Общественно-консультативный совет при Томском УФАС России рекомендовал естественным монополиям задуматься над внедрением антимонопольного комплаенса

22 ноября 2017 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
Темами для обсуждения членами совета и гостями стали антимонопольный комплаенс и реформа контрольно-надзорной деятельности.
 Представитель ООО «Пивоваренная компания «Балтика», более 5 лет внедряющего корпоративный комплаенс, рассказал о практике внедрения такой системы, указав на пять существенных фактов, позволяющих системе стать эффективной:
- система нормативных актов и процедур, с которыми ознакомлены работники;
- система должна непрерывно существовать определенное время;
- наличие внутреннего механизма оценки и контроля, в т.ч. введение органа внутреннего контроля;
- публичность;
- мониторинг, анализ и совершенствование системы.
Наличие же у хозяйствующего субъекта эффективной системы комплаенса позволяет снизить антимонопольные риски для предприятия; предупредить антимонопольные нарушения; создать условия для снижения бремени административной ответственности для бизнеса в случае нарушения АМЗ.
Обсудив доклад спикера, члены совета пришла к выводу, что система комплаенс как система профилактики антимонопольных нарушений наиболее необходима в субъектах естественных монополий, а также торговых сетях и предложили представителем естественных монополий – гостям совета задуматься над внедрением комплаенса.
Тема реформы контрольно-надзорной деятельности вызвала не менее оживленное обсуждение. Реформа начата в Российской Федерации в 2017 году. Старт реформы дан на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшимся 21 декабря 2016 года. На этом заседании был утвержден Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».  Реформа включает в себя осуществление 8 проектов, в ходе ее проведения 7 министерств осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления контрольно-надзорных функций участниками реализации приоритетной программы, которыми являются 12 контрольно-надзорных органов, в том числе и ФАС России.
Как отметил на данном заседании Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев: «По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнёрской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса».
Обсуждение внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности вызвало наиболее оживленную дискуссию. Отметим, что вследствие реализации указанного подхода из плана проверок Томского УФАС России могут исчезнуть любые хозяйствующие субъекты

После совета, состоялся брифинг руководителя УФАС. Вопросы журналистов касались особенностей реализации комплаенса, возможные последствия внедрения системы томскими предприятиями для конечных потребителей услуг, распространенность комплаенса в стране и другие.

Отвечая на вопросы журналистов Владимир Шевченко пояснил: «Как реформа контрольно – надзорной деятельности, так и комплаенс – звенья единой цепи профилактических мер, направленных в равной степени на сокращение нарушений в сфере антимонопольного законодательства и снижение нагрузки на хозяйствующие субъекты со стороны контрольных органов. Риск – ориентированный подход к проверкам не позволит «просто так» контролерам осуществлять проверки, а комплаенс хозяйствующих субъектов создаст предпосылки добровольного законопослушного поведения участников рынка, при котором само предприятие осуществляет комплекс мер, делающих нарушения антимонопольного законодательства невозможным либо случайным. Если же понятие и последствия создания комплаенса в ближайшем времени будут закреплены законодательно, то такие предприятия смогут смягчить наказание при привлечении их к административной ответственности».