РИТЕЙЛЕРЫ-АНГЕЛЫ РАСКИНУЛИ СЕТИ

                                                                          ВЕСТНИК                                                                    

ИЮНЬ-АВГУСТ  2018

РИТЕЙЛЕРЫ-АНГЕЛЫ

РАСКИНУЛИ СЕТИ

Интервью с руководителем Томского УФАС России Владимиром Ивановичем Шевченко

 

В прошлом году наш «Вестник» обратил внимание на еще одно направление работы Томского УФАС — контроль за торговыми сетями. Опубликованный тогда материал вызвал живой интерес у муниципалитетов, поскольку они также заинтересованы в защите местного малого бизнеса от экспансии крупных торговых сетей.

— Действительно, ФАС России и ее территориальные органы контролируют исполнение Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Обычно его просто так и называют — закон о торговле.

Если быть точным, к нашему ведению относится контроль за надлежащим исполнением торговыми сетями и их поставщиками требований статей 8 и 9, которые в первую очередь направлены на защиту интересов поставщиков продуктов питания для торговли.

Кроме того, под особым контролем — специальные антимонопольные требования, предусмотренные статьями 13, 14 и 15 закона. К примеру, статья 15 устанавливает требования к органам государственной власти субъекта и органам местного самоуправления в части регулирования ими торговой деятельности.

Кстати, я могу констатировать, что за все время действия закона в нашем управлении не было зафиксировано ни одной жалобы на какие-либо нарушения в данной сфере. Это, безусловно, радует.

— И все-таки, какие основные нарушения закона о торговле допускаются в последнее время?

— Одними из наиболее тяжких, с моей точки зрения, являются нарушения статьи 13 закона о торговле.

Она в целом повторяет требования статьи 10 нашего основного закона — о защите конкуренции, согласно которой запрет на ограничение интересов других лиц и ограничение конкуренции распространяется на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке или по-простому на монополии.

В свою очередь статья 13 закона о торговле запрещает аналогичные действия всем поставщикам продуктов питания в торговые сети и самим торговым сетям. Исключение составляют предприятия, размер выручки которых не превышает 400 млн рублей в год, что, например, для торговый сети является совсем небольшой суммой.

Конечно, данная норма в первую очередь направлена на ограничение деятельности торговых сетей. Не секрет, что они стараются поставить себя в преимущественное положение по сравнению со своими поставщиками.

Сегодня средства массовой информации по этому поводу полны жалобных стенаний производителей продуктов: торговые сети занижают цены, не выплачивают вовремя деньги за поставленный товар, заставляют платить за место на полке и так далее.

__________________

Но вот, что интересно, в антимонопольное управление такие жалобы не поступают.
Нет ни одной. Приходится делать
вывод, что в Томской области работают
прямо какие-то ритейлеры – ангелы*

__________________

*  Ритейлер — розничная торговля (от англ. retail) —

 продажа товаров конечному потребителю (частному лицу)

 

Конечно, скорее всего — это просто элементарная боязнь. Мол, начнешь отстаивать свои интересы, вообще выкинут из торговой сети. Однако мы все равно возбудили три дела против одной из самых крупных торговых компаний в Томской области. Но, к сожалению, в суде не смогли отстоять свою правоту: не один из поставщиков этой торговой сети не пожелал нам помочь в отстаивании их же интересов.

— Совсем недавно на сайте Томского УФАС появился анализ состояния конкуренции на рынке торговли продовольственными товарами. Он показывает, какую долю занимают различные торговые сети в наших районах.

— Да, это ежегодный анализ, который мы делаем на основании информации облстата по общему товарообороту и данных по выручке, которые мы запрашиваем у торговых сетей. Для проведения анализа мы взяли 16 крупнейших сетей, которые в общей сложности контролируют более 350 торговых точек.

Стоит сказать, что за последние пять лет общая стоимость реализованных продовольственных товаров выросла почти на 40%. Сколько в этом росте товарооборота заняла инфляция, а сколько повышение благосостояния жителей области, наверное, каждый определит для себя сам.

Также результаты анализа говорят о том, что число торговых объектов, которые относятся к сетевой торговле, особенно в районах области, постоянно растет.

С одной стороны этот процесс положительный — для покупателей расширяется доступ к большему ассортименту товаров по минимальным ценам.

В то же время и отрицательный — влияет на бизнес-климат, особенно в сельской местности. В Томское УФАС довольно часто поступают жалобы предпринимателей на резкое падение выручки в связи с открытием сетевых магазинов. Часть из них просто разоряется.

— Нельзя сказать, что и местные власти смотрят на данный процесс спокойно и бездействуют...

— Согласен. Например, администрации Асиновского и Колпашевского районов первыми забили тревогу и обратились в наш адрес с просьбой об ограничении работы сетевых ритейлеров. Именно на территории этих районов в течение последних двух лет были допущены нарушения со стороны сети «Мария – Ра».

Справка:

 

В целях развития конкуренции федеральным законодательством было установлено ограничение по товарообороту торговых сетей. Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о торговле, если доля реализованных продовольственных товаров торговой сетью за предыдущий финансовый год в границах одного административно-территориального образования превышает 25 процентов, то торговая сеть больше не вправе приобретать или арендовать в соответствующих границах дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям.

 

В Асино сеть «Мария-Ра» уже на начало 2017 года имела долю в общем объеме торговли, превышающую 25%. Однако в прошлом году открыла там еще один магазин.

Подобная ситуация сложилась и в Колпашево.  Превышение установленной доли этой сети мы наблюдали на конец 2017 года. Но в 2018 году здесь уже открыт один магазин и еще один находится на стадии строительства. Естественно, что мы снова будем принимать соответствующие меры.  

— Насколько нам известно, сделки, совершенные торговыми сетями в нарушение данного запрета, признаются ничтожными.

— Да, это так. Но решение о признании недействительности сделки, естественно, принимает суд. Иск, кстати, может подать не только антимонопольное управление, но и любое другое  заинтересованное лицо.

В 2018 году решение  о наличии нарушения части 1 статьи 14 Закона о торговле нами было принято по торговой сети «Ярче» на территории Шегарского района.  В ближайшее время управлением будет подан иск в судебные органы для ликвидации одной из трех торговых точек, расположенных в селе Мельниково.

Нарушения статьи 14 закона о торговле выявлены также на территории Александровского района со стороны торговой сети «Красное&Белое». К ней также будут предъявлены соответствующие претензии.

В целом, по итогам 2017 года 25-процентный порог был превышен пятью хозяйствующими субъектами. Это говорит о том, что, открывая
новые торговые точки в ряде районов, торговые сети нарушат действующее законодательство.

 

 

Файлы для скачивания

06._ufas.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.05 МБ