Рынок твердых коммунальных отходов «под микроскопом»

Антимонопольный орган завершил исследование состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов в г. Томск и г. Северск за 2016 г. Анализ рынка проводился в соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы.

В ходе исследования установлено, что на территории г. Томска услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО) в 2016 г. оказывало 11 юридических лиц, имеющих лицензию на сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности, из них 2 группы лиц, в составе которых находятся по 3 юридических лица.

На территории г. Северска в 2016 г. деятельность по сбору и транспортированию ТКО осуществляло 5 хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующую лицензию.

Общий объем оказанных услуг по транспортировке ТКО в 2016 г. в г. Томске составил 227 723 тонны, выручка от оказания услуг - 367 367 тыс. руб.

Наибольшую долю по сбору и транспортировке ТКО в г. Томске имело УМП «Спецавтохозяйство г. Томска». Следующими по ранжированию долей идут: группы лиц «АБФ Логистик» и группа лиц «СОРНЕТ». В г. Северске общий объем оказанных услуг в стоимостном выражении составил 26 330 тыс. руб.

Наиболее крупным хоз.субъектом, оказывающим услуги на данном рынке в Северске являлось АО «Городское специализированное автотранспортное предприятие». Следующими по ранжированию долей идут: ООО «Славяне и ООО «ТрансЭко».

По результатам расчета коэффициента рыночной концентрации (CR3) трех крупнейших хоз.субъектов и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рынок услуг по сбору и транспортировке ТКО в географических границах г. Томска и г. Северска охарактеризован как низкоконкурентный и высококонцентрированный.

К экономическим барьерам вхождения на рынок относится необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для покупки (аренды) специализированного транспорта для транспортировки ТКО.

К административным ограничениям относятся наличие лицензии, а также зарегулированность товарного рынка различными нормативно-правовыми документами, в том числе Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», которым предъявлены требования к хозсубъектам по обращению с отходами, а именно, требования к обращению с отходами I – IV класса опасности; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I – IV класса опасности; требования к транспортированию отходов I – IV класса опасности.

К организационным ограничениям относятся преимущества хозяйствующих субъектов, уже действующих на рынке, перед новыми участниками, в частности по затратам на единицу продукции (услуги), по наличию долгосрочных договоров с покупателями услуги.