Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии из сетей напряжением 220кВ в Томской области в 2011–2012 годах

Сфера деятельности: Электроэнергетика

I. Общие положения

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочиями по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов), а также проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке наделен антимонопольный орган.

Приказом Томского УФАС России от 18.08.2005 № 101/70 ОАО «Томские магистральные сети» (далее – ОАО «ТМС») было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции «Электрическая энергия ОКП 01 1000 ОКПД 40.12 Передача электроэнергии, напряжение 220 кВ» в географических границах Томской области с долей >65 процентов.

Аналитический отчет, подготовленный по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе, согласно п. 14 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, является основанием для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из указанного реестра.

Таким образом, с целью актуализации Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии из сетей напряжением 220кВ.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.        Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

2.        Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности);

3.        Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике);

4.        Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (далее – Постановление о реформировании электроэнергетики);

5.        Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (далее – Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике);

6.        Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (далее – Правила оптового рынка электрической энергии и мощности);

7.        Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» (далее – Постановление о федеральном оптовом рынке электрической энергии);

8.        Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Постановление о ценообразовании в области регулируемых цен в электроэнергетике);

9.        ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (далее – ОК 004-93);

10.    ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОК 029-2001);

11.    ОК 034-2007. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОК 034-2007);

12.    Приказ Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления».

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

П. 1.3 Порядка проведения анализа устанавливает, что при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

1.        Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2.        Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.        Определение географических границ товарного рынка.

4.        Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках в качестве продавцов и покупателей.

5.        Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:

– данные ФСТ России;

– сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги по передаче электрической энергии из сетей напряжением 220 кВ на территории Томской области в 2011–2012 гг;

– иные источники информации.

                                              II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

С 2005 года ОАО «ТМС» прекратило производственно-хозяйственную деятельность в связи с передачей принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства во временное пользование Компании 1 по договору.

На основании вышеизложенного временной интервал исследования определен в пределах 2011–2012 гг. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка основывалось на позиции, по которой хозяйствующий субъект включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, – «Передача электроэнергии, напряжение 220 кВ».

Ст. 3 Закона об электроэнергетике определено, что услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Постановлением о реформировании электроэнергетики под передачей электрической энергии (мощности) подразумевается оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы – субъектам оптового рынка электроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи.

Данному виду деятельности ОК 034-2007 присвоен код 40.12 «Услуги по передаче электроэнергии». Данная классификационная группа включает услуги систем электропередачи, подающих электроэнергию от электростанций (источников электрической энергии) к распределительным электрическим сетям, услуги по передаче электроэнергии по коммунальным электрическим сетям, услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, кроме коммунальных, услуги по передаче энергии по единой национальной электрической сети.

Из Приложений № 23, 24 к Приказу Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» может быть установлено, что номинальный класс напряжения электрических сетей варьируется от 0,38 до 1150 кВ. Выделяется передача электроэнергии следующими классами номинального напряжения:

0,4 кВ;

1–20 кВ;

27,5–60 кВ;

150–110 кВ;

220 кВ;

330 кВ;

500 кВ.

Перечисленные разновидности не являются взаимозаменяемыми в виду различий в составе участников рынка, технологического оборудования, используемого для каждого вида услуг, функционального назначения.

В устной беседе с представителем ОАО «ТМС» установлено, что объекты электросетевого хозяйства ОАО «ТМС» не включены в единую национальную электрическую сеть, однако централизованно управляются и используются Компанией 1 для оказания услуг по передаче энергии по единой национальной электрической сети, в т.ч. передачи электроэнергии из сетей напряжением 220 кВ.

Единая энергетическая система России представляет собой совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона об электроэнергетике деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Приказом ФСТ России от 25.06.03 Компания 1 включена в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Услуги по передаче электроэнергии из сетей напряжением 220 кВ относятся к сфере оптового рынка электрической энергии и мощности (далее оптовый рынок). Оптовый рынок есть сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, окончательно продуктовые границы изучаемого товарного рынка были определены как рынок услуг по передаче электроэнергии из сетей напряжением 220 кВ.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Исходя из того, что ОАО «ТМС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по решению Томского УФАС России, а также зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет свою деятельность на территории Томской области, предварительно географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены в пределах Томской области.

В ходе анализа установлено, что объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ОАО «ТМС» и фактически переданные в настоящее время во временное пользование Компании 1, расположены на территории Томской области и используются для оказания услуг по передаче электроэнергии в Томской области. Кроме того, покупателями являются энергосбытовые компании, осуществляющие свою деятельность на территории Томской области.

Таким образом, окончательно географические границы рынка услуг по передаче электроэнергии из сетей напряжением 220 кВ определены в пределах Томской области.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

Томским УФАС России был выявлен 1 хозяйствующий субъект, осуществлявший передачу электроэнергии из сетей напряжением 220 кВ в 2011–2012 гг.

Потребителями услуг по передаче электроэнергии из сетей напряжением 220 кВ являются энергосбытовые компании, осуществляющие свою деятельность на территории Томской области.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2011–2012 гг. в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объеме реализации электроэнергии в натуральном выражении – в кВт/ч.

Выводы

С учетом вышеизложенного, в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, и с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6, необходимо на основании настоящего Аналитического отчета внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, путем исключения из регионального раздела указанного реестра сведений о ОАО «Томские магистральные сети» по позиции «Электрическая энергия ОКП 01 1000 ОКПД 40.12 Передача электроэнергии, напряжение 220 кВ» в географических границах Томской области с долей >65 процентов.

В силу того, что Компания 1 включена в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, необходимость во включении данной организации в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, отсутствует.