Внедрение антимонопольного комплаенса призвано снизить количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти

Нарушение антимонопольного законодательства - это всегда негативный фактор для экономики: иногда прямой (антиконкурентные соглашения), иногда косвенный (создание административных барьеров - как результат монополизация рынков, снижения качества товаров услуг, их ассортимента, рост цен). Исключение данных факторов создаст положительный эффект для экономики.

В 2018 году Томским УФАС России принято 21 решение о нарушении антимонопольного законодательства, 1 предписание, 64 предупреждения.

Среди них управлением возбуждено 6 дел признакам нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения возбужденных дел принято 4 решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства, что составляет 66 процентов положительных решений.

Всего, с учетом выданных предупреждений, было выявлено 58 случаев нарушения антимонопольного законодательства в данной сфере.

В 2018 году 52 нарушения из 58 выявленных (90%) составили нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок.

К видам прочих нарушений ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» относились: дробление закупок и размещение государственного и муниципального заказа без проведения конкурсных процедур.

Всего в 2018 году выдано 62 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статья 15 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ.

21 декабря 2018 года Указом Президента РФ утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

В целях реализации Национального плана утверждены методические рекомендации по созданию и организации антимонопольного комплаенса.

Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия деятельности федеральных органов исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства.

Для организации антимонопольного комплаенса федеральным органом исполнительной власти должен быть принят соответствующий акт и размещен на официальном сайте органа власти в сети «Интернет».

В настоящее время Акт об антимонопольном компаленсе уже принят Департаментом социальной защиты населения Томской области (Распоряжение от 27.02.2019).

ФАС России, в связи с многочисленными обращениями по вопросам, связанным с организацией антимонопольного комплаенса, подготовила разъяснения о внедрении органами власти субъектов РФ антимонопольного комплаенса. Разъяснение ФАС России опубликовано на сайте ФАС России: https://fas.gov.ru/documents/684636.

 

Нормативно-правовая база:

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»);

Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»;

Приказ ФАС России от 05.02.2019 № 133/19 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса».