Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуг зарплатных проектов) в Каргасокском районе

Сфера деятельности: На финансовых рынках

  Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуг зарплатных проектов)

в Каргасокском районе Томской области в 2012 году – 5 мес. 2014 года

 

I. Общие положения

В связи с обнаружением факта установления Томским отделением № 8616 ОАО «Сбербанк России» и КО 2 различных тарифов по обслуживанию дебетовых банковских карт сотрудников (комиссии за зачисление денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников этих организаций, т.е. платы за так называемый «зарплатный проект») для организаций Каргасокского района Томской области, в целях установления доминирующего положения Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» и КО 2 отделом экономического анализа Томского УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников  (услуг зарплатных проектов) в Каргасокском районе Томской области в 2012 году – 5 мес. 2014 года.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), и включает в себя:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

- определение барьеров входа на товарный рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

- составление итогового документа – аналитического отчета.

Особенности проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации определяются постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации» (далее – Постановление Правительства № 409) и Порядком проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433 (далее – Порядок № 433).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства № 409 установление доминирующего положения кредитной организации включает в себя следующие этапы:

а) установление сферы обращения банковской услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса на банковскую услугу и ее предложения;

б) определение объема банковских услуг и долей кредитных организаций на соответствующем товарном рынке;

в) установление наличия условий признания доминирующим положения кредитной организации.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.         Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ).

2.        Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).

3.         Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

4.        Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

5.        Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе).

6.        Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банковской деятельности).

7.        Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемая платежными агентами» (далее – Закон о деятельности платежных агентов).

8.        Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон о страховании вкладов физических лиц).

9.        Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи).

10.    Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи).

11.    Инструкция Банка России от 26.04.2006 № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» (далее – Инструкция ЦБ РФ № 129-И).

12.    Инструкция Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее – Инструкция ЦБ РФ № 135-И).

13.    Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, утвержденное Банком России 21.09.2001 № 153-П (далее – Положение ЦБ РФ № 153-П).

14.    ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД).

15.    ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

– данные Банка России, ГУ ЦБ РФ по Томской области, ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области;

– информация, полученная от хозяйствующих субъектов, оказывающих банковские услуги по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (далее также – услуги зарплатных проектов) в Каргасокском районе;

– данные, полученные по результатам проведенного опроса кредитных организаций, оказывающих услуги зарплатных проектов, и их клиентов;

– сведения, предоставленные Администрацией Каргасокского района и подведомственными ей организациями;

– методические разъяснения ФАС России (письмо ФАС России от 01.04.2013 № АД/12301/13);

– иные источники информации.

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

Факт установления Томским отделением № 8616 ОАО «Сбербанк России» и КО 2 различных тарифов на услуги зарплатных проектов в Каргасокском районе был выявлен Томским УФАС России в мае 2014 года.

С учетом вышеперечисленного временной интервал исследования определен в пределах 2,5-х лет: 2012 г. – I полугодия 2014 г. для того, чтобы у Томского УФАС России была возможность определить имеющиеся на изучаемом рынке тенденции, динамику происходящих на рынке изменений и оценить стабильность долей хозяйствующих субъектов на нем. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с ОКВЭД деятельность, связанная с предоставлением услуг зарплатных проектов, относится к классификационной группе 64.19 «Денежное посредничество прочее», которая включает:

– аккумулирование свободных денежных средств различных экономических субъектов и предоставление их от имени организации на определенных условиях;

– привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

– размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– выдачу банковских гарантий;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, за исключением почтовых переводов

Следует также отметить, что деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) и банковскими платежными агентами (организациями, не являющимися кредитными организациями и индивидуальными предпринимателями) эта группировка не включает (код ОКВЭД 66.19).

Перечисленные виды услуг денежного посредничества не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) в силу их различий в составе покупателей, функциональном назначении, условиях и способе реализации услуг, в т.ч. требованиях, предъявляемых к потребителю услуг, необходимых для получения услуг документах, сроках и месте предоставления услуг. Вместе с тем, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам и осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов потенциально могут быть взаимозаменяемыми услугами.

ОКПД включает услуги зарплатных проектов в состав классификационной группы 64.19 «Услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере прочие», подгруппы 64.19.3 «Услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере прочие, не включенные в другие группировки».

С учетом вышеизложенного предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как банковские услуги по расчетам между физическими и юридическими лицами.

