20 января 2020 года суд признал законность решения УФАС по делу о «медицинском» картеле

Арбитражный суд Томской области 20 января 2020 года отказал участникам картеля - ООО «МК ТИС» и ООО «ЦДМ» - в отмене решения антимонопольного органа, которым шесть юридических лиц признаны нарушителями пункта 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», признав тем самым законность и обоснованность решения УФАС.

Напомним: в апреле 2019 г. УФАС признало шесть организаций - ООО «Томскинтерсервис», ООО «Медицинская компания Томскинтерсервис», ООО «ЦДМ», ООО «Оптима», ООО «Мед-Альянс», ООО «Интер-Мед» нарушителями антимонопольного законодательства.

УФАС установило, оценив 140 электронных аукционов и 8 запросов котировок, что во всех рассмотренных торгах снижение было минимальным, от 0,5 до 2,9%, один из участников торгов - участник картеля от конкурентной борьбы отказывался, реализуя тем самым достигнутое соглашение, формальные конкуренты, фактически являющиеся участниками картеля, уступали победу в торгах друг другу по максимально возможной цене.

Доход картеля, полученный с нарушением антимонопольного законодательства, составил 1 266 406 180,00 рублей в период с 2014 по 2017 гг.; но в пределы сроков давности (3 года) вошли только 96 закупочных процедур, из которых 88 электронных аукционов, 8 запросов котировок, сумма дохода картеля составила 708 614 071,00 рублей.

Решение по данному делу направлено в следственные органы и в настоящее время возбуждено производство по делу по статье 178 Уголовного кодекса РФ.

7 ноября 2019 года антимонопольный орган назначил наказания юридическим лицам – ООО «ТИС» и ООО «МК ТИС» за участие в картеле: штраф для ООО «ТИС» составил – 4 809 460 рублей; для ООО «МК ТИС» - 2 895 819 рублей 44 копейки. ООО «МК ТИС» в настоящее время обжалует постановление о штрафе в суде.

В конце 2019 года УФАС установило еще один картель, действующий на торгах, предметом которых являлись поставки в медицинские учреждения не только Томской области, а и других субъектов федерации: Кемеровской, Новосибирской, Омской, Иркутской областей, Республики Хакасия, Ямало-Ненецкого автономного округа, Приморского края.

В состав картеля входили два юридических лица, зарегистрированных на территории Томской области – ООО «Маковит» и ООО «МинералФарм». В декабре 2019 г. УФАС пришло к выводу, что в ходе 16 аукционов на поставку в лечебные учреждения витаминно-минеральных комплексов ООО «Маковит» и ООО «МинералФарм» вступили в устное антиконкурентное соглашение, повлекшее отказ от конкурентной борьбы на торгах в пользу одного из юридических лиц. В результате заказчиками были заключены контракты по максимально возможной цене. Незаконно полученный доход в результате деятельности картеля составил почти 3,5 млн рублей.

К указанным выводам антимонопольный орган пришел, несмотря на то, что в ходе рассмотрения дела было установлено «родство» юридических лиц, законные представители которых состояли в законном браке. При этом юридически организации оставались независимы друг от друга, каждое имело своего учредителя, являющегося одновременно директором юридического лица. В силу антимонопольного законодательства иммунитет, предусмотренный для членов одной группы лиц и подконтрольной одному лицу, предусмотренный частями 7, 8 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», не распространяется на такие «родственные» организации, следовательно, на них распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Для справки:

Согласно п.2 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно ч.7 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.8 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий: распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; осуществление функций исполнительного органа юридического лица.