• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ПРОТОКОЛ заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России 30 мая 2013г. г. Томск

Председательствовал:

Председатель Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России, руководитель Томского УФАС России Владимир Иванович Шевченко;

 

Члены Экспертного совета:

Воронков Евгений — протоиерей Руководитель епархиального отдела по делам молодежи, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Томска;

Валевич Татьяна Викторовна – председатель комитета по работе со СМИ Департамента Информационной политики и работе с общественностью Администрации Томской области;

Калинина – Сулакшина Ольга Степановна – директор галереи «Искусство и актуальность», член Творческого Союза художников России, Сопредседатель координационного совета женщин при Мэре г.Томска;

Москалева Ирина Анатольевна — начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Томской области;

Михель Майя Владимировна – начальник отдела продаж ООО «ТРИА «Тройка»;

Перетягина Елена Владиславовна – председатель Комитета по охране объектов историко-культурного наследия Департамента по культуре Томской области

Рачковский Павел Юрьевич — главный специалист отдела культурного наследия Департамента по культуре Томской области, член союза архитекторов России;

Трусова Гульнара Султановна — специалист юридической службы ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право»;

Турутина Елена Сергеевна – Доцент ТГПУ, кандидат философских наук;

Фоминых Елена Петровна – помощник генерального директора ОАО «Томское пиво»

Ханин Даниил Владимирович – Директор ООО «Вебреклама»

Ответственный секретарь — Базарова Наталья Валентиновна, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования.

 

Гости:           

 Баринова Юлия Владимировна – ассистент кафедры русского языка филологического факультета ТГУ, кандидат филологических наук.

Гришанова Н.А.  – начальник отдела рекламы агентства рекламных технологий «ПРО100»

Чирикова Ю.В. – старший менеджер рекламного отдела радиостанции «Радио Сибирь»

Морозова И.В. – начальник рекламно-разрешительного отдела Администрации г.Томска

 

 

1.                  Открытие заседания Совета. Вопросы изменения состава

Председатель Экспертного совета В.И. Шевченко: Приветственное слово. Повестка заседания. Изменение состава совета. Регламент заседания.

2.                  О результатах работы антимонопольного управления по рекламе, являвшейся предметом рассмотрения предыдущих экспертных советов

Чуклина Е.В.: В конце 2012года на обсуждение и оценку Экспертного совета по рекламе выносились несколько рекламных объявлений.

В частности рекламный ролик «Кровельного центра Плюс», распространяемый одним из радиоканалов республики Алтай и Алтайского края, поступивший из Алтайского республиканского УФАС.

Напомню, что большинством голосов Члены совета признали, что в рекламном ролике «Черепица,  сайдинг, профлист В кровельном центре по низким ценам ты легко можешь купить черепицу, сайдинг, профлист по адресу с.Майма…»

- выражены коммуникативные намерения оскорбления по национальному или языковому признаку;

- интонация, выбранная для воспроизведения части информационного содержания рекламы: « еще раз», « че-ре-пи-ца, сай-динг, проф-лист», «ээх» способна сформировать у потребителей рекламы впечатление  о превосходстве лица, произносящего данные слова, в умении правильно произносить слова на русском языке, над лицом, произносящим часть информационого содержания рекламы: « Щереппица, ссайдинг, профалист»

Указанное решение Совета явилось одним из доказательств и оснований для решения Алтайского республиканского УФАС о признании рекламы ненадлежащей.

Т.е. решением Алтайского республиканского УФАС реклама признана ненадлежащей, выдано предписание о прекращении  нарушения зак-ва о рекламе.

В последующем по результатам проведения административного расследования рекламодатель привлечен к административной ответственности в форме штрафа в размере 100 000 рублей.

В настоящий момент указанные акты находятся в стадии обжалования в арбитражном суде.

 Еще одна рассматриваемая советом реклама – реклама ночного клуба «Правда», распространяемая на территории г.Томска с использованием образов гос.наград.

Большинством голосов Экспертный совет признал, что

- используемые в рекламе ночного клуба «Правда» образы государственных наград  СССР – Ордена Ленина,  Ордена Октябрьской революции и формулировки «увеселительная партия Советского Союза», «Орган Центрального Комитета КПСС», «авторская буффонада от В.И.Ленина» могут оскорбить чувства определенных социальных групп (участников Великой Отечественной войны, участников иных исторических событий,  бывших граждан Советского Союза, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий);

По факту распространения данной рекламы на основании решения Совета было возбуждено дело по признакам нарушения зак-ва о рекламе. Реклама признана ненадлежащей, рекламодателю и рекламораспространителю выдано предписание.

В настоящий момент Общество приглашено для составления протокола об административном правонарушении по данному факту.