Согласно п. 7 Постановления Правительства № 409 банковской услугой признается банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

Статьей 5 Закона о банковской деятельности уставлено, что к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

В соответствии с положениями ст. 1 Закона о банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, закреплено за банками.

Банк – кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 2 Закон о страховании вкладов физических лиц).

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 Закона о банковской деятельности. Небанковские кредитные организации, которым предоставлено право осуществлять отдельные банковские операции, могут быть двух типов: расчетные небанковские кредитные организации (далее – РНКО) и небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (далее – НДКО). Согласно п. 1.4 Инструкции ЦБ РФ № 129-И РНКО не вправе осуществлять, в частности, следующие банковские операции:

– открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам.

В силу п. 1.3 Положения ЦБ РФ № 153-П НДКО не вправе осуществлять такие банковские операции как, в частности:

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

В соответствии с типовыми договорами услуги зарплатных проектов как предмет договора включают открытие и ведение банковских счетов физических лиц – работников организации (наличие у организации расчетного счета в банке предполагается) и осуществление по поручению организации переводов денежных средств с ее расчетного счета на счета физических лиц – работников этой организации. Из этого следует, услуги зарплатных проектов могут осуществляться исключительно банками.

Услуга зарплатного проекта предусматривает перечисление организацией денежных средств, связанных с оплатой труда, в безналичном порядке в пользу нескольких работников одним платежным поручением с использованием реестра выплат. Функциональное предназначение услуг зарплатных проектов заключается в выплате организацией денежных средств, связанных с оплатой труда, и (или) денежных средств социального характера работникам этой организации. Данные услуги оказываются в соответствии с договором, заключенным между банком и организацией, как правило, на неопределенный срок. Минимальная/максимальная сумма, на которую оказывается услуга зарплатного проекта, договором обычно не определяется. Стоимость услуг определяется сторонами в результате переговоров, нередко устанавливается в размере 0% (0 руб.). Существуют примеры, когда банки по результатам конкурса соглашались выплатить клиенту определенную сумму за право заключения договора зарплатного проекта.

Одним из важнейших свойств услуги зарплатного проекта, определяющих выбор потребителей (приобретателей), выступает деловая репутация и надежность банка. Как показал опрос, хозяйствующие субъекты – приобретатели услуг зарплатных проектов Каргасокского района полностью разделяют данную точку зрения. Стоит отметить, что перечисление заработной платы на банковские карты работников считается наиболее безопасным и удобным способом. Большинство банков предоставляет ряд преференций для клиентов юридических и физических лиц при оформлении зарплатного проекта, стимулируя безналичный способ расчетов (например, льготное кредитование, снижение величины банковских комиссий, начисление процентов на остаток денежных средств на банковских картах, различного рода специальные предложения и т.д.).

Исходя из выявленных свойств услуг зарплатных проектов, в качестве потенциально взаимозаменяемых по отношению к ним Томским УФАС России рассматривались следующие услуги:

– почтовый перевод денежных средств;

– перевод денежных средств без открытия счетов;

– снятие денежной наличности с расчетного счета организации и выдача денежных средств работникам через кассу организации;

– безналичный перевод денежных средств с расчетного счета организации на счета работников отдельным платежным поручением.

Пунктом 3 Правил оказания услуг почтовой связи услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств отнесены к услугам почтовой связи. В соответствии со ст. 16 Закона о почтовой связи данные услуги оказываются на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя осуществить, в частности, почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Почтовые переводы денежных средств могут обеспечивать расчеты юридических и физических лиц. Почтовый перевод принимается в отделениях ФГУП «Почта России» и оформляется бланком почтового перевода денежных средств, в котором указываются реквизиты отправителя и получателя денежных средств (почтовые адреса, ФИО/наименование организации, банковские реквизиты – для юр. лиц.). Таким образом, можно заключить, что услуга почтового перевода является услугой разовой. Согласно данным, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России», стоимость услуг почтовых переводов составляет от 1,2% до 5% в зависимости от соответствующего тарифа и суммы пересылаемых денежных средств. Почтовые переводы в зависимости от выбранного тарифа осуществляются в срок от 1 часа до 8 рабочих дней.

