Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке реализации товарного бетона и строительного раствора от производителя в границах муниципального образования «Город Томск» в 2011 – 2012 годах

Категория отчета: Статистика и отчеты

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке реализации товарного бетона и строительного раствора от производителя

в границах муниципального образования «Город Томск» в 2011 – 2012 годах

 

I. Общие положения

Во исполнение поручения руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева от 29.01.2013 № ИА/2803-ПР/13 о проведении проверок строительной отрасли Томское УФАС России проводит анализ состояния конкуренции на рынке реализации товарного бетона и строительного раствора от производителя в границах МО «Город Томск» (далее также ­– г. Томск) в 2011 – 2012 годах.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа – аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.        ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, (далее – ОКВЭД).

3.        ОК 034-2007. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОКПД).

4.        ГОСТ 25192-82. Бетоны. Классификация и общие технические требования, утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 04.03.1982 № 43 (далее – ГОСТ 25192-82).

5.        ГОСТ 26633-91. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия, утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1991 № 21 (далее – ГОСТ 26633-91).

6.        ГОСТ 25820-2000. Бетоны легкие. Технические условия, введен в действие Постановлением Госстроя России от 04.06.2001 № 57 (далее – ГОСТ 25820-2000).

7.        ГОСТ 24211-2008. Межгосударственный стандарт. Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия, введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 29.04.2010 № 70-ст (далее – ГОСТ 24211-2008).

8.        ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия, введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 29.12.1998 № 30 (далее – ГОСТ 28013-98).

9.        СП 82-101-98. Приготовление и применение растворов строительных, утвержденный письмом Госстроя России от 17.06.1998 № АБ-20-218/12 (далее – СП 82-101-98).

10.    ОДМ 218.3.015-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по строительству цементобетонных покрытий в скользящих формах, издан на основании распоряжения Росавтодора от 21.12.2011 № 970-р (далее – ОДМ 218.3.015-2011).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– сведения, предоставленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство товарного бетона и строительного раствора в г. Томске;

– данные, полученные по результатам проведенного опроса компаний, осуществляющих доставку бетона и раствора в г. Томске;

– иные источники информации.

 

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (согласно п. 2.2 Порядка проведения анализа).

Временной интервал исследования определен в пределах 2011 –2012 годов. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены в пределах рынка реализации бетона и раствора от производителя.

ОДМ 218.3.015-2011 определяет бетон как искусственный каменный строительный материал, получаемый в результате тщательного смешивания, укладки, уплотнения и последующего затвердения смеси из щебня и гравия (крупный заполнитель), песка (мелкий заполнитель), цемента, воды и необходимых специальных химических добавок.

ГОСТ 25192-82 установлена следующая классификация бетона:

1) в зависимости от основного назначения бетоны подразделяют на:

– конструкционные;

– специальные (жаростойкие, химически стойкие, декоративные, радиационно-защитные, теплоизоляционные и др.).

2) по виду вяжущего бетоны могут быть на основе:

– цементных вяжущих;

– известковых вяжущих;

– шлаковых вяжущих;

– гипсовых вяжущих;

– специальных вяжущих.

3) по виду заполнителей бетоны могут быть на:

– плотных заполнителях;

– пористых заполнителях;

– специальных заполнителях.

4) по структуре бетоны могут быть:

– плотной структуры;

– поризованной структуры;

– ячеистой структуры;

– крупнопористой структуры.

5) по условиям твердения бетоны подразделяют на твердевшие:

– в естественных условиях;

– в условиях тепловлажностной обработки при атмосферном давлении;

– в условиях тепловлажностной обработки при давлении выше атмосферного (автоклавного твердения).

Указанные виды бетона различаются по своему функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам, по своей стоимости и стоимости необходимого для производства сырья. Поэтому они не могут считаться взаимозаменяемыми.

ГОСТ 26633-91 выделяет марки бетона по прочности: М50–М1000.

По данным Томского УФАС России на территории г. Томска производится и реализуется конструкционный цементный бетон марок М50, М100, М150, М200, М250, М300, М350, М400, М450.

В результате проведенного среди производителей бетона г. Томска опроса экспертного мнения Томским УФАС Росси установлено следующее.

Бетон марок М50, М100, М150 обладает самым низким запасом прочности и применяется исключительно в быту или в подготовительных работах перед строительством, укладкой фундамента, перед проведением арматурных работ, а также в качестве бетонной основы перед укладкой полов и для стяжки перед заливкой бетонных полов и тротуаров.

Бетон марок М200, М250, М300 пользуется большим спросом в жилищном строительстве, используется для заливки фундаментов, при строительстве стен и заборов, изготовлении лестничных клеток, при прокладке дорожного полотна, тротуаров.

Из бетона марок М350, М400, М450 производят несущие стена, перекрытия, арки, балки, колонны, данные марки бетона используются в монолитном домостроении и при строительстве мостов, гидротехнических сооружений, бассейнов, тоннелей, метро, плотин.