Следующая реклама, которая была предметом рассмотрения нашего Совета, реклама IPhonе 5, распространяемая в лифтах многоквартирных домов в г.Томске.

Члены Рекламного совета признали образ, содержащийся в рекламе непристойным и оскорбительным.

По факту распространения данной рекламы на основании решения Совета было возбуждено дело по признакам нарушения зак-ва о рекламе. В настоящий момент дело находится в стадии рассмотрения.

Сегодня на оценку и обсуждение Совета будет также представлена реклама, которая может содержать или не содержать оскорбительные, непристойные образы, бранные слова.

 

3.                  О последних изменениях законодательства о рекламе

Базарова Н.В.: предлагаем вашему вниманию небольшой обзор последних изменений в закон о рекламе, а также обзор планируемых изменений.

Изменения коснулись части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе", регулирующей порядок распространения рекламы на транспортных средствах и с их использованием.

Так, в новой редакции части 2 статьи 20 приведен один из видов использования транспортных средств  -  исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций  -  переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" дополнена нормами, возлагающими ответственность на рекламодателя за нарушение требований, установленных частями 2 и 6 статьи 20 (использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций и распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств соответственно). При этом внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, в частности:

-в статьи 14.37,  14.38  в том числе в части повышения административного штрафа за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции и использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции;

Полномочие по рассмотрению дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.38 передано в ведение судов, арбитражных судов, и, соответственно, исключено из полномочий ФАС России.

Также, ФЗ «О рекламе» установлен запрет на распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (часть 3 статьи 19), в нашей практике большое количество дел о нарушении данной нормы. Так вот, в настоящий момент ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" введена ответственность и рекламодателя за данное нарушение.

Ханин: На опорах знаков?

Базарова: Да.

Ханин: А опоры городского освещения, на которых размещены знаки?

Шевченко: Судебная практика признает опору городского освещения, на которой замещены знаки опорой знаков дорожного движения. Данная норма была, она просто расширена.

Морозова: Эти вопросы довольно сложные. Опора освещения, она и есть опора освещения, там есть собственник.

Шевченко: В настоящий момент судебная практика именно такая, и опоры гор.освещения на которых размещены знаки признаются опорами знаков дорожного движения.

Фоминых: То что делает ГИБДД – размещая знаки – это защита публичных  интересов и нашей безопасности. И суды однозначно говорят, что это главенствующие правоотношения.

Шевченко: Данная тема интересна, есть основания вернуться к ней на следующих заседания.

Базарова: О следующих изменениях в законодательстве о рекламе - о рекламе табака после 1 июня 2013 года. И так, 23.02.2013 г. принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» - Закон о табаке (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 июня 2013 года.

Пункт 1 части 1 статьи 16 данного закона закрепляет в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрет рекламы табака, табачной продукции. Одновременно часть 5 статьи 16 того же закона указывает на то, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Однако, после вступления с 1 июня 2013 года в силу Закона о табаке нормы о запрете рекламы табака и табачных изделий не применяются к рекламе данных товаров напрямую, однако реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей должна распространяться в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе», в частности статьи 23 данного закона.

Также, 14 мая 2013 года, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации одобрила в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» - части ужесточения требований к рекламе БАДов и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» -  нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок выделяется в качестве самостоятельного состава правонарушения.

 За такое правонарушение устанавливается ответственность, повышенная по сравнению с нарушением общих требований Закона к рекламе. Штрафы на юридических лиц  по данной части составят на юридических лиц уже от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также законопроектом предлагается возложить ответственность за нарушение требований к рекламе БАД и на рекламораспространителей.

Предлагаемая норма направлена на повышение ответственности рекламодателей и СМИ за размещение рекламы лекарственных препаратов и биоактивных добавок и усиление контроля в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Также, статью 25 дополнят частью 1.1, согласно которой «реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством…».

Кроме того подготовлен проект закона о внесении изменений в статьи 14, 15 Федерального закона «О рекламе» где предложено не ставить оценку уровня звука в рекламе в зависимость от технических регламентов, а принять прямую норму.

О принятых изменениях в статье 19 ФЗ «О рекламе» - в перечень технических средств стабильного территориального размещения, с использованием которых возможно распространение наружной рекламы, включено проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование. Важное изменение -  статья 19 Федерального закона "О рекламе" дополняется частью 5.8, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

В статью 19 внесено много изменений, касающихся в частности деятельности муниципалитетов, подробно останавливаться на них не будем,  управление планирует разослать органам местного самоуправления соответствующие информационные письма.

Кроме того, от Департамента по культуре и туризму Томской области поступило на обсуждение предложение обсудить проблему размещения рекламы на объектах, расположенных на экскурсионных маршрутах без согласования с Комитетом по охране объектов историко-культурного наследия Департамента.

