В. Шевченко о дроблении закупок: критерий "я этого мужика знаю давно, я ему доверяю" не является основанием для заключения контракта с единственным поставщиком. Это лишь одна из тем IV общественных обсуждений правоприменительной практики УФАС

Спикер Владимир Шевченко, руководитель УФАС выступил с докладом о правоприменительной практике управления в 4 квартале 2018 г. и за 11 месяцев текущего года, отметив, что по-прежнему в правоприменении остаются востребованы профилактические меры. Об этом свидетельствует тот факт, что количество выданных предупреждений сохраняется на том же уровне, что и в прошлом году - 61 предупреждение в прошлом году и 56 предупреждений на сегодняшний день в 2018 году. В числе адресатов предупреждений остаются «лидерами» органы власти, нарушающие статью 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Особенность этого года в том, что стали появляться органы власти, совершающие однородные нарушения статьи 15 уже не первый год и получающие во второй раз предупреждение о нарушении антимонопольного законодательства. Данный вопрос выносился на обсуждение Общественно-консультативного совета при управлении, члены Совета единогласно предложили изменить закон с тем, чтобы в описанной ситуации не выдавалось предупреждение, а возбуждалось дело о нарушении Закона о защите конкуренции.

В ходе обсуждений 13 декабря 2018 г. тема закрепления в законодательстве понятия комплаенса применительно не только к хозяйствующим субъектам, но и к органам власти вызвала обсуждение в зале. Основной вопрос - какими должны быть критерии эффективности комплаенса при определении степени виновности организации в случае нарушения должностным лицом антимонопольного законодательства.

Владимир Шевченко, говоря о продолжающемся искусственном дроблении заказчиками одной закупки на многочисленные малые, также отметил, что критерий "я этого мужика знаю давно, я ему доверяю" при заключении контракта с единственным поставщиком не является основанием для такого заключения соглашения. Кроме того, такой подход заказчика может свидетельствовать об антиконкурентном сговоре между заказчиком и подрядчиком. К сожалению, таких нарушений не становится меньше.

Галина Гонгина, начальник Департамента государственного заказа Томской области выступила сегодня на тему - особенности правового регулирования в сфере региональных закупок. Спикер отметила, что департаментом разработано типовое положение о закупке товаров, работ, услуг, обязательное для применения ОГБУ И ОГАУ, на это положение много нареканий, но преимуществ от его применения все-таки больше, чем недостатков. Г.Гонгина осветила также особенности применения электронного магазина, отметив, наконец появившуюся тенденцию притока в магазин не только заказчиков, но и поставщиков, без которых реализация этого электронного инструмента невозможна. Особо Г.Гонгина остановилась на трудностях применения каталога товаров, работ, услуг, не всегда отвечающего реалиям сегодняшнего дня, например, при закупке творога, кефира, сахара, какао, сметаны, масла моторного, мониторов компьютеров, дизельного топлива.

Григорий Кулешов, председатель комитета по организационно-правовой работе Департамента тарифного регулирования Томской области  подробно рассказал какие требования предъявляет к подконтрольным субъектам Департамент и привел статистику наиболее часто выявляемых нарушениях.

Последний спикер - Сергей Паньков, начальник отдела экономического анализа управления с темой о ценовой ситуации на товарных рынках социально значимых продуктов питания и нефтепродуктов Томской области. 31 октября 2018 г. на совещании у Заместителя Председателя Правительства РФ правительство обязало нефтяные компании увеличить поставки на внутренний рынок нефтепродуктов в суммарных объемах по всем каналам реализации, превышающих не менее чем на 3% объемы реализации таких нефтепродуктов в соответствующем месяце 2017 года, был определен индикативный уровень оптовых цен (приложение к протоколу совещания), в рамках образования цены «независимыми» сетями автозаправочных станций в Томской области розничная цена не должна превышать индикативную цену более чем на 4%. Контроль за ценообразованием «независимых» сетей в случае превышения индикативного уровня цен в Томской области возложен на антимонопольную службу. Последствием совещания стало добровольное снижение оптовых цен на нефтепродукты, реализуемые крупными компаниями, от 3 500 до 5 500 рублей за тонну бензина и до 10 тыс. рублей за тонну зимнего дизельного топлива. Цены устанавливаются до 1 января 2019 г., затем начинается повышение, связанное с повышением ставки НДС на 1,7%, с 1 февраля 2019 г. на уровень среднегодовой инфляции. Уровень оптовых цен, установленный для Томской области, является наименьшим в России, за исключением Чеченской республики. Спикер отметил, что в течение последних недель отмечается устойчивое снижение биржевых цен на нефтепродукты за счет увеличения предложения топлива. На этой неделе один из крупных поставщиков топлива в Томской области начал снижать отпускные цены и на данный момент они ниже, чем уровень цен, установленный соглашением с правительством на 0,5-0,8%.

Сергей Паньков о рынке хлеба: на сегодняшний день на данном рынке в Томской области нет доминирующих субъектов, всего на территории области насчитывается почти 100 производителей хлеба. Окончательные выводы о ситуации на рынке мы сделаем после завершения крупномасштабного исследования рынка, которое проводим в настоящее время. В целом цены на данном рынке стабильны, хотя отмечается небольшой рост стоимости муки, вызванный ростом закупочных цен на зерно. Естественно, что данный факт оказывает давление на себестоимость, но каких-либо серьезных изменений мы не ожидаем.

Итак, 13 декабря 2018 года Томское УФАС России провело последние в этом году публичные обсуждения своей деятельности. Мы продолжим обсуждать особенности применения законодательства в наступающем 2019 году. Готовьте свои вопросы и темы для обсуждения, управление всегда открыто для сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Файлы для скачивания

img_1059.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.52 МБ
img_1061.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.66 МБ
img_1066.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.91 МБ
img_1072.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 4.47 МБ
img_1089.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.22 МБ
img_1094.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 4.32 МБ
img_1102.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.17 МБ
img_1107.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 4.12 МБ
img_1109.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.62 МБ
img_1114.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.93 МБ
img_1116.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 3.54 МБ