Статья "АЗС против «больших братьев»", «Континент Сибирь» №7 (700), Февраль 2011 года

 

Владельцы томских АЗС взбунтовались против проводимой политики по снижению розничных цен на бензин при сохранении предельно высоких оптовых цен на топливо. По их мнению, крупные поставщики топлива — «Газпром нефть» и «Роснефть» — «злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов», уводя бизнес частных заправщиков за грань рентабельности. На фото — глава НК «Роснефть» Эдуард Худайнатов

Разногласия между представителями мелких сетей АЗС и крупными нефтегазовыми компаниями по поводу оптовых цен все чаще возникают в регионах. На этой неделе скандал разгорелся в Томске. 22 февраля Управление ФАС по Томской области начало проверку оптовых цен на дизельное топливо в регионе. Поводом для проверки послужило коллективное обращение организаций, торгующих в розницу нефтепродуктами. Они сообщили о намерении прекратить отпуск топлива более чем на 60 АЗС из-за стремительно сокращающейся разницы между оптовыми и розничными ценами на бензин. Впрочем, владельцы вряд ли решатся осуществить свое намерение: томское УФАС им пригрозило санкциями, если работа заправок будет остановлена.

После декабрьских требований Федеральной антимонопольной службы России и январских заявлений председателя правительства РФ Владимира Путина о необходимости снижения цен на нефтепродукты тарифная политика сбытовых подразделений вертикально интегрированных компаний (ВИНК) во многих городах существенно изменилась.

В Томске розничные цены на бензин неоднократно снижались в течение всего лишь одной недели — с 8 по 14 февраля: АИ-92 подешевел на 0,5–1 рубль за литр, дизельное топливо — на 1,9–2,8 рубля за литр. Кроме того, с 11 февраля на 60–90 копеек за литр подешевел бензин АИ-80 и на 20–50 копеек — АИ-95. При этом со 2 по 15 февраля мелкооптовые цены на дизтопливо «Газпромнефть-Кузбасс» (работает на рынке Томской и Кемеровской областей) были снижены с 31,5 тыс. до 26,3 тыс. рублей за тонну (на 16,5%). НК «Роснефть», в свою очередь, в течение двух недель не осуществляла мелкооптовую реализацию дизельного топлива по ранее заявленной цене 28,9 тыс. рублей за тонну, но 15 февраля резко снизила цены до 24,3 тыс. рублей (на 18,9%). Однако оптовые цены сбытовые подразделения «Роснефти» и «Газпромнефти» в течение всего этого времени не снижали. Стоит отметить, что розничные цены на ГСМ в Томской области не являются самыми высокими среди регионов Сибирского федерального округа. К примеру, бензин марок АИ-92 и АИ-80 дешевле только в Кемерове и Новосибирске, дизельное топливо — в Кемерове и Горно-Алтайске.

«В настоящее время наши организации имеют в наличии запасы нефтепродуктов по покупной цене, превышающей с учетом наших затрат розничную цену нефтепродуктов на АЗС ВИНК, — утверждают заявители в своем обращении к региональным властям и в ФАС. — Осуществляя предпринимательскую деятельность, мы не можем реализовывать нефтепродукты через АЗС по цене ниже, чем закупочная мелкооптовая цена. При таком понижении цен АЗС несут убытки». «Наше положение и так заведомо менее выгодное, чем у сбытовых АЗС крупных компаний, опирающихся на мощный бренд», — поясняют ситуацию в ООО «Сибнефтепродукт», подписавшемся под обращением. Однако, несмотря на предупреждения о вынужденном прекращении предпринимательской деятельности, до сих пор ни одна заправка города не приостановила отпуск ГСМ.

По словам заявителей, других источников приобретения нефтепродуктов, кроме «Роснефти» и «Газпромнефти», у владельцев независимых АЗС просто нет. Соответственно, вектор ценообразования в розничном сегменте целиком и полностью связан с тарифной политикой ВИНКов, обвиняемых заявителями в злоупотреблении доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов. Так, всего лишь за неделю реальные убытки частных бензоколонок, напрямую зависящих от экономических настроений «больших братьев», сделали их бизнес нерентабельным и, как следствие, бесперспективным. Представители АЗС утверждают, что со снижением розничных цен на топливо и при условии сохранения действующих оптовых цен маржа мелких сетей АЗС находится на предельно низком уровне, исключающем стабильное функционирование. Под обращением подписалось более десятка представителей собственников и эксплуатирующих АЗС организаций.

В томском теруправлениии УФАС сообщили, что мониторинг ведомства не подтвердил резкого снижения розничных цен на автозаправках «Роснефти» с 15 февраля. Более того, в своем ответе на заявление заправщиков представители антимонопольного комитета подчеркивают: положительная разница между мелкооптовой отпускной ценой на все марки бензинов и розничной ценой на АЗС все-таки существует. Как деликатно поясняют чиновники, «о размере данной маржи можно спорить», однако она есть и варьируется в зависимости от компании и марки бензина от 10 копеек до 2,5 рубля за литр. «Прибыль владельцы АЗС имеют, а значит, их бизнес рентабелен. Никаких оснований для санкций в отношении «Роснефти» и «Газпромнефти» в таком случае быть не может», — комментирует заместитель руководителя томского УФАС Игорь Бутенко, уточнив, что с ВИНКами по этому поводу никаких переговоров не велось.

Зато ситуацию с дизельным топливом УФАС не опровергло, заметив, что она несколько отличается от ситуации с ценами на бензин, и сообщило, что начнет проверку оптового звена данного рынка.

Что касается самих владельцев заправок, представители УФАС дали им понять, что приостановить работу не получится: действия заправок, прекративших отпуск нефтепродуктов, могут быть интерпретированы как сговор, а значит, содержать признаки нарушения закона «О защите конкуренции».

Представители АЗС отметили в разговоре с «КС», что к концу недели им удалось добиться устных договоренностей с ВИНК о приемлемом снижении оптовых цен уже в начале марта. Узнать мнение представителей нефтяных компаний по данному вопросу «КС» не удалось.