Томское УФАС России 15 июля 2008 г. признало общество с ограниченной ответственностью «Томсктелесети» нарушившим антимонопольное законодательство и предписало устранить нарушения в срок до 15 сентября 2008 г

Поводом к возбуждению дела в отношении ООО «Томсктелесети» послужили материалы Департамента недвижимости Администрации г. Томска, поступившие в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области, а также, заявление Общественного комитета самоуправления МКР «Академический» и заявление гражданина О.В. Степанова, в которых говорилось о наличии в действиях «Томсктелесетей» признаков нарушения закона.
В ходе проверки фактов, изложенных в материалах и заявлениях, установлено следующее: ООО «Томсктелесети» заключало абонентский бессрочный договор с абонентами на услуги кабельного телевидения, в том числе и на услуги «Эфирный пакет». Услуги по подключению к сетям кабельного телевидения оплачивались абонентом дополнительно. «Эфирный пакет» содержал 15 каналов телевидения (один канал технический), в том числе 14 программ, которые возможно принимать в эфире г. Томска без услуг кабельного телевидения. Оплата за «Эфирный пакет» составляла 60 рублей в месяц. Название тарифа «Эфирный пакет» соответствовало количеству и составу каналов эфирного телевидения.
Кроме услуг по тарифу «Эфирный пакет», Томсктелесети предоставляли услуги по тарифу «Спутниковый пакет», которые содержали ранее и содержат в настоящее время 55 каналов. Оплата за услуги тарифа «Спутниковый пакет» составляет 275 рублей в месяц.
С января 2008 г. «Томсктелесети» стали информировать абонентов о том, что с 1 февраля 2008 г. общество увеличивает «Эфирный пакет» с 15 до 55 каналов и, соответственно, абонентская плата будет составлять 275 рублей в месяц. Абоненты также были уведомлены, что льготным категориям граждан будет предоставлена скидка по абонентской плате в размере 50%.
Заявители в описанных действиях «Томсктелесетей» усмотрели нарушение прав потребителей и отметили двусмысленность некоторых пунктов договора.
Директор ООО «Томсктелесети», отвечая на поступившие претензии абонентов указал, что смена тарифа не влечет за собой обязанности пользоваться услугой. У абонента есть право выбора: пользоваться услугами кабельного телевидения по новому тарифу либо расторгнуть договор.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
ООО «Томсктелесети» занимает доминирующее положение на  рынке товара – услуг кабельного телевидения (телевизионного вещания по кабельным сетям).
В силу статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Томское УФАС России, изучив рынок услуг кабельного телевидения в г. Томске, пришло к выводу о том, что, несмотря на присутствие в городе нескольких операторов кабельного телевидения, конкуренция между ними практически отсутствует.
Для предупреждения и пресечения действий, которые приводят или могут привести к нарушению антимонопольного законодательства на рынке услуг кабельного телевидения, ООО «Томсктелесети» Томским УФАС России было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более 35% по позиции «предоставление услуг по трансляции телевизионных и звуковых программ по сети кабельного телевидения» в границах нахождения сетей кабельного телевидения данного оператора с долей более 65% в указанных границах.
Согласно статье 5 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект, включенный в упомянутый реестр, может опротестовать действия антимонопольной службы, предоставив доказательства того, что он не занимает доминирующее положение на рынке.
ООО «Томсктелесети» не представило в антимонопольный орган бесспорных доказательств того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
Вместе с увеличением количества каналов услуги «Эфирный пакет», ООО «Томсктелесети» перестало заключать договоры на данную услугу, т.е. прекратило предоставлять услугу «Эфирный пакет» в составе 15 каналов (программ). О чём свидетельствует размещенная на сайте «TOMTEL» информация.
Уведомляя абонентов тарифа «Эфирный пакет» об увеличении количества каналов и оплаты, ООО «Томсктелесети» тем самым информировало абонентов тарифа «Эфирный пакет» о прекращении предоставления данной услуги.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 452 упомянутого Кодекса определено, что соглашения об изменении или о расторжении договора совершаются в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Положениями «Правил оказания услуг связи для телевизионного и (или) радиовещания» от 22 декабря 2006 г. не предусмотрено условие о праве оператора связи на одностороннее изменение абонентского договора.
Исходя из буквального толкования абонентского договора, заключенного между ООО «Томсктелесети» и абонентами, в нём не содержатся условия о праве ООО «Томсктелесети» на одностороннее изменение договора.
«Положением об оказании услуг сети кабельного телевидения», утвержденным 1 января 2003 г. директором ООО «Томсктелесети» Г.Е. Ерошевским установлено, что изменение или дополнение телевизионных услуг (кабельное телевидение и т.п.) производится на основании Дополнительного соглашения заключенного между Компанией и Абонентом. Указанное Положение является действующим, и с ним был ознакомлен каждый абонент, о чем свидетельствует строка в абонентском договоре.
Изменение состава пакетов программ путем увеличения количества каналов произведено «Томсктелесетями» вследствие произвольного толкования п.4.1 Договора - «Тарифы, условия оплаты, связанные с Услугами, состав пакетов программ могут изменяться. За пользование дополнительными Услугами могут устанавливаться дополнительные тарифы»; а также по причине отсутствия в Договоре понятий и определений, в том числе таких понятий как: услуги «Эфирный пакет» и услуги «Спутниковый пакет».
Не принимая во внимание отказ абонентов от предлагаемых дополнительных услуг в виде 40 телевизионных программ (каналов), нарушая вышеуказанные требования законодательства, не соблюдая свое «Положение об оказании услуг сети кабельного телевидения» «Томсктелесети» навязывало дополнительные услуги абонентам путём предоставления 40 каналов без заключения дополнительного соглашения с абонентами и против их желаний, при этом предъявляя квитанции к оплате в размере 275 рублей.
Таким образом, «Томсктелесети», занимая доминирующее положение на рынке услуг кабельного телевидения по г. Томску, навязывает абонентам (потребителям) условия договора, невыгодные для них, необоснованно прекращает производство товара, на который имеется спрос и ущемляет интересы абонентов.
А именно, изменяя в одностороннем порядке условия абонентского договора о предоставлении услуг тарифа «Эфирный пакет», в сторону увеличение программ (каналов) до состава услуг тарифа «Спутниковый пакет», предъявляя квитанции к оплате в размере 275 рублей соответствующей тарифу «Спутниковый пакет», отказывая абонентам в предоставление услуг тарифа «Эфирный пакет» в составе 15 каналов (программ). Такими действиями ООО «Томсктелесети» нарушает статью 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Томское УФАС России признало ООО «Томсктелесети» нарушившими закон и предписало до 15 сентября 2008 г. восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства с лицами, которыми не отказались от услуг «Эфирный пакет» и с которыми не заключены дополнительные соглашения на предоставление дополнительных услуг кабельного телевидения.