В связи с поднятым вопросом считаем нужным направить письма в органы местного самоуправления, чтобы они могли посотрудничать и согласовывать некоторые вопросы с Департаментом по культуре и туризму, определиться что относиться к экскурсионным маршрутам, и уже согласовывать размещение рекламных конструкций с учетом данных маршрутов, информация о которых есть в департаменте.

Морозова: Это сделать не только можно, но и нужно. Поскольку муниципалитету иной раз очень трудно отказать предпринимателям, которые настраивают на своих правах. При размещении  на исторических зданиях в каждом случае направляем в департамент.  Однако предпринимателе часто с нами спорят. И то что сейчас в закон включена данная норма это нам в поддержку.

Обсуждение.

Решили:

Сформировать и разослать в муниципалитеты письма об изменениях Федерального закона «О рекламе».

 

4.               Реклама акции  мебельного центра: «Öбана! Цены снижены!», оценка на предмет наличия бранных слов, непристойных и/или оскорбительных образов, сравнений и выражений

Чуклина Е.В.: В начале года мы направляли письма членам совета с просьбой высказать предложения и озвучить актуальные проблемы, вопросы. Ольгой Степановной Калининой-Сулакшиной для обсуждения предложен вопрос - «Обсудить опасное распространение безграмотности и искажение русского языка в рекламе, в том числе на наружных рекламных носителях».

Антимонопольный орган считает данную тему актуальной, об этом свидетельствует и следующий вопрос в повестке нашего заседания.

Хотелось бы вынести на Вашу оценку рекламу  мебельного центра, которую вы видите на экране.

Мы в свою очередь хотим указать на те положения ФЗ «О рекламе», которые могут быть применимы или неприменимы в данном случае. 

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

Сразу же обращаем Ваше внимание, что любой гражданин может обратиться к нам в антимонопольный орган, если считает, что данные требования нарушаются в конкретной рекламе. Такое заявление будет рассмотрено, возможно и с привлечением Вас – действующего Экспертного совета по рекламе, поскольку, оценка такой рекламы носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации определенным индивидуумом, социальной группой.

Перейдем к обсуждению конкретной рекламы, распространяемой в г.Томске – это реклама акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!».

В Томское УФАС России поступило обращение гражданина, который указывает, что используемое в рекламе слово «Öбана» является бранным, поскольку используемая в начале слова буква «Ö» в немецком алфавите (а также в шведском, венгерском, финском, эстонском, турецком, азербайджанском) читается как буква русского алфавита «Ё».

По данному факту возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, а именно, озвученных ранее чч.6, 11 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Мы приглашали на совет представителя Филологического факультета НИ ТГУ, если представитель подошел, то мы просим Вас представиться и высказать свою позицию, относительно данной рекламы.

Баринова Ю.В.: Я являюсь ассистентом кафедры русского языка филологического факультета нашего Томского государственного университета и в настоящий момент являюсь членом комиссии у нас на факультете которая занимается различными лингвистическими экспертизами. Что касается данной рекламы, здесь полагаю не только эксперту лингвисту, но и обычному человеку понятно. Вот вы говорили сейчас о немецком языке, но даже если смотреть с точки зрения русского языка, то мы видим букву, которая в русском языке не существует. В русском языке буквы «О» с двумя точками наверху нет, в русском языке есть только одна буква с двумя точками наверху, это естественно буква «Ё». Говорить, что здесь прямо написано бранное слово мы не можем, но мы можем говорить, что оно здесь выражено потенциально. Потому что человек, воспринимающий данную рекламу, зритель, который в первую очередь смотрит, поскольку данная реклама не на слух воспринимается, а при зрительном восприятии, он видит эти точки и потенциально может ассоциировать с буквой «Ё», единственной буквой в русском алфавите с точками. Восприятие каждого человека индивидуально. Поэтому со 100% уверенностью говорить, что каждый человек, который увидел эту рекламу, увидел здесь букву «Ё» мы не можем, для этого существуют специальные лингвистические эксперименты, но этого не требуется в данном случае. В данном случае можно говорить, что потенциально в сознании зрителей реклама способна вызывать ассоциации и восприниматься как слово бранное,  слово, начинающееся на букву «Ё». И если делать вывод, потенциально в рекламе присутствует бранное слово.

Ханин: А как она в немецком языке читается? По-моему не как «Ё»! Не вижу тут брани. По-моему мнению, здесь лишь неправильное написание, поскольку для меня Ö» - это о-умляут («звук между о и ё). Каждый человек воспринимает по-своему. Тут нарушение, связанное с неправильным написанием, с использованием этой буквы. Хотя можно сказать, что написано на другом иностранном языке, болгарском языке, например.

Трусова: А может быть это просто рожица удивленная, как смайлик.

