• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Не введи в заблуждение: дайджест нарушений рекламного законодательства ломбардами и потребительскими кооперативами

В конце 2020 года Томское УФАС России выявило нарушения рекламного законодательства рекламодателями - ломбардом ООО «Ломбард 1», потребительскими кооперативами «Победа», «Росинвест» и «Семейные сбережения», а также рекламораспространителем - ООО «Хозяин Пресс», выразившиеся в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

Так, ООО «Ломбард 1» заказал размещение в печатном издании «Хозяин» рекламы с текстом: «Кредитуем! Продаем!» с указанием адресов филиалов ломбарда. Однако рекламораспространитель не учел разницу между краткосрочными займами и кредитами.

По российскому законодательству оказание банковских, финансовых и страховых услуг физическим и юридическим лицам, в том числе выдача кредитов, может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций. Это может быть банк или кредитная организация. Ломбарды, в соответствие с Федеральным законом «О ломбардах», выдают не кредиты, а краткосрочные займы гражданам под залог вещей на срок не более одного года. Иной коммерческой деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг, ломбарды не вправе заниматься.

Рекламным законодательством не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В том числе, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» запрещается размещение рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг лицами, не имеющими соответствующие лицензии.

Комиссией Томского УФАС России по указанным фактам нарушителями законодательства о рекламе признаны рекламодатель ООО «Ломбард 1» и рекламораспространитель ООО «Хозяин Пресс».

За размещение наружной рекламы аналогичного содержания по адресу одного из филиалов ломбарда УФАС предписало ООО «Ломбард 1» прекратить нарушение Федерального закона «О рекламе».

 

Нарушающей обязательные требования рекламного законодательства Комиссией Томского УФАС России также признана реклама потребительского кооператива «Победа». ПК «Победа» разместил в печатном издании «Газета «Реклама» рекламу финансовых услуг по программе «Пенсионная» с указанием на размер процентной ставки и действие страхования.

Однако, в действительности застрахованы не денежные средства вкладчиков, как можно подумать после прочтения рекламы, а только риски возникновения убытков от предпринимательской деятельности ПК «Победа».

Согласно действующему законодательству реклама должна быть достоверной, критерием достоверности является, в том числе, формирование у потребителя верного, истинного представления о товаре/услуге, его качестве, потребительских свойствах.

Комиссией антимонопольного органа реклама потребительского кооператива «Победа» признана недостоверной и нарушающей требования п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Нарушил рекламное законодательство и потребительский кооператив социальной и экономической взаимопомощи «Росинвест», разместивший в печатном издании «Диссонанс» макет рекламы вкладов: «ВКЛАДЫВАЙ БЕЗОПАСНО! ВКЛАДЫВАЙ ВЫГОДНО! ВЫСОКАЯ ДОХОДНОСТЬ!».

Реклама потребительского кооператива «Росинвест» содержала обещание в будущем эффективности деятельности (доходности вложений) в отсутствие информации о том, что реклама адресована пайщикам кооператива, что нарушает п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Помимо этого, в рекламе указывалось, что сбережения пайщиков застрахованы в полном объеме. Однако, в договоре страхования, как и в предыдущем случае, объектом страхования являются не вклады граждан, а имущественные интересы кооператива, связанные с риском получения убытков от своей предпринимательской деятельности.

Данная реклама финансовых услуг не соответствует положениям ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в ее содержании отсутствует существенная информация, чем искажается смысл рекламы и вводится в заблуждение потребитель рекламы. На основании искаженного восприятия рекламы потребитель может принять неверное решение о необходимости получения рекламируемой услуги.

Комиссия предписала потребительскому кооперативу «Росинвест» о прекратить нарушение Федерального закона «О рекламе».

 

Замечен на нарушениях рекламного законодательства также потребительский кооператив «Семейные сбережения», зарегистрированный в г. Ижевск, разместивший рекламу вкладов в печатных изданиях «Газета «Реклама» с указанием процента доходности по «Сберегательной программе».

Вместе с тем, потребительский кооператив «Семейные Сбережения» не является организацией, которой законодательством представлено право осуществлять оказание финансовых услуг неограниченному кругу лиц – данное юридическое лицо не имеет право привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту. Кроме этого, рассматриваемый макет рекламы в печатном издании «Газета «Реклама» содержит сведения, которые обещают доходность вложений до 16% в отсутствие доказательств, подтверждающих возможность определения доходности вложений на момент заключения договора услуг.

По указанным фактам Комиссией УФАС России реклама ПК «Семейные сбережения» признана нарушившей п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В ближайшее время Томское УФАС России по описанным фактам нарушения рекламного законодательства рассмотрит вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В настоящее время в производстве Управления находятся на рассмотрении еще три дела по признакам нарушения положений Федерального закона «О рекламе» в отношении рекламодателей - потребительских кооперативов КПК «Зенит», КПК «Надежный союз», ПК «Медфарм».

 

Для справки: ч. 1 ст. 14.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».