Статья 5 Закона о национальной платежной системе регламентирует порядок осуществления перевода денежных средств, в частности перевод денежных средств без открытия банковских счетов. Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств (включая электронные денежные средства) по распоряжению клиента (плательщика), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее – распоряжение клиента). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, предоставленных им без открытия банковского счета. Перевод денежных средств без открытия банковских счетов осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств. В соответствии со ст. 5 Закона о банковской деятельности переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц. В силу ст. 1 Закона о банковской деятельности данные услуги могут оказывать банки и небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Стоимость услуг перевода денежных средств без открытия банковских счетов для физических лиц через специализированные системы денежных переводов (UniStream, Western Union, Золотая корона и др.) составляет 1–7% от суммы перевода, через банки (Срочные денежные переводы БЛИЦ Сбербанка России, денежные переводы ВТБ-24) – 1,75–2,5%. Однако перечисленные услуги предлагаются для физических лиц. Каких–либо сведений об аналогичных услугах, предназначенных для юридических лиц, на официальных веб-сайтах банков, представленных в Томской области, Томским УФАС России не обнаружено.

Выдача денежных средств работникам через кассу организации как один из альтернативных способов выплаты денежных средств, связанных с оплатой труда и др., как правило, непосредственно связана с услугой банка по выдаче денежной наличности с расчетного счета организации. Величина комиссии за снятие денежной наличности с расчетного счета для выплаты заработной платы и выплат социального характера в разных банках Томской области колеблется от 0,45% до 1%. Кроме того, при реализации указанного способа у организации могут возникать следующие дополнительные расходы: на оборудование и содержание кассы, оплату труда кассира, на услуги инкассации, а работникам необходимо будет тратить свободное время на получение заработной платы наличными в кассе.

Услуги по безналичному переводу денежных средств с расчетного счета организации на счета работников отдельным платежным поручением по своей сути аналогичен услугам зарплатных проектов. Между тем, по мнению отдельных банков, данный вариант проигрывает зарплатному проекту по причине увеличения затрат (в т.ч. трудозатрат) для его осуществления со стороны как предприятия, так и банка. Кроме того, этот вариант может оказаться более дорогим по стоимости (как для организации, так и для ее работников), чем зарплатный проект, т.к. по зарплатным проектам, как правило, тарифы устанавливаются ниже, чем по индивидуальному обслуживанию.

Услуги по приему платежей, оказываемые платежными агентами в соответствии с Законом о деятельности платежных агентов, потенциально взаимозаменяемыми по отношению к услугам зарплатных проектов не является, в виду следующего. Согласно ст. 1 Закона о деятельности платежных агентов указанный вид деятельности касается  отношений, возникающих при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, и не имеет отношения к проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Позиция Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) по вопросу наличия/отсутствия взаимозаменяемых (потенциально взаимозаменяемых) услуг по отношению к услугам зарплатных проектов выражена в письме Главного управления Банка России по Томской области от 14.07.2014 № 08-2-16/9418 и заключается в следующем. В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Поскольку в силу п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона о банковской деятельности осуществление переводов денежных средств по банковским счетам отнесено к исключительной компетенции кредитных организаций, то при выборе работником способа выплаты заработной платы на его банковский счет, у работодателя альтернативы кредитным организациям нет.

В результате проведенного «теста гипотетического монополиста», который включал опрос почти 70 хозяйствующих субъектов Каргасокского района – приобретателей услуг зарплатных проектов, установлено следующее:

1) более 95% респондентов посчитало, что взаимозаменяемые (потенциально взаимозаменяемые) услуги по отношению к услугам зарплатных проектов отсутствуют;

2) на вопрос анкеты «Какими услугами Вы предпочтете заменить услуги зарплатных проектов, если цена на них долговременно (дольше 1 года) повысится на 5–10%, а цены на другие услуги останутся неизменными?» 95% опрошенных ответили «Никакими»;

3) только 3% потребителей заменяли или готовы заменить услуги зарплатных проектов другими услугами (например, почтовым переводом, выдачей заработной платы наличными через кассу организации).

Мнения хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги зарплатных проектов, о наличии или отсутствии взаимозаменяемых услуг по отношению к услугам зарплатных проектов расходятся. Однако наиболее часто встречающимся вариантом взаимозаменяемой услуги по отношению к услугам зарплатных проектов является выдача заработной платы через кассу организации.

Исходя из вышеизложенного, с учетом мнения потребителей (приобретателей) услуг зарплатных проектов продуктовые границы рынка были определены как банковские услуги по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуги зарплатных проектов).

