УФАС прекратило дело в отношении областного департамента транспорта

По результатам антимонопольного расследования, длившегося более пяти месяцев, Томское УФАС России пришло к выводу, что заключение Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области договоров на выполнение временных пассажирских перевозок по маршруту № 120 «Томск-Семилужки» с ООО «Транспортное управление» и по маршруту № 514 «Томск-Камень» с  ООО «Автотранс-С» без проведения конкурсных процедур не нарушает требований ч. 1 ст. 15  Федерального закона «О защите конкуренции».

Поводом к возбуждению дела послужили  материалы проверки Департамента прокуратурой Томской области. Первоначально УФАС усмотрело в действиях Департамента признаки нарушения антимонопольного законодательства и выдало Департаменту предупреждение о необходимости соблюдения требований статьи 15 Закона №135-ФЗ. Департамент не согласился с УФАС и отказался исполнять предупреждения.

Действующее законодательство предписывает антимонопольному органу в таких обстоятельствах возбуждать полноценное расследование с детальным изучением всех обстоятельств дела, всесторонней оценкой доводов потенциального нарушителя.

В ходе расследования установлено, что между Департаментом (заказчик регулярных перевозок) и  ООО «Автотранс-С» (перевозчик) заключен договор № 61 от 07.12.2015  на  оказание услуг по временной перевозке пассажиров и багажа.

В соответствии с договором Перевозчик оказывает услуги по регулярным перевозкам пассажиров, в том числе отдельных категорий граждан  на основании социальных проездных талонов, и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному  маршруту № 514 «Томск-Камень». Заказчик обязуется предоставлять в организацию, уполномоченную Администрацией ТО возмещать расходы по перевозке отдельных категорий граждан, сведения о Перевозчике для последующего заключения договора  на возмещение расходов по перевозке таких граждан.

Кроме того, между Департаментом и  ООО «Транспортное управление» заключен аналогичный договор на перевозку пассажиров по маршруту № 120 «Томск-Семилужки».

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Исходя из Закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», действующих в момент заключения договоров, отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом, федеральными законами, регламентирующими данные отношения, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, регулируются законами и (или) иными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии со ст.14 Закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта государственных контрактов в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Закона №220-ФЗ.

Вместе с тем, статья 14, как и ряд других норм, Закона № 220-ФЗ вступила в законную силу с 01 января 2016 года, т.е. позже заключенных Департаментом договоров. На день заключения договоров Администрация Томской области имела право осуществить правовое регулирование вопросов, не урегулированных Законом №220-ФЗ, руководствуясь положениями ст. 9-2 Закона Томской области от 10.04.2001 № 21-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области».