Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах

Сфера деятельности: Транспорт и связь

I. Общие положения

По имеющимся в Томском УФАС России сведениям N были реализованы пассажирские билеты на автобус, следующий по маршруту «г. Асино – г. Томск», на 01.12.2013, время отправления 18:10 по цене, превышающей установленную Постановлением Администрации Томской области от 11.02.2013 № 45а «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Томской области» предельную стоимость. В указанных действиях N содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно п. 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках.

В целях установления доминирующего положения N  Томским УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа - аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта).

3.        Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

4.        Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа).

5.        Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 480 (далее – Положение о лицензировании).

6.        ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (далее – ОК 004-93).

7.        ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД).

8.        ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 (далее – ОКУН).

9.        Закон Томской области от 10.04.2001 № 21-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» (далее – Закон об организации транспортного обслуживания в Томской области).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– сведения, предоставленные Комитетом по лицензированию Томской области;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах;

– данные, полученные по результатам проведенного опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги нерегулярных перевозок пассажиров по маршруту «г. Асино – г. Томск»;

– сведения, предоставленные Администрацией Асиновского района Томской области.

 

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

На основании вышеперечисленного временной интервал исследования определен в пределах 2012–2013 годов. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно ОКУН группа услуг 020000 «Транспортные услуги» состоит из широкого перечня услуг пассажирского (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного и городского электрического) и грузового транспорта и услуг транспортной экспедиции. В подгруппу «Услуги пассажирского транспорта» (код 021000) помимо перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам (код 021520) включены:

– специальные перевозки пассажиров (код 021530);

– разовые перевозки пассажиров автобусами (код 021540);

– перевозок пассажиров легковыми таксомоторами в городском и пригородном сообщении (код 021545)

– перевозок пассажиров легковыми автомобилями (кроме таксомоторных) (код 021550).

Выделяются перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

ОКВЭД разделяет деятельность транспорта (сухопутного, водного и воздушного) на отдельные классы. Деятельность по регулярным перевозкам пассажиров относится к группе «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию» (код 60.21), которая включает:

60.21.1   Деятельность автомобильного  (автобусного) пассажирского

               транспорта, подчиняющегося расписанию

60.21.11  Внутригородские автомобильные  (автобусные) пассажирские

                перевозки, подчиняющиеся расписанию

60.21.12  Пригородные автомобильные    (автобусные)   пассажирские

                перевозки, подчиняющиеся расписанию

60.21.13  Междугородные автомобильные   (автобусные)  пассажирские

                перевозки, подчиняющиеся расписанию

60.21.14  Международные автомобильные   (автобусные)  пассажирские

                перевозки, подчиняющиеся расписанию

60.21.2    Деятельность городского электрического транспорта

60.21.3    Пассажирские перевозки      фуникулерами,     воздушными

                канатными дорогами и подъемниками

ОК 004-93 четко разделяет на две разные подгруппы деятельность пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022), и деятельность пассажирского автомобильного транспорта, подчиняющегося расписанию (код 6021). Последняя включает услуги и работы, связанные с деятельностью, обеспечивающей регулярные внутригородские, пригородные и междугородние перевозки пассажиров по установленным маршрутам, подчиняющиеся опубликованным расписаниям, посадку и высадку пассажиров на остановках, указанных в таких расписаниях. Они могут осуществляться автобусами, микроавтобусами и т.п. Включаются такие виды транспортной деятельности по маршрутам город – аэропорт или город – железнодорожный вокзал, перевозки экскурсионными автобусами и т.п.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены в пределах рынка услуг перевозки пассажиров автомобильным транспортом по междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск».

В соответствии с классификацией ОКВЭД данному виду деятельности присвоен код 60.21.14.

Согласно ст. 4 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении – между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Из ст. 5 Устава автомобильного транспорта следует, что перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные и нерегулярные, включающие перевозки по заказу и перевозки легковыми такси.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, заключение которого удостоверяется билетом.

Таким образом, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по утвержденному расписанию и строго установленному маршруту.

