УФАС предупредило Детскую городскую больницу №2

Антимонопольный орган установил признаки нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ОГАУЗ «Детская городская больница №2», создающие условия, по мнению УФАС, для ограничения конкуренции на заведомо конкурентных товарных рынках.

Больница осуществляло закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и собственным Положением о закупках от 11.02.2016 г. Согласно пункту 4 главы 4 Положения заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, т.е. минуя процедуры конкурентного отбора, на суммы свыше 400 000 рублей (верхний потолок не установлен) в следующих случаях:

закупка на оказание преподавательских, медицинских,  консультационных, лабораторных услуг для пациентов;

закупка по аренде, найму жилых и нежилых помещений;

закупка на оказание услуг по организации питания для пациентов и сотрудников.

Рынки оказания преподавательских, медицинских, консультационных, лабораторных услуг; услуг аренды, найма жилых и нежилых помещений; услуг по организации питания являются заведомо конкурентными.

Таким образом, Больница, установив Положением цену договора с единственным поставщиком свыше 400 тысяч рублей на конкурентных рынках, создала возможность для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Антимонопольный орган также установил, что описанная норма Положения при ее применении Больницей, привела к негативным последствиям. Так, 1 апреля 2016 года ОГАУЗ «Детская городская больница №2» заключило шесть договоров на поставку продуктов питания с Обществом с ограниченной ответственностью  «Сибирская Торговая Компания» на поставку продуктов питания. Общая стоимость договоров  – 600 000 рублей, сроки поставки -  по 31.10.2016 г., говорят о том, что закупки имели плановый характер и должны были, в силу законодательства, проводится на основании конкурентной публичной процедуры отбора поставщика.

Описанные действия Больницы не соответствуют принципам Закона № 223-ФЗ, к которым наряду с другими относятся: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Устанавливая сумму в Положении о закупках, при которой не требуется проведения конкурсных процедур, заказчик не должен нарушать Федеральный закон «О защите конкуренции».

Анализ содержания главы 4 Положения (закупки у единственного поставщика), тождественности предмета договоров, временного интервала, в течение которого заключены договоры поставки продуктов питания, совокупной цены договоров, сроков исполнения договоров свидетельствует о создании Положением условий для недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, реализовавшемся в искусственном дроблении заказчиком указанных договоров с целью уклонения от проведения конкурентных процедур, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении принципов Закона №223-ФЗ и наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Статья 15 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Томское УФАС России предупредило ОГАУЗ «Детская городская больница №2» о необходимости прекращения указанных действий путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в срок до 11 февраля 2018 г. сообщить о принятии мер.