Статья "Доверяй - но проверяй" , деловой вестник "Ваши личные финансы", №7-8(13-14).

 

«Реклама – это оружие, поражающее конкуренцию»,- говорил В.Маяковский.  А серьезные нарушения рекламодателями закона «О рекламе» способны нанести поражение не только содержимому кошелька, но и здоровью потребителя недобросовестной рекламы. И хотя нарушения буквы закона «О рекламе» рассматриваются в законодательстве как малозначительные, подобные случаи необходимо вовремя пресекать.

 

Томское управление феде­ральной антимонопольной службы России (ФАС России) проводит постоянную рабо­ту по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений Федерального закона «О рекламе», - говорит На­талья Базарова, ведущий специалист­-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и ад­вокатирования, - регулярно осущест­вляет мониторинг рекламы, размещае­мой в печатных СМИ, выпускаемых на территории Томской области, а также местных радио- и телеканалов на пред­мет выявления возможных нарушений законодательства о рекламе.

С 2010 года ФАС России начало активно сотрудничать с правоохрани­тельными органами в части обмена информацией о выявлении фактов оказания запрещенных услуг, фактов безлицензионного осуществления ви­дов деятельности, требующих нали­чия лицензии. Так, например, активно проверяются случаи, когда рекламо­датели, привлекающие внимание к медицинским услугам, не обладают лицензией на право осуществления медицинского вида деятельности. Именно реклама медицинских и свя­занных с медициной товаров и услуг является наиболее массовым видом правонарушений на рекламном рын­ке. Множество салонов SPA, салонов по оказанию косметологических и парикмахерских услуг, помимо нели­цензируемых видов деятельности, до­полнительно оказывают услуги, требу­ющие лицензионного разрешения.

ПРИМЕР № 1: Салоны красоты рас­пространяли рекламу таких услуг, как перманентный татуаж, пирсинг, депиляция, массаж, не располагая на момент размещения рекламы ни ли­цензией на эти виды деятельности, ни штатными специалистами, имеющи­ми медицинское образование. Оказа­ние салонами подобных услуг могло нанести непоправимый вред здоровью потребителя.

В силу части 7 статьи 5 «Закона о рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть су­щественной информации о рекла­мируемом товаре, условиях его при­обретения или использования, если при этом искажается смысл инфор­мации и вводятся в заблуждение по­требители рекламы.

ПРИМЕР № 2: Туристическое агент­ство разместило баннер на томском развлекательно-информационном сай­те с предложением туров по популяр­ным направлениям с указанием кон­кретных цен. Однако при обретение туристического продукта по указан­ным в рекламе ценам было возможно только при определенных условиях: размещение в 2-местном номере и вы­лет из Москвы. Отсутствие в рекламе данной существенной информации вводит потребителей в заблуждение.

ПРИМЕР № З: В листовках распро­странялась реклама акции: купи ноут­бук и получи подарочный сертификат и скидку на принтер 20%. 3аявитель приобрел ноутбук, однако в предостав­лении сертификата и скидки на прин­тер ему было отказано. Оказывается, акция распространялась не на все реа­лизуемые в магазине ноутбуки, а толь­ко на определенные модели. Неуказание этой существенной информации в рекламе квалифицировано антимоно­польным органом как нарушение.

В соответствии с п.т ч.З ст.5 Фе­дерального закона "О рекламе» не­достоверной признается реклама, которая содержит не соответству­ющие действительности сведения о преимуществах рекламируемого то­вара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реали­зуются другими продавцами.

ПРИМЕР № 4: Рекламная конструкция сообщала о самых низких ценах на товары для детей. Обоснова­ния использования данного утверж­дения не были представлены в мате­риалах дела. В рамках рассмотрения указанного дела Комиссией ФАС России направлены запросы компа­ниям, осуществляющим реализацию аналогичных видов товаров. Из полу­ченных ответов выявлены более вы­годные ценовые предложения. Таким образом, реклама, сообщающая о са­мых низких ценах, признана недосто­верной.

Особое внимание уделяется рекла­ме банковских услуг, и наиболее часто встречающееся нарушение здесь - это предоставление неполной информа­ции об услуге. Как правило, при раз­мещении рекламы банковского вклада или кредита, указываются наиболее привлекательные для потребителя ус­ловия получения продукта и умалчива­ется информация о других условиях до­говора, например, о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость кредита для заемщика. В результате потребители рекламы получают иска­женную информацию о рекламируе­мой услуге.

Достаточно активно развивает­ся и рекламируется сейчас потре­бительское кредитование. и часто потребители обманываются в своих ожиданиях, поскольку кредитные организации дают неполную ин­формацию. Сообщаемый в рекламе процент по кредиту может быть не очень высоким, что для потребите­ля привлекательно, в то же время существуют дополнительные ко­миссии и платежи, которые увели­чивают общую сумму выплат в два, а иногда и в три раза, но о которых в рекламе умалчивается. Это могут быть комиссионные выплаты, пла­та за обслуживание, ведение счета,

платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, любые платежи, которые взимаются за про­ведение операций по счету, необхо­димость страхования и т.д.

ПРИМЕР № 5: Самым распростра­ненным нарушением в рекламе бан­ковских услуг в последнее время стало указание крупным шрифтом выгодной процентной ставки и мелким, нечи­таемым шрифтом - всех остальных существенных условий договора. Ин­формация об указанных условиях дого­вора хотя формально и присутствует в рекламе, однако сведения, набранные мелким шрифтом, не воспринимаются потребителями. Такая реклама являет­ся незаконной.

Недостоверность может быть вы­ражена в информировании потребите­лей о превосходстве услуг одной бан­ковской организации над другой.

ПРИМЕР № 6: Управлением было рассмотрено дело в отношении бан­ка, который сообщал в рекламе о том, что занимает лидирующую по­зицию в сфере потребительского кредитования. В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодатель занимает лидирующее место в сег­менте продаж РОS-кредитов (креди­тов, выдаваемых физическим лицам в магазинах-партнерах банка). Вме­сте с тем, его доля потребительских кредитов (POS) на рынке розничного кредитования относительно невели­ка. Реклама банка также признана недостоверной,

«Отрадно, - продолжает Наталья Базарова, - что томский потребитель за последние годы стал четче понимать разницу между информационным ма­териалом и рекламой, стал более бдительным, читая рекламные лозунги. Об этом свидетельствует рост обраще­ний граждан и организаций с заявле­ниями в УФАС, их активное отстаива­ние своих прав, а также уменьшение количества необоснованных жалоб.

Если в 2007 году все дела о нару­шениях закона "О рекламе» были воз­буждены по собственной инициативе УФАС, то за первое полугодие 2011-ro года четвертая часть дел возбуждается именно по результатам рассмотрения заявлений.

Назвать основные признаки, по которым можно определить недосто­верность рекламы, сложно. Недосто­верность рекламы, как правило, вы­является только на стадии приобретения товара,

обращения потребителя рекламы за услугой. Поэтому будьте вни­мательны, услышав тот или иной ре­кламный призыв».