УФАС: Департамент лесного хозяйства Томской области нарушил антимонопольное законодательство

22 октября 2019 г. Томское УФАС России завершило рассмотрение одного из дел в отношении Департамента лесного хозяйства Томской области, огласило решение по делу, признав Департамент нарушителем части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». На вопросы журналистов в связи с принятием данного решения 25 октября 2019 г. ответит руководитель управления - Владимир Шевченко.

Напомним, что согласно указанной норме установлен запрет на совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Из обстоятельств дела:

Департамент провел торги (аукционы) 27.09.2017 г. и 09.01.2018 г. по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.

Распоряжением Департамента от 22.08.2017 № 1020 утвержден перечень лесных участков, выставляемых на аукцион. По лоту № 7 - лесной участок, расположенный в Верхнекетском районе Томской области Верхнекетское лесничество, Белоярское участковое лесничество, урочище «Белоярское» площадью 40575,2293 га с видом использования – заготовка древесины и начальным размером арендной платы 5 702 663 руб.

В установленные аукционной документацией сроки на данный лот была подана одна заявка - ООО «МИК ЦЗИНЬЕ». Протоколом об итогах аукциона 27.09.2017 аукцион признан несостоявшимся по п. 1 ч. 7 ст. 80 Лесного кодекса в связи с тем, что в аукционе участвовали менее чем два участника. 16 октября 2017 года между ООО «МИК ЦЗИНЬЕ» и Департаментом заключен договор аренды лесного участка. Арендная плата по данному договору составила 5 702 663 руб. в год.

При этом заявку на формирование участка по лоту № 07 в аукционе от 27.09.2017 на объект лесной участок площадью 40 575, 2293 га Верхнекетское лесничество, Белоярское участковое лесничество, урочище «Белоярское» подавало не ООО «МИК ЦЗИНЬЕ», а ООО «Атлант». Согласно справке о ежегодных объемах заготовки древесины на испрашиваемом в аренду ООО «Атлант» участке лесного фонда в Верхнекетском лесничестве Томской области, подготовленном по заданию ООО «Атлант» ФГБУ «Рослесинфорг» в сентябре 2016 года, среднегодовая арендная плата составила 447 215 руб.

ООО «Атлант» был вынужден отказаться от участия в аукционе из-за существенного завышения начальной цены аукциона - в 12,7 раз по сравнению с ценой, указанной в справке.

9 января 2018 года Департамент проводит аукцион по продаже права на заключение договора аренды следующих лесных участков (Распоряжение Департамента от 05.12.2017 № 1552):

- лот № 1 (лесной участок площадью 14 261,2043 га, местоположение: Асиновский район, Асиновское лесничество Митрофановское участковое лестничество, урочище «Лайское», начальная цена – 2 749 200 руб.);

- лот № 2 (лесной участок площадью 33 230,7890 га, местоположение: Верхнекетский район, Верхнекетское лесничество, Лисицинское участковое лесничество, урочище «Лисицинское», начальная цена – 7 264 829 руб.);

- лот № 3 (лесной участок площадью 51 211,22 га, местоположение: Каргасокский район, Васюганское лесничество, Васюганское участковое лесничество, урочище «Черталинское», начальная цена – 6 842 000 руб.);

- лот № 4 (лесной участок площадью 38 277,5291 га, местоположение: Каргасокский район, Каргасокское лесничество, Нюрольское участковое лесничество, Чижапское участковое лесничество, урочище «Чижапское», начальная цена – 9 038 100 руб.).

На все вышеуказанные лоты была подана одна заявка ООО «МИК ЦЗИНЬЕ».

Согласно протоколам № 1, 2, 3, 4 от 09.01.2018 г. аукцион также как и предыдущий признан не состоявшимся.

22 февраля 2018 года (с нарушением 20 – дневного срока, установленного ч. 8 ст. 80 Лесного кодекса) между Департаментом и ООО «МИК ЦЗИНЬЕ» заключены договоры на сумму 2 749 200 руб., на сумму 7 264 829 руб., на сумму 6 842 000 руб., на сумму 9 038 100 руб.

