22 июня 2017 года состоялся Общественно-консультативный совет

Первым вопросом - изменения закона о торговле. Начальник отдела Томского УФАС России Сергей Паньков подробно рассказал об изменениях Закона №381-ФЗ, вступивших в силу с 15 июля 2016 г., обратил внимание, что в новой редакции положений закона предусмотрено предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет. Законодателем исключена альтернативная возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Согласно новеллам закона все хозяйствующие субъекты, в том числе и небольшие предприятия, а также индивидуальные предпринимателя, которые поставляют продовольственные товары в сетевую розницу, обязаны иметь свой сайт, на котором должны размещать обязательную информацию.

«Многие производители и поставщики продовольствия просто не в курсе изменений законодательства, а, следовательно, невольно его нарушают. Между тем, нарушение может повлечь административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Данным фактом и обусловлено вынесение вопроса на заседание ОКСа – постараться проинформировать широкий круг поставщиков продовольственных товаров об изменениях в законодательстве», - отметил Сергей Паньков.

В 2017 г. Томское УФАС России осуществило проверки 17 торговых сетей на территории Томской области. Выявлены нарушения требований ч.1 ст.9 Закона о торговле (обязанность торговой сети обеспечивать поставщикам доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки в сети "Интернет"); п.1 ч.1 ст.13 Закона о торговле (запрет торговым сетям создавать дискриминационные условия).

По факту нарушения требований ч. 1 ст.9 Закона о торговле Томским УФАС России рассмотрено 5 административных дел по части 1 статьи 14.41 КоАП в отношении ООО «Счастье Есть», управляющего ООО «Счастье Есть», ООО «Торговый Дом «Каравай», генерального директора ООО «Торговый Дом «Каравай», ИП Семкина А.В. Субъекты привлечены к административной ответственности. Наказания назначены в виде предупреждения как субъектами малого и среднего предпринимательства. ООО «Счастье Есть» также внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

По нарушениям п.1 ч.1 ст.13 Закона о торговле возбуждено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства, из них производство по делу в отношении ООО «Счастье Есть» прекращено связи с отсутствием нарушения, дела в отношении ООО «Инвест Ресторация», ООО «Спар-Томск», ООО «Глобал-Макет» находятся в стадии рассмотрения.

Второй вопрос повестки - регулирование услуг на железнодорожных путях необщего пользования. Докладчик сообщил о позиции суда на основании судебного акта по спору о стоимости услуг, связанных со сдачей вагонов в пользование (в аренду) на путях необщего пользования.

Из постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа (дело № А29-10087/2015) следует: для осуществления перевозки грузов в определенных случаях необходимо оказание услуг по подаче и уборке вагонов (пропуску вагонов), перевозка грузов и оказание таких услуг (как в местах общего, так и необщего пользования) представляют собой единый технологический процесс железнодорожных перевозок, подпадающий под сферу регулирования законодательства о естественных монополиях. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами РФ. Хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающие транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным государственным тарифным органом по тарифам соответствующими нормативными правовыми актами. Услуги, связанные с предоставлением вагонов, контейнеров в пользование, подлежат государственному регулированию.

«На территории Томской области не осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги предприятий, осуществляющих деятельность на ж/д путях необщего пользования, следовательно, десятки предприятий нарушают действующее законодательство, и возможно, ежедневно ущемляют интересы многих хозяйствующих субъектов», - подчеркнул Сергей Паньков.

Глава департамента тарифного регулирования администрации Томской области высказалась против государственного регулирования услуг на данном рынке, приведя аргументы нецелесообразности такого регулирования на территории области. Тема вызвала живое обсуждение. Возникло предложение - изучить ситуацию на рынке.

Третий вопрос: административное обжалование в сфере строительства. Поводом послужила невостребованность у бизнеса возможности обжалования действий органов власти. Напомним, Федеральным законом №250-ФЗ от 13.07.2015 внесены изменения в ФЗ «О защите конкуренции». Согласно новеллам закона ФАС России и ее территориальные органы получили полномочия по рассмотрению жалоб в отношении госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства. С жалобой в антимонопольный орган могут обратиться юридические лица не позднее 3 месяцев со дня совершения обжалуемого действия. Обращение рассматривается в семидневный срок. В случаях обоснованности жалобы нарушителю выдается обязательное предписание об устранении нарушения.

Докладчик Алексей Рылов подчеркнул, что жалобы могут быть поданы на действия (бездействия) органов власти при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, на действия (бездействие) организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, холодного/горячего водоснабжения и (или) водоотведения, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации.

«Указанные изменения вступили в законную силу 10 января 2016 года. Между тем, до настоящего времени в антимонопольный орган не поступило ни одного обращения о нарушении антимонопольного законодательства в данной сфере, что, по нашему мнению, не свидетельствует о благополучной ситуации на рынке строительства», - отметил председатель Общественно-консультативного совета Владимир Шевченко.

По итогам работы совета журналистам была предоставлена возможность задать вопросы должностным лицам Томского УФАС России в ходе брифинга.