Ст. 1 Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области подразделяет маршруты на муниципальные и межмуниципальные.

Муниципальный маршрут – маршрут регулярных перевозок, следующий в пределах границ муниципального образования и обеспечивающий транспортные связи между населенными пунктами в границах муниципального образования. Муниципальные маршруты могут быть пригородными, междугородными и городскими (внутригородскими).

Межмуниципальный маршрут – маршрут регулярных перевозок, обеспечивающий транспортные связи между муниципальными районами и (или) городскими округами. Межмуниципальные маршруты могут быть пригородными и междугородными.

Согласно ст. 9 Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области выполнение межмуниципальных маршрутов осуществляется в соответствии с утвержденным паспортом маршрута.

Паспорт маршрута – основной документ, характеризующий маршрут регулярных перевозок, наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояние между ними, стоимость проезда, состояние дороги, а также работу автобусов на маршруте с момента его открытия.

Для каждого конкретного маршрута разрабатывается и утверждается свой паспорт маршрута. В отношении каждого маршрута заключается отдельный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Каждый маршрут имеет свой четко обозначенный путь движения транспорта и начальный и конечный пункты. Исходя из этого, услуги регулярных перевозок по разным маршрутам представляют собой разные, невзаимозаменяемые группы товаров.

Маршрут «г. Асино – г. Томск» является маршрутом регулярных перевозок в понимании п. 9 ст. 2 Устава автомобильного транспорта, согласно которому маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта определен Паспортом регулярного автобусного маршрута № 515 «Томск–Асино», который утвержден установленном порядке Администрацией Томской области и прилагается к договору на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа от 11.06.2009 № 35 между Администрацией Томской области и N.

Если обратиться к положениям Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области, то маршрут «г. Асино – г. Томск» более точно будет назвать межмуниципальным междугородным.

Для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа используются транспортные средства категории «M3» – транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, имеют помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которых превышает 5 тонн (в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа).

Совершенно иначе обстоит дело с двумя другими видами перевозок: перевозками по заказу и перевозками легковыми такси.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ч. 1 ст. 27 Устава автомобильного транспорта). Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется, как правило, договором фрахтования (ст. 28 Устава автомобильного транспорта). Также согласно п. 90 Правил перевозок пассажиров и багажа договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, но круг пассажиров может быть и строго определен (в отличие от регулярных перевозок).

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (ст. 31 Устава автомобильного транспорта, п. 102 Правил перевозок пассажиров и багажа).

Из п. 103 Правил перевозок пассажиров и багажа следует, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа легковое такси, используемое для данного вида перевозок, представляет собой транспортное средство категории «M1» (т.е. используемое для перевозки пассажиров и имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения).

Маршрут же перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту (п. 109 Правил перевозок пассажиров и багажа).

Кроме того, к транспортным средствам, используемым для осуществления трех перечисленных видов перевозок пассажиров и багажа, предъявляются различные требования (требования Правил перевозок пассажиров и багажа, п. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Томской области от 09.03.2010 № 35-ОЗ «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области»).

Для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковыми такси необходимо разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемое Комитетом по лицензированию Томской области (согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании для оказания услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа необходима лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензирование данного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами в соответствии с требованиями Положения о лицензировании.

В ходе устного опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа легковыми такси и перевозки пассажиров и багажа по заказу в г. Асино (и имеющих соответствующие документы, подтверждающие право заниматься указанными видами деятельности), проведенного в декабре 2013 года, установлено, что стоимость поездки из г. Асино в г. Томск составляет:

– на легковом такси – 1 500 руб. (макс. вместимость автомобиля – 4 пассажира);

– автобус на заказ: 8 000 руб. (макс. вместимость – 23 пассажира), 10 000 руб. (макс. вместимость – 33 пассажира).

Стоимость билета по маршруту регулярных перевозок «г. Асино – г. Томск» составляет 178 руб. за 1 пассажира (не включая стоимость провоза багажа).

Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа товары не относятся к взаимозаменяемым, если в связи с заменой товара (услуги) другим товаром (услугой) приобретатель товара (услуги) несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара).

На основании вышеизложенного, в связи с различиями групп покупателей, месту, способу и условиям приобретения услуг, их стоимости, а также в силу не совпадения по существенным признакам и свойствам, услуги перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, услуги перевозок пассажиров по заказу и услуги регулярных перевозок пассажиров и багажа не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) и должны быть отнесены к разным товарным рынкам.

Кроме того, сведения о фактах замены потребителями услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту «г. Асино – г. Томск» двумя другими видами перевозок в Томском УФАС России отсутствуют.

Не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) также услуги водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, представляющие совершенно разные по техническим и качественным характеристикам товарные группы. Возможность использования первых двух видов транспорта для того, чтобы совершить поездку по маршруту «г. Асино – г. Томск», отсутствует. Что касается железнодорожного транспорта, то согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «РЖД», стоимость ж/д билета по маршруту «Асино – Томск 2» составляет:

– общий – 248 руб.;

– плацкартный – 521 руб.;

– купе – от 800 руб. до 1 500 руб.

Как уже было сказано выше, стоимость билета по маршруту регулярных перевозок «г. Асино – г. Томск» составляет 178 руб. за 1 пассажира, что на 39% ниже стоимости ж/д билета класса «Общий».

Кроме того, поездка осуществляется только один раз в день, в отличие от услуг регулярных перевозок автомобильным транспортом: по маршруту «г. Асино – г. Томск» в день осуществляется по 9 (в пятницу и воскресенье – 10) автобусных рейсов, т.е. у потребителей кратно больше возможностей воспользоваться данной услугой.

По имеющимся данным, потребители имеют возможность пользоваться услугами частных перевозчиков, осуществляющих посадку пассажиров возле автовокзала (автостанции). Сведения о наличии у данных перевозчиков соответствующих документов, позволяющих осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров и багажа (разрешений, лицензий), в Томском УФАС России, Администрации Асиновского района отсутствуют.

По данным N, стоимость поездки с частным перевозчиком от вокзала зависит от наличия свободных билетов на ближайший рейс в кассе автостанции г. Асино и составляет от 200 руб. до 450 руб. за одного пассажира. Сведениями о выполнении федерального и областного законодательства нелегальными частными перевозчиками N не обладает.

У потребителей также имеется возможность добраться из г. Асино до г. Томска и из г. Томска до г. Асино на автобусе, следующем по маршруту «г. Томск – с. Первомайское» с регламентированной остановкой в г. Асино. Данный маршрут обслуживается N в соответствии с договором на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа от 11.06.2009 № 36, заключенным между Администрацией Томской области и N.

В дополнение стоит отметить, что существует необходимость разграничить по функциональному назначению, стоимости, условиям реализации две группы совершенно разных услуг: услуги по перевозкам пассажиров и услуги по перевозкам багажа. Заключение договора об оказании данных услуг подтверждается отдельными билетами: пассажирским билетом и багажным билетом (квитанцией). Кроме того, возможно раздельное приобретение каждой из указанных услуг независимо.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка были определены как услуги регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск».

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в пределах межмуниципального междугородного маршрута «г. Асино – г. Томск».

Признаки нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в действиях N при осуществлении данным хозяйствующим субъектом перевозок пассажиров по маршруту «г. Асино – г. Томск». По имеющимся сведениям N были реализованы пассажирские билеты на автобус, следующий по маршруту «г. Асино – г. Томск», на 01.12.2013, время отправления 18:10 по цене, превышающей установленную Постановлением Администрации Томской области от 11.02.2013 № 45а «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Томской области» предельную стоимость.

В понимании Устава автомобильного транспорта маршрут «г. Асино – г. Томск» является маршрутом регулярных перевозок в междугородном сообщении, поскольку расстояние между границами г. Асино и г. Томском составляет более 50 км (согласно паспорту маршрута расстояние между автостанцией г. Асино и автовокзалом «ТОМСК 1» составляет 119,2 км). Следовательно, перевозки пассажиров по данному маршруту осуществляется по утвержденному расписанию и строго установленному маршруту.

