейс как пассажиров, так и груз, включая сухопутные транспортные средства, скот и пр., с одного берега водного объекта на противоположный по установленному расписанию.

В ходе анализа наличие возможности воспользоваться иным способом переправы с одного берега р. Обь на другой без увеличения расходов более чем на 10% у потребителей услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Томским УФАС России не установлено.

На основании вышеизложенного продуктовые границы рынка были определены как услуги паромной переправы по перевозке транспортных средств, груза и пассажиров.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы товарного рынка определены в пределах паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского района Томской области.

Паромы в районе переправы «с. Нарга – с. Могочино» совершают рейсы по перевозке грузов и пассажиров от одного берега р. Обь к противоположному с причаливанием в специально установленных местах, где происходит погрузка/разгрузка пассажиров и грузов, включая сухопутные транспортные средства и скот. Из этого следует, что услуги по перевозке транспортных средств, груза и пассажиров оказываются непосредственно в пределах паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино».

По данным Администрации Молчановского района, другой паромной переправы в Молчановском районе нет, ближайшие паромные переправы через р. Обь расположены на расстоянии 80–100 км (с. Озерное и г. Колпашево Колпашевского района и с. Никольское Кривошеинского района), что исключает возможность переправы через р. Обь каким-либо иным способом без увеличения расходов более чем на 10%.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, груза и пассажиров является местным (локальным) рынком. Географические границы указанного рынка определены в пределах паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» Молчановского района Томской области.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

В 2012 – I полугодии 2013 года услуги паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров оказывались тремя хозяйствующими субъектами, имеющими соответствующие лицензии на перевозку внутренним водным транспортом пассажиров (перевозка грузов не лицензируется), выданные Обским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Кроме того, в качестве потенциального продавца на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров был установлен один хозяйствующий субъект – N.

По сведениям, предоставленным Администрацией Молчановского района, и информации, полученной в ходе устной беседы с директором N, установлено, что данной организации по договору аренды земельного участка Администрацией Молчановского района переданы во временном владение и пользование земельные участки в с. Нарга и с. Могочино для размещения пристани. N имеет соответствующую лицензию, необходимые речные суда. Компанией произведен предварительный расчет расходов по содержанию парома и себестоимости услуг. Но до настоящего момента N к деятельности по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров на паромной переправе «с. Нарга – с. Могочино» не преступило. Планирует приступить к деятельности после урегулирования некоторых моментов с Администрацией Молчановского района.

Потребителями на рассматриваемом рынке являются пассажиры паромной переправы, водители автотранспортных средств, организации (в т.ч. служба скорой медицинской помощи, пожарная служба) и др.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012 – I полугодие 2013 года в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объеме продаж в стоимостном выражении – величина валовой выручки, полученной хозяйствующими субъектами от оказания услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров в рассматриваемом периоде.

Расчеты совокупного объема рынка и долей выявленных хозяйствующих субъектов на нем проводились на основании полученных от перевозчиков паромной переправы сведений.

N в рассматриваемом периоде услуги паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров не оказывало.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные на основании полученных данных, составили:

CR3 = 100%;

HHI = 3760.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров характеризуется высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее – определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение барж-паромов, несамоходных паромов, буксирных теплоходов при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– наличие экономически оправданного минимального количества транспортных средств и пассажиров паромной переправы, минимального количества рейсов, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу оказываемой услуги до момента достижения такого количества (эффект масштаба). Для наиболее рациональной эксплуатации баржа-паром грузоподъемностью 100 т за один рейс должна перевозить одновременно 6 легковых автомобилей;

– преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка: наличие земельных участков и обустроенных причалов.

2)   административные ограничения, включая:

– необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров (перевозка грузов не лицензируется) в соответствии с ч 2 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности (лицензирующий орган – Обское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта);

– стандарты безопасности, установленные Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, Правилами плавания по внутренним водным путям и др. нормативно-правовыми актами;

– необходимость получения земельного участка во временное пользование для устройства причала (разъяснения Томской транспортной прокуратуры от 09.08.2013 № 27-7в-13).

На основании вышеизложенного и в соответствии с результатами проведенного опроса хозяйствующих субъектов и потенциальных участников рынка барьеры входа на рассматриваемый рынок оцениваются как преодолимые в силу того, что затраты на их преодоление оправданы будущими доходами.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг паромной переправы «с. Нарга – с. Могочино» по перевозке транспортных средств, грузов и пассажиров в 2012 – I половине 2013 года доминирующего положения Компании 1 не установлено.

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, высоким уровнем концентрации, но барьеры входа на рынок преодолимы.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что необходимость во включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, выявленных хозяйствующих субъектов отсутствует.