ФАС – защита или регулирование?

Новость о том, что с января Нового года антимонопольщики не будут принимать жалобы граждан, появилась в разгар разбирательства с энергетиками жителей одного из деревянных домов Томска. У них применялась формула подсчета, в которой минус почему-то менялся на плюс. После чего сумма ОДН превышала показания квартирного счетчика.

Новость эта не обрадовала. Ведь именно в областном анти­монопольном комитете до сих пор удавалось разрешать по­добные конфликтные ситуации в системе ЖКХ. Чем же теперь будет заниматься Федеральная антимонопольная служба?

— Владимир Иванович, это изменение направления ва­шей деятельности или ее ло­гическое продолжение?

— Скорее новый виток 25- летнего развития конкурентного законодательства. Продолжение закона «О защите конкуренции» для того, чтобы конкуренты со­блюдали «правила игры» и не «передрались» между собой. Конкуренты разные. Естествен­ные монополии и доминирующие предприятия. Малый и сред­ний бизнес. Разные условия их «борьбы» друг с другом. Почти у всех потребители — граждане.

А простые граждане — не конку­ренты предприятиям. Они не могут оставаться без защиты государства и антимонопольщиков. Изменяет­ся только процедура этой защиты. Не конкретного гражданина, а не­определенного круга лиц.

Наше законодательство чет­верть века меняется, совершен­ствуется. Меняются и задачи государства в экономике. Нужно создавать условия для цивили­зованного рынка, где свободная конкуренция приводит к успеху тех, кто предлагает покупателю более дешевые и качественные то­вары и услуги. А покупатель знает и умеет защищать свои права.

Поэтому в первых законах ставилась задача воспитания гра­мотного потребителя и товаро­производителя. Устанавливались понятные правила организации работы естественных монополий.

А еще ведомство занималось поддержкой малого бизнеса, защитой прав потребителей, контролем рекламы. И можно вспоминать первые расследо­ванные дела, громкие судебные процессы. Например, с известной медицинской фирмой по метал­лическим имплантатам в позво­ночник по защите прав потреби­телей, антимонопольные дела по «Юкосу», по «Томскэнерго».

Работа была сложной, кон­фликтной, вызывала много спо­ров. Совершенствовали свой про­фессионализм наши сотрудники. Это все история Федеральной антимонопольной службы. В том числе и Томского территориаль­ного управления. Уходят одни функции, уточняются, развива­ются, усиливаются и приходят другие.

В истории Томского управле­ния много интересных страниц и людей. Тяжелая, нервная, слож­ная, но увлекательная работа. Мы будем помнить всегда Лари­су Борисовну Исайкину, замести­теля руководителя управления, Владислава Семеновича Кабе­лева, руководителя управления, сердца которых остановилось на рабочем месте.

— После него вы и пришли на эту должность. Пятнадцать лет назад. А потом мы с вами оспаривали постановление мэра, по которому весь Томск переплачивал за отопление большие деньги.

— Да, сейчас это было бы проще. Современное наше анти­монопольное законодательство можно назвать и антикоррупци­онным. Ясные правила игры как для бизнеса, так и для власти не позволяют отступать от них. А если эти «отступления» появ­ляются, то есть экономическая заинтересованность. Некомпе­тентность в случае с чиновника­ми маловероятна.

А первые годы развития кон­курентного законодательства по­зволяли выявить, пресечь, выдав предписание, но не наказать. Тот же суд по отмене балансового ме­тода оплаты был выигран, а за­ставить мэра его отменить уда­лось далеко не сразу. Наказания за неисполнения предписания в то время не предусматривалось.

Принятие закона «О защи­те конкуренции», закона о за­купках для государственно-му­ниципальных служб, внесение многочисленных норм в Адми­нистративный Кодекс по на­казаниям за нарушения анти­монопольного и закупочного законодательства изменили все. Сегодня мы можем выписать серьезные штрафы как пред­приятиям-нарушителям, так и чиновникам.

А это десятки миллионов штрафов с предприятий-нару­шителей и их руководителей, от полутора до трех с полови­ной миллионов с чиновников за «неправильные» закупки. И не только за нарушение закупочной деятельности, но и антимоно­польного законодательства. На­пример, за 2014 год было выпи­сано нарушителям 15 штрафов, всего на 225 тысяч рублей, по закону защите конкуренции. На­пример, в Зоркальцеве за пере­дачу коммунальных сетей без торгов, закупки для жилищно- коммунального хозяйства, при­обретение транспорта без офи­циальных торгов.

Понятно, что при нарушениях присутствует ущемление интере­сов других лиц, которые могли бы предложить качественные ус­луги и лучшие цены. Ведь цену на рынке должен определять лишь баланс спроса и предложения.

Пресекая нарушения, мы на­талкиваемся на упорное сопро­тивление чиновников. Они не соглашаются, ходят по судам, пытаясь оправдаться. Ведь при повторном нарушении чиновни­ки могут потерять в том числе и свою должность. Но именно так воспитывается уважение к за­кону.