Перечисленные разновидности бетона были объединены в три группы по их взаимозаменяемости с учетом схожего функционального назначения и сопоставимости цен на указанные марки бетона внутри каждой группы:

1) бетон низкой марки: М50, М100, М150;

2) бетон средней марки: М200, М250, М300;

3) бетон высокой марки: М350, М400, М450.

Согласно СП 82-101-98 раствор строительный представляет собой рационально составленную, однородно перемешанную смесь вяжущего вещества (цемент, известь, гипс и др.), воды, песка и добавок, приобретающую с течением времени камневидное состояние.

Растворы строительные подразделяются (п. 5.1 СП 82-101-98):

1) по плотности в сухом состоянии на:

   – тяжелые – плотностью 1500 кг/куб. м и более;

   – легкие – плотностью менее 1500 кг/куб. м.

2) по виду вяжущих на:

    – простые (на вяжущем одного вида) – цементные, известковые и др.;

    – сложные (на смешанных вяжущих) – цементно-известковые, цементно-глиняные и др.

3) по прочности на сжатие на марки:

   4; 10; 25; 50; 75; 100; 150; 200; 300.

В дополнение к представленной классификации ГОСТ 28013-98 подразделяет строительные растворы по основному назначению на:

– штукатурные;

– облицовочные;

– кладочные (в т.ч. для монтажных работ).

Перечисленные виды строительного раствора различаются по основному назначению, качественным и техническим характеристикам, по своей стоимости и стоимости необходимого для производства сырья и не могут считаться взаимозаменяемыми.

По имеющимся данным на территории г. Томска производится штукатурный раствор марок М4, М10, М25, М50, М75, М100 и кладочный раствор М50, М75, М100, М150, М200, М250.

Штукатурный раствор применяется для обычной и декоративной штукатурки зданий и помещений.

Кладочный раствор предназначен для каменных кладок, монтажа крупнопанельных стен и других конструкций.

Кладочный строительный раствор марок М50, М75, М100 используется при возведении наружных стен, внутренних помещений зданий, для кирпично-каменной кладки (полнотелый кирпич, тяжелый природный камень) и производства виброкирпичных панелей, для стяжек напольных поверхностей с небольшой толщиной, для монтажа рядовых перемычек с пролетом не более 2 метров, для обустройства конструкций подземных коммуникаций.

Начиная с марки М150, в готовых товарных растворах отсутствуют известь, глина, гипс и другие мало прочные вяжущие.

Раствор марки М150 и выше используется для кирпично-каменной кладки нечасто. В силу своих улучшенных характеристик его цена выше относительно кладочного раствора более низкой марки.

Кладочный строительный раствор марок М150, М200, М250 применяется в основном для возведения фундаментов, для оборудования гидротехнических сооружений, для монтажа виброкирпичных панелей, для заполнения стыков сборных конструкций из тяжелых видов бетона, для заливки высокопрочных, а также особых стяжек полов и обустройства монолитных перекрытий.

Производимый на территории г. Томска строительный раствор для целей настоящего исследования разделен на следующие группы по взаимозаменяемости с учетом схожего функционального назначения и сопоставимости цен внутри каждой группы:

1)      строительный раствор штукатурный (марки М4, М10, М25, М50, М75, М100);

2)      строительный раствор кладочный низкой марки (М50, М75, М100);

3)      строительный раствор кладочный высокой марки (М150, М200, М250).

На практике в бетон и строительный раствор могут вводиться различные добавки – органические или неорганические вещества, вводимые в смеси в процессе их приготовления с целью направленного регулирования их технологических свойств и/или строительно-технических свойств бетонов и растворов, и/или придания им новых свойств (п. 3.1 ГОСТ 24211-2008).

Производителями г. Томска выпускается товарный бетон с противоморозной, гидроизоляционной добавками и пластификаторами, а также строительный раствор с противоморозной добавкой.

Тем не менее, необходимость в выделении бетона и строительного раствора с добавками в отдельный сегмент рассматриваемого товарного рынка отсутствует, поскольку добавки не изменяют функционального назначения бетона и раствора, а служат для регулирования их технологических и строительно-технических свойств и позволяют адаптировать строительные работы к определенным природно-климатическим, химическим и техническим условиям.

В соответствии с ОКПД бетон (код 26.63.10.000) относится к классификационной группе 26.63 «Бетон, готовый для заливки (товарный бетон)», строительный раствор (код 26.64.10.110) – к классификационной группе 26.64 «Смеси и растворы строительные», в состав которой также входят смеси бетонные (код 26.64.10.120).

Деятельность по производству бетона относится к классификационной группе 26.63 «Производство товарного бетона» ОКВЭД. Данная группировка включает в себя производство бетона, готового для заливки, кроме огнеупорного бетона.

Деятельность по производству строительного раствора относится к классификационной группе 26.64 «Производство сухих бетонных смесей». Данная группировка включает в себя производство сухих бетонных смесей и производство строительных растворов на основе минеральных связующих материалов, за исключением огнеупорных строительных растворов.

На основании вышеизложенного продуктовые границы были определены как рынок реализация товарного бетона и строительного раствора от производителя в двух его сегментах:

– реализация товарного бетона (высокой, средней и низкой марки);

– реализация строительного раствора (штукатурного, кладочного низкой марки и кладочного высокой марки).

