УФАС предписало Департаменту здравоохранения устранить нарушения антимонопольного законодательства

1 ноября 2017 года  Томское УФАС России признало  Департамент  здравоохранения Томской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Нарушение законодательства выразилось во   внесении изменений в Устав ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы  Томской области», позволяющих Бюро осуществлять ритуальные услуги за плату, тем самым Департамент ограничил конкуренцию рынке соответствующих услуг.

Выявив признаки данного нарушения УФАС еще 14 октября 2016 года направило в Департамент предупреждение о прекращении незаконных действий. В срок до 15 ноября 2016 г. Департамент должен был принять соответствующие меры во исполнение предупреждения. Департамент не согласился с антимонопольным органом и обратился в Арбитражный суд. Предупреждение Томского УФАС России прошло проверку в двух инстанциях Арбитражного суда и признано законным. В соответствии с ФЗ «О защите конкуренции» в случае неисполнения предупреждения возбуждается производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. В отличие от предупреждения последствием признания комиссией УФАС нарушившим ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для привлечения к административной ответственности виновных лиц по статье 14.9  КоАП РФ.

Из обстоятельств дела: инспекцией Томского УФАС России по заданию ФАС России проведена внеплановая проверка ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области». Выявлено, что согласно уставу функции и полномочия учредителя выполняет Департамент здравоохранения Томской области.

Распоряжением Департамента от 14.07.2015 № 515 установлено, что Бюро вправе осуществлять следующие виды деятельности за плату, не являющиеся его основными видами деятельности: услуги по бальзамированию трупа; услуги по санитарной и косметической обработке трупа; предпохоронное сохранение трупа умерших.

Приказом Бюро от 27.05.2016 № 96 утверждены Положение о порядке и условиях предоставления платных немедицинских услуг, перечень платных немедицинских услуг, прейскурант цен на оказание платных немедицинских услуг в Бюро.

Между тем, Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» определены особенности правового статуса государственного судебно-экспертного учреждения. Так, статьей 11 закона предусмотрено, что государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Из законодательства также следует, что деятельность организации по проведению судебно-медицинских экспертиз может осуществляться специально созданной организацией в любых организационно-правовых формах, либо данная деятельность должна осуществляться каким-либо подразделением того или иного органа власти.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности не предусмотрена возможность судебно-экспертных организаций по осуществлению иной деятельности, помимо экспертной.

Следовательно, оказание ритуальных услуг не относится к основным видам деятельности Бюро, а внесенные Департаментом в Устав Бюро изменения противоречат действующему законодательству.

При этом, существенно, что рынок ритуальных услуг является конкурентным. Оказание таких услуг Бюро может способствовать понуждению граждан к заключению договора именно с Бюро, а значит нарушению прав потребителей на свободный выбор организации, оказывающей услуги,  а также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В действиях Департамента по внесению описанных изменений в устав Бюро антимонопольный орган установил нарушением требований ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», согласно которой органам государственной власти субъектов РФ, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), приводящие или способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.