• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Рекламируй по-крупному или мелкому шрифту не место в рекламе финансовых услуг!

Томское УФАС России 24 июля 2018 года обязало кооператив «Резерв» привести рекламу кооператива в соответствие рекламному законодательству. Ненадлежащая реклама привлекала внимание к рекламе финансовых услуг, к содержанию которой законодатель предъявляет особые требования.

Из обстоятельств дела: 25 июня 2018 года в антимонопольный орган поступило обращение Администрации Каргасокского района Томской области в связи с распространением рекламы кредитного потребительского кооператива граждан «Резерв», несоответствующей, по мнению заявителя, требованиям ст. 28 Закона о рекламе.

Рассмотрев обращение, управление установило, что в с. Каргасок Каргасокского района Томской области КПКГ «Резерв» разместило на здании рекламный плакат, содержащий информацию об условиях предоставления займов кооперативом. При этом наиболее привлекательные для потребителя условия займа представлены в рекламе крупным шрифтом, а менее выгодные, связанные с расходами, которые понесут воспользовавшиеся финансовой услугой лица, исполнены едва читаемым или вовсе нечитаемым шрифтом. Так, например, минимальная процентная ставка указана крупным шрифтом, а проценты, подлежащие уплате в резервный и обеспечивающий фонды, представлены шрифтом, неподдающемся прочтению.

Анализ представленных кооперативом документов показал, что КПКГ «Резерв» предлагает различные кредитные продукты, соответственно, условия получения займов по каждой из заемных программ отличаются.  При этом в рекламе указан перечень условий, из которого явно не следует, о каком именно кредитном продукте сообщается в рекламе, то есть текст рекламы не позволяет идентифицировать конкретный кредитный продукт. Кроме того, кооператив указал в рекламе несколько условий, влияющих на полную стоимость займа, и пренебрёг остальными. Однако, в силу Закона о рекламе, рекламодатель обязан, указав хотя бы одно условие, влияющее на полную стоимость такой финансовой услуги, указать и все остальные условия. Отсутствие исчерпывающих сведений о стоимости рекламируемой услуги свидетельствует о нарушении требований статьи 28 Закона о рекламе.

Законодательством о рекламе также предусмотрен запрет рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данного запрета КПКГ «Резерв» не указало в тексте рекламы на необходимость заключения договора поручительства или предоставления иного обеспечения исполнения обязательства по возврату займа, что согласно внутренним документам кооператива, регламентирующим порядок предоставления займов, является обязательным в каждом случае заключения договора займа. Указанная информация способна повлиять на принятие заёмщиком решения о заключении договора займа, а значит, является существенной, с чем согласились представители КПКГ «Резерв» на заседании комиссии по рассмотрению данного дела. Кроме того, существенной является и информация, отсутствующая в рекламе, о требованиях  к заёмщику, коим может быть только лицо, имеющее постоянную регистрацию в районах Томской области, где расположены подразделения кооператива.

В результате рассмотрения дела кооперативу предписано устранить допущенное нарушение законодательства о рекламе.

«Рекламодатели финансовых услуг грешат использованием мелкого шрифта при указании важных условий, определяющих стоимость рекламируемых услуг. Тем самым, «заманивают» потребителя привлекательной информацией, например, процентной ставкой, как правило, явно выделяющейся на фоне всех остальных сведений об условиях получения рекламируемой услуги. Остальные же условия, определяющие стоимость услуги, невозможно разглядеть без дополнительных усилий. В данном случае информацию, приведенную уж больно мелким шрифтом, мы признали отсутствующей, поскольку даже очень «глазастый» потребитель без спецсредств такую рекламы не прочтет. Рекламодателям и реклараспространителям следует быть более аккуратными, рекламируя финансовые услуги», - отметил председатель комиссии УФАС Игорь Бутенко.

Для справки:

Согласно ч.7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч.3 ст.28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с  предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.