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы товарного рынка определены в пределах г. Томска.

Как производство, так и потребление товарного бетона и строительного раствора в Томской области сосредоточено преимущественно в областном центре – г. Томске.

Ближайшие к г. Томску крупные центры производства товарного бетона и строительного раствора – г. Новосибирск (258 км) и г. Кемерово (216 км).

В виду особенностей транспортировки, связанных с затвердеванием бетона при длительной перевозке и значительным увеличением транспортных расходов, товарный бетон и строительный раствор из других регионов не поставляется.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок реализации товарного бетона и строительного раствора от производителя является местным (локальным) рынком. Географические границы указанного рынка определены в пределах МО «Город Томск».

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Томским УФАС России выявлено 13 хозяйствующих субъектов, осуществлявших в 2011–2012 гг. на территории г. Томска производство и реализацию товарного бетона, и 10 хозяйствующих субъектов – производство и реализацию строительного раствора.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

Потребителями на рассматриваемом рынке являются строительные компании, компании, осуществляющие продажу и доставку бетона и раствора, частные лица.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка в 2011–2012 гг. в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах продаж в натуральном выражении – м3.

В целом на рынке товарного бетона в 2012 году наблюдалось снижение объемов реализации на 5 969 т (4,5%) в отличие от рынка строительного раствора, объемы реализации которого увеличились на 1 641 т или 2,9% по сравнению с 2011 годом.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели коэффициента рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) отражены в таблицах 5, 6.

 

Таблица 5 – Показатели концентрации рынка реализации товарного бетона

 

2011 год

2012 год

Низкая марка

Средняя марка

Высокая марка

Низкая марка

Средняя марка

Высокая марка

CR3, %

81,3 

68,9 

86,3 

69,2 

70,1 

73,8 

HHI

2828 

1822 

2664 

1687 

1685 

2193 

 

Таблица 6 – Показатели концентрации рынка реализации строительного раствора

 

2011 год

2012 год

Штукатурный

раствор

Кладочный раствор

Штукатурный

раствор

Кладочный раствор

Низкая марка

Средняя марка

Низкая марка

Средняя марка

CR3, %

82,6 

80,6 

90,6 

80,1 

82,6 

89,9 

HHI

2650 

2410 

2801 

2356 

2356 

2825 

 

На основании полученных результатов можно заключить, что рынок реализации товарного бетона характеризуется высоким уровнем концентрации в сегментах бетона низкой и высокой марки, умеренным уровнем концентрации – в сегменте бетона средней марки.

Рынок реализации строительного раствора характеризуется высоким уровнем концентрации во всех изученных сегментах.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее – определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимого оборудования, производственного помещения.

На основании вышеизложенного барьеры входа на рассматриваемый рынок оцениваются как преодолимые в силу того, что затраты на их преодоление оправданы будущими доходами.

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

В итоге, было выделено 5 крупнейших производителей товарного бетона в пределах МО «Город Томск».

Данными хозяйствующими субъектами в 2011 году произведено 89,3% всего товарного бетона, производимого в г. Томске, в 2012 году – 78,9%.

Рынок реализации товарного бетона от производителя в границах МО «Город Томск» в 2011–2012 гг. в целом характеризуется умеренным уровнем концентрации (CR3 = 65,6%, HHI = 1 660 в 2011 году и CR3 = 64,5%, HHI = 1 491 в 2012 году). Наблюдается тенденция появления на рынке новых участников и перераспределения долей.

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что рынок реализации товарного бетона от производителя в границах МО «Город Томск» в 2011–2012 гг. относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, умеренным уровнем концентрации и преодолимыми барьерами входа на рынок.

На рынке реализации строительного раствора от производителя выявлено 3 хозяйствующих субъекта – крупнейших в пределах МО «Город Томск»  производителя строительного раствора.

Данными компаниями в 2011 году произведено 83,7% строительного раствора, производимого в г. Томске, и 84,7% – в 2012 году.

Рынок реализации строительного раствора от производителя в границах МО «Город Томск» в 2011–2012 гг. в целом характеризуется высоким уровнем концентрации (CR3 = 83,7%, HHI = 2 452 в 2011 году и CR3 = 84,7%, HHI = 2 466 в 2012 году).

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что рынок реализации товарного бетона от производителя в границах МО «Город Томск» в 2011–2012 гг. относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, высоким уровнем концентрации и преодолимыми барьерами входа на рынок.

С учетом того, что барьеры входа на рынок преодолимы, доступ на изучаемый товарный рынок новых конкурентов не затруднен, а относительные размеры долей хозяйствующих субъектов подвержены значительным изменениям (до 16% за год), положение каждого из выявленных хозяйствующих субъектов не может быть признано доминирующим в соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции.

Хозяйствующих субъектов, стабильно занимающих долю на рынке реализации товарного бетона и строительного раствора от производителя в границах МО «Город Томск» в 2011–2012 гг. в размере более чем 35 процентов, не выявлено.

 

 

 

02.10.2013