Томское УФАС России в июне 2008 г. признало ООО «Горсети» нарушившим антимонопольное законодательства.

Поводом к возбуждению дела в отношении ООО «Горсети» стало заявление от ООО «Аркада» о том, что  ООО «Горсети» выдало технические условия на технологическое присоединение объекта, обязывающие заявителя установить однофазный электронный  счетчик с интерфейсным выходом  и системой передачи данных. Заявитель счел такие требования завышенными и необоснованными и попросил проверить законность действий «Горсетей».
В ходе рассмотрения дела комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее:
Между Департаментом недвижимости Администрации г. Томска, МУ «Томское городское имущественное казначейство» и ООО «Горсети» в сентябре 2007 г. заключены договоры аренды муниципального имущества -  жизнеобеспечивающие системы г. Томска. Предметом договоров является предоставление арендатору во временное возмездное владение и пользование имущества электросетевого хозяйства.
Одним из видов деятельности  «Горсетей» являются услуги по передаче электрической энергии. Федеральный закон «О естественных монополиях» относит эти услуги к сфере деятельности субъектов естественных монополий. А закон «О защите конкуренции» признает доминирующим на рынке положение  хозяйствующего субъекта, являющегося естественной монополией.
В связи с тем, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором отсутствует конкуренция, то ООО «Горсети», как субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение  на рынке услуг по передаче электроэнергии для всех потребителей, получающих электроэнергию через присоединенные к его коммуникациям сети.
На заседании комиссии выяснилось, что заявитель отказался от своих претензий к «Горсетям» и не возражает против прекращения дела, поскольку «Горсети» выдало ему справку о выполнении технических условий при наличии уже установленного однофазного счетчика без интерфейсного выхода и системы передачи данных.
Представитель «Горсетей» не признал нарушение антимонопольного законодательства и пояснил, что включение в пункт 3 технических условий положения об установке прибора учета с интерфейсным выходом вызвано проводимой модернизацией оборудования и переводом учета электрической энергии на систему дистанционного снятия показаний приборов учета, и проводится с целью исключения двойных затрат потребителей, оперативного и правильного составления балансов электроэнергии и мощности. Предложение установить  электронный счетчик с интерфейсным выходом носит не обязательный, а рекомендательный характер и направлено на стимулирование технического и экономического прогресса. В случае отказа потребителей  от установки электрического счетчика с интерфейсным выходом выдаются технические условия без такого предложения либо выдается справка о выполнении технических условий, что и было сделано в случае с «Аркадой». ООО «Горсети» полагает, что такое  положение в технических условиях не противоречит действующим в данной сфере правилам.
Комиссия УФАС, изучив материалы дела, заслушав представителя «Горсетей» пришла к следующим выводам.
Выдача технических условий, содержащих требование установки приборов учета (электронного счетчика с интефейсным выходом с системой передачи данных), на данный момент является необоснованным, поскольку оно не предусмотрено  нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики указано, что «Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше».
 В Правилах отсутствует указание по установке электронных  счетчиков с интефейсным выходом и системой передачи данных. Имеются лишь указания на установку приборов учета класса точности. В технических условиях, выданных «Горсетями»  указан источник электроснабжения 0,4 кВ. В офисном помещении «Аркады» с июля 2007 г. уже стоял новый прибор электроучета, соответствующий классу точности согласно требованиям упомянутых Правил.
Кроме того, в технических условиях  указано: «Для технологического присоединение к централизованному электроснабжению помещения по ул. Белинского, 62 необходимо выполнить следующие условия: ...». «Необходимо выполнить» - это не рекомендация, а требование исполнить в обязательном порядке.
ООО «Горсети»  является субъектом естественных монополий, и его описанные выше действия приводят  к нарушению статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на определенном товарном рынке, в случае, если такие действия ведут либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.
В результате выдачи «Аркаде» технических условий на технологическое присоединение объекта, содержащих необоснованные требования, «Горсети», пользуясь своим доминирующим положение на рынке, препятствуют осуществлению деятельности «Аркады» и ущемляют ее интересы.   
Комиссия УФАС признала ООО «Горсети» нарушившим антимонопольное законодательство и передала материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения производства по делу об административной ответственности в отношении ООО «Горсети».