Статья "Когда не решают проблему, а ищут выгоду", сайт ГТРК Томск от 06.03.2011

 

На этой неделе мы разбирали две показательные истории. В антимонопольную службу поступили два заявления. "В 2008 году они приписали около 40 тысяч, а здесь - порядка 17 тысяч за 6 дней; предъявили за январь 163 тысяч, а по прибору - 104 тысячи"

Все эти возмущения - в адрес энергетиков. Необоснованно завышенные счета за тепло и горячую воду - за последние несколько лет томичи жалуются в основном на это, что и подтверждают бумаги, адресованные в УФАС.

Начнём по порядку.

Так главврач центра по борьбе со СПИД Александр Чернов объясняет подготовку к запуску системы отопления. По его словам, чтобы здание наконец-то начало отапливаться, нужно приложить немало усилий.

Александр ЧЕРНОВ, главный врач Томского областного центра по борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями: "Огромная бюрократическая система запущена. К примеру, для того чтобы подать тепло, нужно поставить 17 подписей"

Когда сроки и подача согласованы, учреждение начинают отапливать. Однако принимающий инспектор появляется не в этот же день. По существующим правилам о решении допуска к эксплуатации, он может прийти не позднее чем через 10 дней после того как подана заявка потребителя. Что он и делает, приходя на десятый день. Все это время компания считает тепло по нагрузке.

Александр ЧЕРНОВ: "За сентябрь мы заплатили 62 тысячи - это фактически как если бы был декабрь и 40 градусов мороза. В 2008 году они приписали около 40 тысяч, а здесь - порядка 17 тысяч за 6 дней"

Позиция энергетиков на этот счёт такова: нужно готовить сани летом, а проще говоря - всё дело в халатности абонентов, которые тянут с документацией. Заявки на допуск прибора учёта приходят в последний момент, а город большой, и инспекторов на всех не хватает.

Иван ЮЩЕНКО, директор теплосбыта Томского филиала ТГК-11: "Заявка подается не менее чем за 5 дней до даты включения, и соответствующий сотрудник выходит в установленный срок. ...Штат сотрудников ТГК-11 такой, что мы просто физически не можем ни в один день, ни в два всех принять. Сначала более ранние заявки, затем более поздние. И она вряд ли поменяется"

Юрист в сфере ЖКХ Владимир Фурсин на эту ситуацию смотрит иначе. Он как раз и занимается тем, что защищает права томичей в суде. Разрешение данной истории он видит в правильном оформлении договора.

Владимир ФУРСИН, юрист: "В данном случае, я считаю, нужно изменять условия договора и указывать, что в таких ситуациях потребитель не должен нести ответственность за то, почему работник ТГК не может исполнять взятые на себя обязательства"

В 2008-м центр "Антиспид" долг заплатил. На сегодняшний день терпение иссякло, решили идти до конца и написали заявление в антимонопольную службу.

Игорь БУТЕНКО, заместитель руководителя Томского управления УФАС: "Если это дело будет рассмотрено в пользу "Антиспида", это создаст прецедент и другим идти тем же путём"

Улица Ачинская, жилищный кооператив "Белое озеро". С 2009 года растёт их долг компании ТГК-11. Жильцы хотят платить по приборам, энергетики считают по нагрузке. При этом каждый раз, когда инспектор приходит проверять их дом, обязательно чего-то да не хватает.

Дмитрий АНДРЕЕВ, член правления ЖК "Белое озеро": "Стоят все пломбы, но они все равно не принимают и считают по нагрузке, а это в 3,5 раза больше"

Любовь ПЯТЫХ, председатель ЖК "Белое озеро": "Последний раз был инспектор, сказал, что нет проекта на узел учёта тепла. Я спрашиваю, почему в 2009 году она не была нужна, а сейчас вдруг понадобилась? Ведь тогда тот же самый инспектор этот узел осматривал и принял"

Итог таков: если не принят узел учета, то и начислять компания будет по нагрузке, что обойдётся жильцам дороже. С позиции энергетиков ситуация выглядит иначе. Принять счётчик, закрыв глаза, специалисты тоже не могут. В конце концов есть законы и правила, почему тогда одни должны им подчиняться, а другие - нет? Несправедливо получается.

Иван ЮЩЕНКО: "При работе с данным ТСЖ нами было установлено, что у них проект узла учёта отсутствует. Мы ему дали рекомендацию его заказать. Раз данного проекта нет, сказать, правильно он смонтирован или неправильно, мы не можем и поэтому мы этому абоненту сделали рекомендацию. Сделайте - мы примем"

Владимир ФУРСИН: "Когда люди ищут причину, чтобы не решить проблему, а извлечь выгоду. Сделаешь план - они начнут требовать ещё что-то. Каким образом бумажка, называемая техническим паспортом, может препятствовать показаниям приборов учёта. Для многоквартирных домов есть норматив, который рассчитан на этажность, а этажность можно просчитать, если у человека есть глаза и он умеет считать хотя бы до десяти"

Сегодня единственной службой, которая защищает жителей, является УФАС. Здесь тоже подтверждают - жаловаться на энергетиков стали чаще. Два года назад было всего 9 обращений, сегодня - 19.

На этой неделе суд признал ещё один штраф антимонопольщиков законным. Энергетики пытались его оспорить, но безуспешно. В результате ТГК выплатила более 3 млн. рублей. Вот правда разбирательство длилось два года.

Наши герои тоже настроены решительно. Правда, пока они ещё в начале пути.

Александр ЧЕРНОВ: "В конечном итоге надоело уже, я не считаю этот бизнес честным. Хотим платить за то, что мы потребили."