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в пределах Каргасокского района Томской области.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в действиях Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» и КО 2 при осуществлении данными хозяйствующими субъектами банковской деятельности, а именно: оказании услуг зарплатных проектов в Каргасокском районе Томской области.

По мнению отдельных банков, оказывающих услуги зарплатных проектов, для того, чтобы оказывать данные услуги в том или ином районе (регионе, населенном пункте) должна быть подготовлена соответствующая инфраструктура обслуживания банковских карт. От банка требуется установка на согласованной с организацией территории банкомата (как минимум, а чаще всего – несколько банкоматов в населенном пункте). Кроме того, в таком районе (регионе, населенном пункте) необходим операционный (дополнительный) офис банка для своевременного и качественного обслуживания клиентов (в первую очередь, держателей банковских карт) и оборудования (банкоматов, терминалов), сопровождения зарплатного проекта.

По результатам проведенного «теста гипотетического монополиста», который включал опрос почти 70 хозяйствующих субъектов Каргасокского района – приобретателей услуг зарплатных проектов, свыше 70% респондентов не имело возможности получить услуги зарплатного проекта (заключить договор об оказании таких услуг) за пределами их фактического местонахождения, т.е. в другом муниципальном районе Томской области, в другом регионе. С учетом этого данными хозяйствующими субъектами ответы на вопрос анкеты «В каких муниципальных районах Томской области или регионах РФ Вы предпочтете получить услуги зарплатных проектов, если цена на услуги зарплатных проектов, получаемые в пределах Каргасокского района, долговременно (дольше 1 года) повысится на 5–10%, а цена на эти услуги за пределами Каргасокского района?» представлены не были.

Таким образом, можно сделать вывод, что в границах Каргасокского района Томской области потребители имеют возможность воспользоваться услугами зарплатных проектов, и не имеют такой возможности за его пределами.

На основании вышеизложенного географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах Каргасокского района Томской области.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические или юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (т.е., потенциальные продавцы).

В 2012 г. – 5 мес. 2014 г. услуги зарплатных проектов в Каргасокском районе оказывались двумя хозяйствующими субъектами:

 – ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» (634061, Томская обл., г. Томск, пр. Фрунзе, д. 90/1);

– КО 2.

Потенциальным продавцом на рынке услуг зарплатных проектов может быть КО 3, имеющее отделение (офис) в с. Каргасок и оказывающее услуги зарплатных проектов (например, в г. Томске). Однако услуг зарплатных проектов в Каргасокском районе данный хозяйствующий субъект в 2012 г. – 5 мес. 2014 г. не оказывал.

Потребителями услуг зарплатных проектов являются юридические лица – организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие наемных работников.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Для расчета объема товарного рынка за 2012 г. – 5 мес. 2014 г. в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке использовались данные об объемах оказанных услуг в натуральном выражении (количество обслуживаемых в рамках зарплатных проектов банковских счетов физических лиц).

Расчеты совокупного объема рынка и доли выявленного хозяйствующего субъекта на нем проводились на основании полученных от продавцов рассматриваемых услуг сведений. КО 3 услуг зарплатных проектов в Каргасокском районе в 2012 г. – 5 мес. 2014 г. не оказывало, соответственно в расчетах не представлено.

Из анализа расчетных данных можно заключить, что в рассматриваемом периоде доля ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» на рынке услуг зарплатных проектов в Каргасокском районе увеличивается (за 2,5 года на 6,4 процентных пункта) и неизменно превышает 20%; доля КО 2 – уменьшается и неизменно превышает 20%. В целом в рассматриваемом периоде доля КО 2 на изучаемом рынке на 22,2% меньше соответствующей доли его конкурента – ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России». В янв. – мае 2014 года доля ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» на изучаемом рынке превысила долю КО 2 на 41,0%.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представляющий собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с п. 2.12 Порядка № 433 коэффициент рыночной концентрации рассчитывается для трех крупнейших хозяйствующих субъектов. Однако в связи с тем, что на рассматриваемом товарном рынке действует всего два продавца, показатели рыночной концентрации (CR и HHI) рассчитываются для двух хозяйствующих субъектов. Показатели коэффициента рыночной концентрации двух крупнейших хозяйствующих субъектов (CR2) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные на основании объема производственных мощностей, составили:

CR2 = 100%;

HHI = 5 050.

