Анализ деятельности МБУ «Томск САХ» послужил основанием для предупреждения Администрации Томска и Департамента дорожной деятельности и благоустройства об ограничении конкуренции

15 декабря 2021 г. Томское УФАС России предупредило Администрацию города Томска и Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска о наличии в действиях органов власти признаков нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

МО «Город Томск» в 2019 г. создало МБУ «Томск САХ», предметом деятельности Учреждения является выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений в их составе. МБУ «Томск САХ», осуществляя деятельность на указанном товарном рынке, является хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции. Указанный товарный рынок является конкурентным, на нем действуют многие другие субъекты.

Между Департаментом и МБУ «Томск САХ» заключен ряд соглашений, согласно которым определен порядок предоставления субсидий из бюджета города на выполнение шести муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на период с 2019 по 2023 гг.

В соответствии с бюджетным законодательством такое задание может быть выдано только на оказание муниципальной услуги. В силу пункта 2 статьи 2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего такие услуги, для решения вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований. Заявителем является физическое или юридическое лицо, обратившиеся в орган, предоставляющий услуги.

Анализируя предмет заданий, работы, которые должны быть осуществлены в рамках исполнения заданий, антимонопольный орган пришел к выводу, что исполнение указанных в заданиях работ является не чем иным как удовлетворением муниципальной нужды, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению Закон о контрактной системе. Выдача заданий МБУ «Томск САХ» с последующим финансированием работ в виде субсидий является способом ухода от проведения обязательных публичных торгов по выбору исполнителя работ.

Кроме того, в силу требований законодательства заказчиком на торгах в соответствии с Законом о контрактной системе не может выступать МБУ «Томск САХ», поскольку учреждение не является муниципальным органом либо муниципальным казенным учреждением. Между тем, в период 2019-2021 гг. МБУ «Томск САХ» проведен ряд конкурентных процедур, установленных Законом о контрактной системе, по результатам которых заключены контракты с хозяйствующими субъектами, при этом предмет контрактов совпадает с предметом муниципальных заданий.

Общая стоимость контрактов составила более 201 672 000 руб. Тогда как общая сумма субсидий, предоставленных Департаментом на финансовое обеспечение выполнения заданий, составила 1 422 837 600 руб. Бюджетные средства преимущественно расходовались минуя публичные торги, позволяющие выбрать исполнителя работ с наименьшей стоимостью работ. МБУ «Томск САХ», являясь одним из участников товарного рынка, получило необоснованное конкурентное преимущество в виде доступа к исполнению работ, являющихся муниципальной нуждой, и доступа к бюджетным средствам.

Администрация г. Томска и Департамент, позволяя МБУ «Томск САХ» проводить собственные закупочные процедуры во исполнение муниципальных заданий, направленных на удовлетворение муниципальной нужды, относящиеся к полномочиям местного самоуправления, а также выдавая муниципальные задания на период 2019-2023 годов на удовлетворение именно муниципальной нужды, наделили тем самым МБУ «Томск САХ» функциями органа местного самоуправления, что противоречит требованиям части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также возложили обязанность по исполнению работ, являющихся муниципальной нуждой, на МБУ «Томск САХ», которое является одним из участников товарного рынка, минуя процедуры, установленные Законом о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков нарушения Департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Предупреждением предложено устранить описанное нарушение антимонопольного законодательства в срок до конца 1 квартала 2022 г. При неисполнении предупреждения УФАС возбудит дело по признакам нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.