Каждый маршрут имеет свой четко обозначенный путь движения транспорта и начальный и конечный пункты. Для каждого маршрута определяется стоимость поездки, причем существенно отличающаяся от стоимости поездки по другому маршруту. Исходя из этого, услуги регулярных перевозок по разным маршрутам представляют собой разные, невзаимозаменяемые группы товаров и, следовательно, относятся к разным товарным рынкам.

Согласно ст. 9 Закона об организации транспортного обслуживания в Томской области выполнение межмуниципальных маршрутов осуществляется в соответствии с утвержденным паспортом маршрута. Для каждого конкретного маршрута разрабатывается и утверждается свой паспорт маршрута. В отношении каждого маршрута заключается отдельный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Путь следования транспортных средств по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта определен Паспортом регулярного автобусного маршрута № 515 «Томск–Асино», который утвержден установленном порядке Администрацией Томской области и прилагается к договору на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа от 11.06.2009 № 35 между Администрацией Томской области и N.

Таким образом, можно сделать вывод, что в границах межмуниципального междугородного маршрута «г. Асино – г. Томск» потребители имеют возможность воспользоваться услугами регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск», и не имеют такой возможности за его пределами.

На основании вышеизложенного географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах межмуниципального междугородного маршрута «г. Асино – г. Томск».

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

В 2012–2013 годах услуги регулярной перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» оказывались одним хозяйствующим субъектом – N (636840, Томская обл., Асиновский р-н, г. Асино, ул. Ивана Буева, д. 72/3).

Потенциальных продавцов на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах не выявлено.

Потребителями услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах являлся неопределенный круг физических лиц.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012–2013 года в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах оказанных услуг в стоимостном выражении (величина выручки от реализации пассажирских билетов на рейсы по маршруту «г. Асино – г. Томск» за указанный период).

Расчеты совокупного объема рынка и доли выявленного хозяйствующего субъекта на нем проводились на основании полученных от N сведений.

Из анализа данных можно заключить, что в 2012–2013 гг. доля N на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» неизменна, стабильна.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные на основании объема производственных мощностей, составили:

CR3 = 100%;

HHI = 10 000.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах характеризуется высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимого транспорта (автобусов) и организацию обслуживания автобусного парка при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– наличие экономически оправданного минимального объема оказания услуг, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу оказываемой услуги до момента достижения такого объема оказания услуг. По словам представителя N, рейс по маршруту «г. Асино – г. Томск» является рентабельным при заполнении автобуса на 70–80%. Поэтому существование большого количества хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, экономически не рентабельно;

– преимущества N, действующего на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка по затратам на единицу услуги (за счет эффекта масштаба) и стабильному спросу на услуги.

2)                      административные ограничения, которые заключаются в необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами в соответствии с требованиями Положения о лицензировании.                                                                 Осуществление деятельности по регулярным перевозам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» является оказанием услуг для государственных нужд. Соответственно, договор на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок заключался (до 01.01.2014) на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».                                                                                        Кроме того, в целях обеспечения безопасности пассажиров транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа (в частности ст.ст. 29–40).

Перечисленные барьеры входа на рынок не могут быть признаны преодолимыми, что подтверждается отсутствием фактов появления на рассматриваемом рынке других хозяйствующих субъектов – участников рынка помимо N.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку характеризуется высоким уровнем концентрации и наличием непреодолимых барьерами входа на рынок.

В 2012–2013 годах на рассматриваемом рынке действовал единственный продавец – N, доля которого на указанном рынке стабильна и составляет 100%.

При имеющихся в распоряжении Томского УФАС России сведениях отсутствует возможность прогнозировать какие-либо изменения состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в перспективе.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции положение N на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному междугородному маршруту «г. Асино – г. Томск» в 2012–2013 годах может быть признано доминирующим в силу того, что положение N на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.