• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал УФАС в споре с Управлением Росимущества об аренде помещений по пр. Ленина 83

4 сентября 2018 года вторая инстанция арбитражного суда оставила в силе решение Арбитражного суда Томской области от 1 июня 2018 года, тем самым признав обоснованными претензии антимонопольного органа к Управлению Росимущества.

Напомним: 30 мая 2018 года Арбитражный суд Томской области огласил свой вердикт по жалобе Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях к Томскому УФАС России и отказал в отмене решения антимонопольного органа, на основании которого в декабре 2017 года УФАС предписало МТУ Росимущества принять меры к возвращению в казну недвижимого имущества, переданного в аренду ООО «ВТК «Интерком» для организации кафе.

Из обстоятельств дела: поводом к возбуждению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства послужило обращение прокуратуры Кемеровской области о нарушениях, допущенных Управлением Росимущества при продлении договоров аренды недвижимого имущества.

Из материалов прокуратуры следовало, что между МТУ Росимущества в ТО и ООО «Внешнеторговая компания «Интерком» 31 декабря 2009 г. заключен договор о передаче в аренду  недвижимого имущества, находящегося в собственности РФ, являющегося объектом культурного наследия, а именно, нежилых помещений в цокольном этаже общей площадью 34.2 кв. м.  и нежилых помещений общей площадью 307, 4 кв. м. на первом этаже в здании по адресу г. Томск, пр. Ленина, 83. Окончание действия договора – 31 декабря 2014 года.

По истечении срока действия договора помещения не возвращены собственнику, договор возобновлен на новый срок - 31 декабря 2014 г. между Территориальным управлением и Обществом заключено дополнительно соглашение №08 к договору, которым продлен срок действия договора по 31 декабря 2024 г.

Как выяснилось позднее в ходе судебного разбирательства указанным договорам предшествовал договор от 2015 года, но данный факт не мог изменить правовую природу дополнительного соглашения от 31 декабря 2014 года.

Особенности порядка заключения таких договоров установлены статьей 17.1 Закона №135-ФЗ и предполагают обязательность проведения публичных конкурсных процедур. Норма закона введена в 2008 году, т.е. на 31.12.2009 г., передача имущества могла быть осуществлена только в соответствии с требованиями данной статьи.

Описанными действиями Управление Росимущества  нарушило требований части 1 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ. Согласно положениям ч.4 ст.53 Закона №135-ФЗ (в редакции до 01.07.2013 г.) до 1 июля 2015 г. разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды федерального имущества,  заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом заключение предусмотренных данной нормой договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 г.

ООО «ВТК «Интерком» является микропредприятием.  Заключение договора на новый срок в 2009 году на основании ч.4 ст.53 Закона о защите конкуренции соответствует требованиям законодательства, срок действия такого договора не должен был превышать 1 июля 2015 года. Вместе с тем, ч.4 ст.53 Закона о защите конкуренции не предусматривает неоднократного предоставление такого преимущества арендатору – субъекту малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, на 31 декабря 2014 г.  продление договора аренды государственного  имущества с ООО «ВТК «Интерком»  на новый срок было возможно только по результатам торгов. В результате нарушений требований Закона №135-ФЗ Управлением Росимущества предоставлены конкурентные преимущества - ООО «ВТК «Интерком» путем представления во временное владение и пользование государственного имущества без проведения публичной процедуры торгов, чем ограничена конкуренция.

Решение второй инстанции арбитражного суда вступает в силу со дня принятия, следовательно, в ближайшее время Управлению Росимущества придется принять меры к восстановлению конкуренции.