Статья "Чем может помочь ФАС каждому томичу?". Газета "Вечерний Томск" №9 от 3.03.2010

 

Органы власти... В большинстве случаев мы мало понимаем, зачем они нужны. Тем не менее, в первую очередь они должны защищать наши интересы, поскольку созданы именно для этого. В течение текущего года «Вечерний Томск» будет рассказывать томичам о том, чем нам могут помочь те или иные властные структуры. Начнем с федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС), которую в Томской области возглавляет Владимир Иванович Шевченко.

- Владимир Иванович, в каких случаях ФАС может помочь нам, обывателям? В каких случаях об­ращаются к вам томичи?

- Чаще всего по вопросам, ко­торые связаны с коммунальной сферой. Проблемы самые разные: неправильно обсчитали комму­нальные услуги, не подключили к частным домам электроэнергию. То есть все, что связано с энергети­ками, «Водоканалом» и другими по­добными компаниями. Таких обра­щений самое большое количество. В том числе претензии к управляющим компаниям. Мы все тщательно прове­ряем: расчеты, сделанный управля­ющей компанией либо энергоснаб­жающей организацией. Если все по­считано правильно, но при проверке возникли какие-то другие неурегу­лированные вопросы, связанные с гражданским правом, тогда объяс­няем гражданам, куда надо обра­тится, и как это сделать. Но довольно часто возбуждаем дела в отношении коммунальных структур. Потому что предприятия естественной моно­полии не вправе ущемлять интересы других хозяйственных субъектов и граждан. Таких случаев много. На­пример, недавно было разбиратель­ство с «Энергокомплексом», бывшим «Водоканалом», - к нам пришло не­сколько заявлений, мы рассматри­вали сразу несколько дел. Ещё одна компания, к которой часто возникают претензии, - «Новосибирскрегионгаз». На неё не так давно наложили штраф, а сейчас решаем вопрос о нака­зании для должностного лица. У этой компании были «неплатель­щики», которым по правилам да­ется определенная рассрочка. Однако компания решила пред­упредить их заранее, поэтому на неё пожаловались. А вообще у нас за прошлые годы «отметились» практически все монопольные структуры - поставщики комму­нальных и жилых услуг. Эпизоди­чески появляются жалобы по ра­боте компании «Сибирьтелеком» (правда, надо отметить, что в последние годы они стали более кор­ректно работать со своими клиен­тами).

- Расскажите о самых запом­нившихся разбирательствах за 2009 год именно в части защиты прав простого потребителя?

- К нам пришла пожилая жен­щина как заявитель по «рекламе». На ее балкон вывесили штендер, а мэрия дала на это разрешение. Здесь мы возвращаемся к 19-й статье закона «О рекламе» - это очень тонкие грани «мое-общее». Что считать моим, а что общим: «мое» - это подъезд, а многие размещают там рекламные листовки, граждане тоже много возмущаются по этому поводу. Либо это общее? -На это, кажется, такое дает разрешение управляющая ком­пания... - А почему? Подъезд принад­лежит не управляющей компании, а людям, живущим в нем. Мы здесь на стороне граждан. Мы, конечно, ра­ботаем и с мэрией, но в основном это вина управляющих компаний,

- А непосредственно в отно­шении управляющих компаний - на что именно жалуются?

- Дело в том, что там взаимосвя­занная цепочка: естественная мо­нополия выставляет управляющей компании счет по «балансовому методу». Этот «метод» УК автома­тически переносит на граждан, распределяя по ним, в том числе и потери электроэнергии и тепла, которые стребуют энергетики. Тут возникает тройственная ситуация: управляющая компания не имеет права выставлять такие счета граж­данам, так как потребитель должен платить либо по нормативу, либо по счетчику, ему нельзя выставить все тепло, которое пошло на весь город. Вместе с тем счетчик тепла стоит не в квартире, а на доме -значит, мы платим и за себя, и за тех, кто не экономит.

- А правда говорят, что, по­жаловавшись в ФАС на управля­ющую компанию, можно быстрее добиться правды, чем в судах?

- Гражданин либо организация имеет право защиты своих инте­ресов как в суде, так и в специ­ализированном органе, который за эти вопросы отвечает. Но тут возникают такие понятия, как «общее» и «частное». «Частное» всегда будет компетентнее и бы­стрее разбираться у нас. Мы действительно можем гораздо быстрее и эффективнее испол­нить то, что суд делает намного дольше в силу процессуальных особенностей. Но и решения у нас могут отличаться, ведь в ФАС нет прецедентной практики как таковой, и отменить их можно в суде. Дело, наверное, ещё и в том, что судья, разбирая ежедневно сотни различных дел, просто не может учесть всех тонкостей какого-то определенного дела. Суд в первую очередь - оценщик, арбитр двух или более сторон. А мы, выслу­шивая мнения сторон, не только собираем доказательства нару­шений, но и оцениваем их, тогда как суд оценивает доказательства, собранные самими сторонами. Судебный процесс - соревнова­тельный, а у нас работают только доказательства по законам.

Кстати, ФАС - это 32 томича!

- Владимир Иванович, сколько у вас человек работает?

- Вместе со мной 32 чело­века.

- Это много или мало, по-вашему?

- Это зависит от того, какие задачи государство перед нами ставит: если например, научить бизнес работать грамотно, не ломая ничего, то тогда такого количества достаточно.. Если от нас требуется жестко на­вести порядок, то нас, конечно же, будет мало. Например, мы исследуем порядка 40-50 то­варных рынков, а надо порядка 250 социально значимых: рынок сахара, рынок муки, рынок строительных материалов, от­дельно рынок продажи жилья, рынок управляющих компаний и т.д. У нас просто сил не хва­тает, и мы берем только наи­более значимые. А ведь исследование рынка - это прогнози­рование того, что необходимо делать власти в первую очередь, Пока, к сожалению, большая часть рынка у нас просто упу­щена.

- А как вы считаете, ваши со­трудники с их нагрузкой полу­чают адекватную заработную плату?

- Мы свою зарплату не скры­ваем, она, к сожалению, ниже, чем у многих других чиновников.

- Есть ли шансы на то, что она увеличится?

- Нет, в ближайшее время этого не произойдет. Шел раз­говор о том, чтобы, не повышая оклада, увеличить надбавки. Есть ряд служб, которые их имеют, - например, таможня. Если улучшится экономиче­ское положение в стране, то, возможно, это произойдет го­раздо быстрее.