Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял постановления, в которых поддержал правовую позицию антимонопольных органов при установлении фактов распространения ненадлежащей рекламы банковских услуг

Предметом рассмотрения Президиума Высшего Арбитражного Суда стали постановления апелляционной и кассационной инстанций, не признавших правоту антимонопольной службы и отменивших решения первой инстанции в отношении сразу двух постановлений, вынесенных Хабаровским УФАС России о привлечении ОАО «Акционерно-коммерческий банк «Град-Банк» к ответственности за распространение ненадлежащей рекламы банковских услуг (вклада и кредита).

Обратимся непосредственно к обстоятельствам правонарушения. В феврале 2008 г. «Гранд-Банк» разместил две рекламы следующего содержания: «Акционерно-коммерческий банк «Град-Банк» (открытое акционерное общество) принимает вклады от населения с доходностью до 18 % годовых. Вклады застрахованы в системе страховых вкладов. 100% гарантия вложенных средств. 680021, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева 47, тел.: 30-47-44, 70-42-98» и «Акционерно-коммерческий банк «Град-Банк» (открытое акционерное общество). Выдаем кредиты населению, предпринимателям от 20% годовых под залог имущества. 680021, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева 47, тел.: 30-43-36, 32-71-45, 30-47-44».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев дело по признакам нарушения банком законодательства о рекламе , установило, что указанные выше рекламные продукты содержали данные только о максимальной процентной ставке и в ней не были указаны срок вклада, сумма вклада, процентная ставка, возможность и условия дополнительного взноса и иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика (первый из приведенных текстов), сведения только о минимальной процентной ставке по кредиту без указания суммы кредита, его срока, процентной ставки и иные условиях, влияющих на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

Антимонопольный орган признал, что распространенная реклама является ненадлежащей и вынес два постановления о привлечении ОАО «Акционерно-коммерческий банк «Град-Банк» к административной ответственности.

ОАО «Акционерно-коммерческий банк «Град-Банк» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края об отмене постановлений, в чем ему было отказано.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции было отменено.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (кассационная инстанция) постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив материалы дела, пришел к выводу, что суды апелляционной и кассационной инстанций не учли всех обстоятельств дел, в связи с чем приняли не правомерные решения.

Напротив, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ОАО «Акционерно-коммерческий банк «Град-Банк» состава правонарушения является правомерным.

Таким образом, Высший арбитражный суд Российской Федерации признал законным не только решение первой судебной инстанции, но и постановления Хабаровского УФАС России.


Для справки:


Томским УФАС России ежегодно возбуждаются дела о нарушении рекламного законодательства в отношении банковских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области. С 2007 г. в производстве находилось более 10 таких дел. Как правило, нарушение заключалось в указании одно из условий, влияющих на стоимость банковской услуги, (например, фиксированная процентная ставка по кредиту или вкладу) без указания остальных условий. В дальнейшем управлением будет учтена позиция Высшего арбитражного суда Российской Федерации по факту распространения рекламы банковских услуг с указанием не фиксированной, а относительной процентной ставки (до 18%, от 20%).