Проект Федерального закона N 247215-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Сфера деятельности: Торговая деятельность
Проект
N 247215-6
 
Внесен депутатами
Государственной Думы
С.М. Мироновым, А.В. Беляковым
 
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 
Внести в статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2010, N 1, ст. 2) изменение, дополнив ее частью 7 следующего содержания:
"7. На отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, торговая наценка устанавливается в размере не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.".
 
Президент
Российской Федерации
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 
На данный момент розничные наценки на продукты питания в Российской Федерации составляют до 100 процентов на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40 - 50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов. Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания российскими торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок Федеральной антимонопольной службы России.
Тем не менее, до сих пор в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на социально значимые товары.
Пока действующая редакция Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает лишь экстренные меры в виде "замораживания цен" на социально значимые товары в случае резкого их роста (часть 5 статьи 8), что не может служить постоянным механизмом регулирования рынка. Между тем в мировой практике, как в странах ЕС, так и в США, цены на этот сегмент товаров находятся под жестким контролем государства на протяжении всей цепочки реализации товара.
В частности, в Австрии, Дании, Норвегии действуют специальные законы в области ценообразования, регламентирующие установление максимальных потребительских цен на отдельные группы товаров. В Израиле, где сложилась такая же парадоксальная ситуация с размером торговых наценок, министр сельского хозяйства предложил обязать предпринимателей рядом с ценой товара указывать его закупочную стоимость.
Более того, в Российской Федерации уже сейчас в ряде регионов практикуется ограничение торговых наценок на отдельные группы товаров. К примеру, в ноябре 2012 года после значительного повышения стоимости хлеба руководством Республики Северная Осетия было принято решение об установлении предельной торговой наценки в размере 10% при продаже данного товара в розничной торговле.
Особенную актуальность проблема сдерживания розничных цен на продукты питания путем ограничения торговых наценок обретает в кризисные периоды, когда наравне с объективными экономическими факторами на процесс ценообразования на рынке потребительских товаров влияют и спекулятивные моменты. В качестве примера подобной ситуации можно привести гибель почти трети урожая зерновых в России вследствие аномальной жары летом 2010 года. Имевший место в указанном году во всех регионах России рост цен на муку, хлеб, крупы и молочную продукцию наглядно продемонстрировал неизбежность проявления также и спекулятивного фактора в виде наценок со стороны, как производителей, так и ритейлеров. Для предотвращения таких ситуаций у нас не создано никаких правовых механизмов, кроме проверок ФАС.
На основании изложенного, законопроектом предлагается ограничить торговую наценку на социально значимые продукты питания максимум 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.
 
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
 
 
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 
В связи с принятием данного Федерального закона потребуется принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых будет устанавливаться торговая наценка в размере не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.