— И вместе с тем состав ваших сотрудников снова со­кратили?

— Да, еще в 2015 году нас было 30 человек, теперь 25. И зарплата у нас небольшая. Осо­бенно у молодых сотрудников. Среди них заметная текучка кадров. Но основной состав управления – опытные профес­сионалы, умеющие работать на проверках, на комиссиях, и в судах.

У нас эффективно действуют три общественных совета. По реклам­ной тематике, по гос. закупкам и общественно-консультативный — по антимонопольной тематике — наиболее авторитетный. Активнее всех — совет по рекламе. Там со­брались эксперты общественных организаций, крупных рекламных игроков, контрольных органов.

А вот совет по закупкам и общественно-консультацион­ный пока еще менее интересны общественности. Причина, оче­видно, как в сложности этих ви­дов законодательства, так и пас­сивности правозащитников. Но часто правильное и грамотное решение такого совета способно предупредить многие проблемы как в рекламе, так и в ЖКХ.

— Давайте вспомним о по­следних заседаниях по теме ОДН на улице Пирогова. Куда людям теперь идти?

— Мы предупреждали заяви­телей, что с января 2016 года наши полномочия по работе с физическими лицами меняются. Но для вынесения решения не хватало то документов от энерге­тиков, то активности авторов жа­лобы и доказательств, которые они должны были представить. Существуют юридические про­цедуры и сроки. К сожалению, большинство собственников жи­лья не только не умеет, но и не хочет грамотно управлять своей собственностью, считать деньги.

— Вы же понимаете, что тема ОДН выходит далеко за рамки единичного случая. Многие страдают из-за таких нарушений.

— Но мы можем решить лишь часть проблемы. Здесь нужно говорить о совершенствовании закона, который позволяет тем, у кого нет счетчиков, вешать на один норматив непрописанных в квартире граждан. А потребители со счетчиками должны платить «за того парня». Плюс запутан­ность расчетов ОДН. Для этого нужно усовершенствовать норма­тивно-правовую базу ЖКХ.

— Но обычные граждане не смогут обосновать такие из­менения. А вы теперь с нами не работаете.

— Думаю, что здесь новые формулировки закона «О защи­те конкуренции» как раз и могут дать возможности рассматривать подобные проблемы, рассматри­вая системные, большие дела. Но для этого еще нужно серьезно над этим поработать. Прямо до ново­годних праздников эти вопросы обсуждались на селекторном со­вещании с ФАС России.

В целом же новый пакет закона нацелен на то, чтобы наша служба больше занималась защитой кон­куренции. Находила ключевые проблемы, позволяющие усовер­шенствовать рыночные отноше­ния, тем самым защищая потреби­телей услуг, в том числе и ЖКХ. А с потребителями мы продолжаем свою разъяснительную деятель­ность через адвокатирование при взаимодействии со СМИ.

Конкретным же людям нуж­но учиться защищать свои пра­ва самостоятельно, с помощью некоммерческих специализиро­ванных общественных организа­ций. Через правозащитников. А по теме нарушений ЖКХ, кроме антимонопольной службы, есть еще и областная власть с соот­ветствующими департаментами, и Роспотребнадзор, и прокура­тура, и суд.

Вместе с тем, четвертый анти­монопольный пакет дает воз­можность убрать лишние кон­трольные функции и давление на бизнес. Например, теперь отме­нен реестр предприятий, занима­ющий доминирующее положение в своем сегменте рынка. Раньше попадание в этот реестр приво­дило предприятия к излишней отчетности, бюрократии. Но в каждом конфликтном случае все равно приходилось доказывать факт доминирования. Ведь си­туация на любом рынке товаров и услуг меняется быстро. Кто-то новое оборудование купил. Кто- то новую технологию применил, кто-то потерял часть рынка. Ре­естр становится неактуальным.

Изменения позволяют зани­маться профилактикой анти­монопольных правонарушений. В частности, выдавать сначала предупреждение с требованием исправить нарушения предпри­ятиям и чиновникам по опре­деленным статьям закона «О защите конкуренции». Не теряя времени на расследование, осво­бождая от штрафов в случае ис­полнения таких предупреждений.

В защиту потребителей различ­ных естественно-монопольных услуг, в том числе и граждан, ра­ботают и другие нормы антимо­нопольного законодательства. А также правила недискриминаци­онного доступа к услугам, правила техприсоединения и многое другое. Раскрытие информации о деятель­ности естественных монополий — это позволит избежать многих конфликтов, в которых нам всем вместе придется еще разбираться. В том числе и через суд.

Так что мы никуда не уходим от потребителя — гражданина. Изменения, внесенные в анти­монопольный закон, дают новые возможности. Остается только научиться ими пользоваться.

Зинаида Куницына