При этом заявку на формирование участка по лоту № 1 в аукционе от 09.01.2018 на лесной участок – урочище «Лайское» подавал индивидуальный предприниматель Г. Письмом от 12 января 2017 г. индивидуальный предприниматель просил Департамент согласовать разработку проектной документации для предоставления лесного участка в аренду с целью заготовки древесины, испрашиваемый участок: Томская область, Асиновский район, Асиновское лесничество, Митрофановское участковое лесничество, урочище «Лайское», кварталы, 127-131, 140-144, 152-157. Департамент письмом от 31 января 2017 согласовывает указанные части лесного участка с условием объединения участка еще с 16 кварталами.

Таким образом, Департамент вновь существенно укрупнил запрашиваемый участок, что, в том числе, привело к увеличению начальной цены аукциона.

В результате таких действий Департамента индивидуальный предприниматель Г., узнав о стоимости лота, отказался от участия в аукционе в связи с очень высокой начальной ценой (цена была увеличена в 12,8 раза).

По остальным лотам аукциона установлены схожие обстоятельства, в результате действий Департамента цена аукциона по лотам №2-4 возросла более чем в 10 раз. В результате по 4 лотам аукциона, сформированным по заявкам трех индивидуальных предпринимателей и одного юридического лица, участие в аукционе эти лица не приняли.

Кроме того, при изучении документации о проведении аукционов установлено, что арендная плата по всем лотам «заготовка древесины» определена с нарушением требования лесного законодательства.

Применение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (размер ставок) зависит от разряда такс (с первого по седьмой). Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины. При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 км при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс. Иначе, чем ближе по отношению к лесному кварталу находится погрузочный пункт, тем выше ставка платы, а, следовательно, и общий размер арендных платежей. К ставкам платы расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт и с применением корректирующих коэффициентов.

Между тем, вопреки описанным требованиям при определении разряда такс и расчете размера арендной платы Департамент руководствовался приказом Департамента № 20-ОД/у, в котором отсутствует привязка к расстоянию от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины, нет ссылок на использование картматериала и применение корректирующих коэффициентов, а кварталам просто присвоены конкретные разряды такс.

Более того, несмотря на произошедшие с 2012 года на протяжении нескольких лет многочисленные изменения в части расстояний до ближайших погрузочных пунктов, транспортной логистики, актуализация сведений по определению разрядов такс, изложенных в приказе Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от  22.03.2012 № 20-ОД/у, вплоть до июля 2018 года, ни разу не производилась.

Применение Департаментом при расчете размера арендной платы ООО «МИК ЦЗИНЬЕ» указанного приказа повлекло нарушения при определении размера арендной платы, установленной в качестве начальной цены торгов.

Кроме того, при проведении аукциона в декабре 2017 года при расчете мин. арендной платы использовался коэффициент 1,51, установленный Постановлением № 1350. При этом Департамент знал, что аукцион состоится в январе 2018 года и договор аренды будет заключен также в 2018 году, а, следовательно, для расчета мин.размера платы должен был применяться коэффициент 1,58, установленный Постановлением № 1350 для 2018 года. Однако, Департамент заключил с ООО «МИК ЦЗИНЬЕ» 22 февраля 2018 года договоры аренды с расчетом мин. размера арендной платы с учетом коэффициентов 2017, а не 2018 года и скорректировал ее только письмом от 23 апреля 2018 г., т.е. после возбуждения дела антимонопольным органом.

Департамент увеличивал минимальный размер арендной платы по своему усмотрению и каждый раз на разную величину, по договорам, заключенным в 2017 году, цена увеличивалась от 7 до 32 раз.

Это лишь часть выявленных УФАС нарушений, допущенных Департаментом.

Антимонопольный орган пришел к выводу: отсутствие четкого понимания того, какой будет цена аренды участка при выставлении его на аукцион, приводит к тому, что физические лица и организации, вкладывающие свои деньги в формирование участков, выставляемых на аукцион, впоследствии отказываются от участия в нем ввиду очень высокой начальной цены аукциона.

Увеличение начальной максимальной цены более чем в 10 раз лишает лиц, заинтересованных в приобретении права аренды лесных участков, расположенных на территории лесничеств Томской области, возможности принять участие в аукционах, лоты которых сформированы по их инициативе. Такое увеличение привело к сокращению числа хозсубъектов, которые изначально выразили свою заинтересованность к данным участкам для осуществления хозяйственной деятельности на них. Департаментом нарушен принцип равнодоступности при проведении торгов, исключена возможность участия в торгах значительного количества хозсубъектов, ограничена возможность соперничества на аукционе, что указывает на нарушение ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Вопрос о привлечении к административной ответственности виновных лиц будет рассмотрен управлением в ближайшее время.