Статья "Чем может помочь ФАС каждому томичу?". Газета "Вечерний Томск" №9 от 3.03.2010
Органы власти... В большинстве случаев мы мало понимаем, зачем они нужны. Тем не менее, в первую очередь они должны защищать наши интересы, поскольку созданы именно для этого. В течение текущего года «Вечерний Томск» будет рассказывать томичам о том, чем нам могут помочь те или иные властные структуры. Начнем с федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС), которую в Томской области возглавляет Владимир Иванович Шевченко.
- Владимир Иванович, в каких случаях ФАС может помочь нам, обывателям? В каких случаях обращаются к вам томичи?
- Чаще всего по вопросам, которые связаны с коммунальной сферой. Проблемы самые разные: неправильно обсчитали коммунальные услуги, не подключили к частным домам электроэнергию. То есть все, что связано с энергетиками, «Водоканалом» и другими подобными компаниями. Таких обращений самое большое количество. В том числе претензии к управляющим компаниям. Мы все тщательно проверяем: расчеты, сделанный управляющей компанией либо энергоснабжающей организацией. Если все посчитано правильно, но при проверке возникли какие-то другие неурегулированные вопросы, связанные с гражданским правом, тогда объясняем гражданам, куда надо обратится, и как это сделать. Но довольно часто возбуждаем дела в отношении коммунальных структур. Потому что предприятия естественной монополии не вправе ущемлять интересы других хозяйственных субъектов и граждан. Таких случаев много. Например, недавно было разбирательство с «Энергокомплексом», бывшим «Водоканалом», - к нам пришло несколько заявлений, мы рассматривали сразу несколько дел. Ещё одна компания, к которой часто возникают претензии, - «Новосибирскрегионгаз». На неё не так давно наложили штраф, а сейчас решаем вопрос о наказании для должностного лица. У этой компании были «неплательщики», которым по правилам дается определенная рассрочка. Однако компания решила предупредить их заранее, поэтому на неё пожаловались. А вообще у нас за прошлые годы «отметились» практически все монопольные структуры - поставщики коммунальных и жилых услуг. Эпизодически появляются жалобы по работе компании «Сибирьтелеком» (правда, надо отметить, что в последние годы они стали более корректно работать со своими клиентами).
- Расскажите о самых запомнившихся разбирательствах за 2009 год именно в части защиты прав простого потребителя?
- К нам пришла пожилая женщина как заявитель по «рекламе». На ее балкон вывесили штендер, а мэрия дала на это разрешение. Здесь мы возвращаемся к 19-й статье закона «О рекламе» - это очень тонкие грани «мое-общее». Что считать моим, а что общим: «мое» - это подъезд, а многие размещают там рекламные листовки, граждане тоже много возмущаются по этому поводу. Либо это общее? -На это, кажется, такое дает разрешение управляющая компания... - А почему? Подъезд принадлежит не управляющей компании, а людям, живущим в нем. Мы здесь на стороне граждан. Мы, конечно, работаем и с мэрией, но в основном это вина управляющих компаний,
- А непосредственно в отношении управляющих компаний - на что именно жалуются?
- Дело в том, что там взаимосвязанная цепочка: естественная монополия выставляет управляющей компании счет по «балансовому методу». Этот «метод» УК автоматически переносит на граждан, распределяя по ним, в том числе и потери электроэнергии и тепла, которые стребуют энергетики. Тут возникает тройственная ситуация: управляющая компания не имеет права выставлять такие счета гражданам, так как потребитель должен платить либо по нормативу, либо по счетчику, ему нельзя выставить все тепло, которое пошло на весь город. Вместе с тем счетчик тепла стоит не в квартире, а на доме -значит, мы платим и за себя, и за тех, кто не экономит.
- А правда говорят, что, пожаловавшись в ФАС на управляющую компанию, можно быстрее добиться правды, чем в судах?
- Гражданин либо организация имеет право защиты своих интересов как в суде, так и в специализированном органе, который за эти вопросы отвечает. Но тут возникают такие понятия, как «общее» и «частное». «Частное» всегда будет компетентнее и быстрее разбираться у нас. Мы действительно можем гораздо быстрее и эффективнее исполнить то, что суд делает намного дольше в силу процессуальных особенностей. Но и решения у нас могут отличаться, ведь в ФАС нет прецедентной практики как таковой, и отменить их можно в суде. Дело, наверное, ещё и в том, что судья, разбирая ежедневно сотни различных дел, просто не может учесть всех тонкостей какого-то определенного дела. Суд в первую очередь - оценщик, арбитр двух или более сторон. А мы, выслушивая мнения сторон, не только собираем доказательства нарушений, но и оцениваем их, тогда как суд оценивает доказательства, собранные самими сторонами. Судебный процесс - соревновательный, а у нас работают только доказательства по законам.
Кстати, ФАС - это 32 томича!
- Владимир Иванович, сколько у вас человек работает?
- Вместе со мной 32 человека.
- Это много или мало, по-вашему?
- Это зависит от того, какие задачи государство перед нами ставит: если например, научить бизнес работать грамотно, не ломая ничего, то тогда такого количества достаточно.. Если от нас требуется жестко навести порядок, то нас, конечно же, будет мало. Например, мы исследуем порядка 40-50 товарных рынков, а надо порядка 250 социально значимых: рынок сахара, рынок муки, рынок строительных материалов, отдельно рынок продажи жилья, рынок управляющих компаний и т.д. У нас просто сил не хватает, и мы берем только наиболее значимые. А ведь исследование рынка - это прогнозирование того, что необходимо делать власти в первую очередь, Пока, к сожалению, большая часть рынка у нас просто упущена.
- А как вы считаете, ваши сотрудники с их нагрузкой получают адекватную заработную плату?
- Мы свою зарплату не скрываем, она, к сожалению, ниже, чем у многих других чиновников.
- Есть ли шансы на то, что она увеличится?
- Нет, в ближайшее время этого не произойдет. Шел разговор о том, чтобы, не повышая оклада, увеличить надбавки. Есть ряд служб, которые их имеют, - например, таможня. Если улучшится экономическое положение в стране, то, возможно, это произойдет гораздо быстрее.