УФАС проверит МУП АГП «Энергия-Т3» в рамках возбужденных дел

Томское УФАС России возбудило два дела по признакам нарушения ч.4 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении МУП АГП «Энергия-Т3», индивидуального предпринимателя П. и ООО «МЦТТ», проанализировав закупочную деятельность МУП АГП «Энергия-Т3».

Подробнее: поводом послужило обращение ООО «Трансвуд»  о нарушении МУП АГП «Энергия-Т3» Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» при проведении закупок каменного угля.

Анализ договоров, заключенных в порядке п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе (с единственным поставщиком), показал многочисленное количество фактов заключения договоров на сумму до 100 тысяч рублей каждый без проведения конкурентных процедур. Договоры заключались на идентичный предмет в незначительный период времени, что позволяет говорить об умышленном разделении предмета поставки заказчиком на множество отдельных договоров в целях непроведения конкурентных процедур. Так, например, в период с 30 января по 27 февраля 2018 г. заказчик заключил 60 таких договоров с одним и тем же индивидуальным предпринимателем на общую сумму 5 923 225 рублей, за период с 24 по 25 апреля 2018 г.   – 16 договоров ООО "МЦТТ" на общую сумму 1 580 552 рублей.

Следует оговориться, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности их осуществления, предотвращения коррупции и других злоупотреблений данной в сфере.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика.

Конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика в соответствии с законодательством. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Исчерпывающий перечень таких случаев определен статьей 93 Закона №44-ФЗ. Так, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться в случае осуществления закупки на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемый на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

В указанной норме не содержится каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, антимонопольный орган полагает, что по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая, в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

В описанных действиях антимонопольный орган усмотрел признаки ограничения конкуренции, послужившие основанием для возбуждения дела по ч.4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 ФЗ «О защите конкуренции»), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Комиссия Томского УФАС России приступит к рассмотрению дела в отношении  МУП АГП «Энергия-Т3» и индивидуального предпринимателя П. 27 сентября 2018 года в 11.30 часов, дело в отношении МУП АГП «Энергия-Т3» и ООО "МЦТТ" 27 сентября 2018 года в 15.30 часов по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 111, 3 этаж, 47 каб.