Баринова: Вполне возможно и дизайнерский ход. Но мы говорим о букве, которая стоит в составе слова, а не отдельно, в русском языке такой буквы не существует, а существует только одна буква с точками.

Фоминых: Вообще эта реклама распространяется не только на территории Томской области, у нас сейчас точки убрали, насколько мне известно, в Кемерово из этой буквочки сделали фигурку, а в Новосибирске она продолжает распространяется в таком виде. Также в интернете появилось обсуждение в другой тональности - почему иногородние рекламодатель позволяет себя в нашем высокообразованном городе так вести.

Морозова: реклама находится в общественном пространстве, и каверзы маркетолога или интерес продавца, они не должны перевешивать общечеловеческие ценности, не должны размывать понятия и правила, когда будет ребенок задавать вопросы, когда будет недовольна бабушка. И мы не должны себя обманывать, это же слишком мелко. Мы получали много звонков на эту тему.

Шевченко: к нам, также, поступало много звонков. Этот  процесс коверканья русского языка – весьма заразителен. Начали мы шутить со словами. Менять смысловую нагрузку. Мы же не просто букву заменили где-то посередине, нарисовали смайлик. Убрана именно та буква, которая существенно меняет смысл слова.

Отец Евгений: то что это не смайлик, говорит то, что это в составе слова, значит это буква, а не смайлик с глазками. Ассоциируется она только с одной буквой с двумя точками –«Ё». Кроме того, «О» и «Ё» слишком похожи и человек с плохим зрением или человек, наблюдающий издалека увидит именно «Ё», учитывая наличие точек. Даже что-то вроде эксперимента можно провести, вот любого из нас спросите, у кого именно с этим бранным словом будет ассоциироваться, у большинства будет именно такая ассоциация. Кроме того, согласен с позицией, что в немецком языке эта буква почти «Ё». В наших русских словах иногда специально пишут часть слова по-русски, а часть по-английски, например, поэтому, тут даже если применив немецкую фонетику читать, первая буква читается как «Ё».

Трусова: по сути оба восклицания, что с точками, что без точек, они несут одинаковую эмоциональную окраску

Фоминых: думаю все уже сформировали свое мнение.

Шевченко: перейдем к голосованию, в анкете поставлен один вопрос, при желании члены совета могут поставить и другие вопросы.

Голосование Членов Совета:

1.    Используется ли в представленной рекламе акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!...» бранное слово?

Ответили «Да» - 12 чел. (Шевченко, Москалева, Рачковский, Трусова, Фоминых, Воронков, Перетягина, Базарова, Валевич, Калинина-Сулакшина, Турутина, Михель).

Ответили «нет» -1 чел. (Ханин).

Решили:

В представленной рекламе акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!...» используется бранное слово.

 

5.             О внесении изменений  в Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в части предоставления отдельного правового режима для корпоративных печатных средств массовой информации, специализирующихся на информации об алкогольной отрасли экономики

 

Фоминых: О проблемах, связанных с ужесточением требований к рекламе алкогольной продукции, в том числе, пива. Социально-экономические параметры, тенденции на «пивном» рынке. Негативные последствия отмены статьи 22 Федерального закона «О рекламе» (специальные требование к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на их основе). Пробел в законодательстве о рекламе, относительно рекламы безалкогольного пива. Предложение «реанимировать» 22 статью ФЗ «О рекламе», распространив ее требования на рекламу безалкогольного пива.

Морозова: Может такую рекламу безалкогольного пива можно подвести под понятие «зонтичной рекламы» алкогольной продукции?

Шевченко: нет, это немного другое понятие, это не будет являться «зонтичной рекламой», ведь такой товар – безалкогольное пиво действительно существует на рынке.

Фоминых: Законодательство о СМИ. Корпоративное СМИ, их специализация на определенной отрасли, корпоративной тематике. Особенности распространения таких СМИ. Соблюдение законодательства рекламе при выпуске корпоративных СМИ. Предложение о внесении изменений законодательства о рекламе, связанных корпоративными СМИ. Корпоративные сайты, особенности правового регулирования.

Обсуждение.

Решили:

Сформировать письмо в ФАС России о изменениях некоторых положений законодательства о рекламе, связанных с изданием корпоративных СМИ.

 

Экспертный совет решил:

1.    Сформировать и разослать в муниципалитеты письма об изменениях Федерального закона «О рекламе».

2.    В представленной рекламе акции мебельного салона «Громада»: «Öбана! Цены снижены!...» используется бранное слово.

3.    Сформировать письмо в ФАС России о изменениях некоторых положений законодательства о рекламе, связанных с изданием корпоративных СМИ.

 

Председатель совета                                                                                                       В.И. Шевченко

Секретарь                                                                                                                            Н.В.Базарова

Дата проведения Совета: 
30 мая 2013, 20:23