На основании проведенных расчетов можно заключить, что рынок услуг зарплатных услуг в Каргасокском районе характеризуется высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В ходе анализа, с учетом мнения банков, которые оказывают услуги зарплатных проектов в Томской области, были выявлены следующие барьеры входа на изучаемый товарный рынок:

1)   экономические ограничения, в том числе:

– необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на подготовку и обслуживание необходимой инфраструктуры (банкоматов, терминалов, офисов) при длительных сроках окупаемости этих вложений, а также значительная территориальная рассредоточенность населенных пунктов и площадь Каргасокского района, удаленность от областного центра (порядка 450 км), что приводит к увеличению расходов банка;

– меры, предпринимаемые действующими на рынке кредитными организациями в ответ на появление нового конкурента, например, изменение в политике процентных ставок (комиссий) за перечисление денежных средств на счета работников, платы за выпуск и годовое обслуживание банковских карт (их снижение либо отмена);

– небольшое число организаций – потенциальных клиентов (в большинстве своем это бюджетные учреждения), а также ограниченная численность населения (с. Каргасок – 7,9 тыс. чел., Каргасокский район – 20,4 тыс. чел.), что в совокупности приводит к нерентабельности существования на рассматриваемом рынке большого числа продавцов;

– наличие экономически оправданного минимального объема оказания услуг, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу оказываемой услуги до момента достижения такого объема оказания услуг. По мнению отдельных банков, экономически оправданный минимальный объем оказания услуг, необходимый для окупаемости связанных с реализацией зарплатных проектов расходов, для новых участников рынка в настоящее время не достижим.

2)        административные ограничения, которые являются общими для банковской деятельности и заключаются в необходимости получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций в соответствии со ст. 13 Закона о банковской деятельности. Кроме того, банки должны соответствовать требованиям, установленным Законом о национальной платежной системе, Законом о банковской деятельности, Инструкцией ЦБ РФ № 135-И. Каких-либо специальных требований (ограничений), имеющих прямое отношение исключительно к услугам зарплатных проектов, Томским УФАС России не выявлено.

С учетом мнения банков перечисленные барьеры входа на рынок могут быть признаны преодолимыми, поскольку затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок. Между тем, факт появления на рассматриваемом рынке других хозяйствующих субъектов – участников рынка помимо действующих на данный момент фактически отсутствует.

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуг зарплатных проектов) в Каргасокском районе Томской области в 2012 году – 5 мес. 2014 года позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, высоким уровнем рыночной концентрации, но барьеры входа на рынок преодолимы.

Анализ динамики изменений на рассматриваемом рынке свидетельствует о том, что в течение 2,5 лет сохраняется порядок ранжирования. В рассматриваемом периоде доля ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» на рынке услуг зарплатных проектов в Каргасокском районе увеличивается (за 2,5 года на 6,4 процентных пункта) и неизменно превышает 20%. В янв. – мае 2014 года доля ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» на изучаемом рынке превысила долю КО 2 на 41,0%. Доля КО 2 уменьшается, однако также неизменно превышает 20%. В целом в рассматриваемом периоде доля КО 2 на изучаемом рынке на 22,2% меньше соответствующей доли его конкурента – ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России».

При имеющихся в распоряжении Томского УФАС России сведениях прогнозировать какие-либо изменения состояния конкуренции на рассматриваемом рынке в перспективе в сторону увеличения количества участников рынка, уменьшения рыночной концентрации и развития конкуренции не представляется возможным в силу того, что какие-либо основания предполагать изменение в экономической (в т.ч. повышение деловой активности) и демографической ситуации в Каргасокском районе Томской области отсутствуют.

В соответствии с положениями Постановления № 409 доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

– доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

– доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В ходе анкетирования хозяйствующих субъектов – приобретателей услуг зарплатных проектов в Каргасокском районе Томской области на вопрос «Имеют ли ОАО «Газпромбанк» и ОАО «Сбербанк России», по Вашему мнению, возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке услуг зарплатных проектов в Каргасокском районе (т.е. в одностороннем порядке определять стоимость услуг, условия заключения договора на оказания этих услуг, устанавливать иные требования), и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам?» больше половины (54%) респондентов ответило положительно.

С учетом вышеизложенного положение ОАО «Сбербанк России» в лице Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуг зарплатных проектов) в Каргасокском районе Томской области может быть признано доминирующим в силу того, что положение этой кредитной организации на рассматриваемом товарном рынке дает ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на данном товарном рынке, и (или) устранять с данного товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на данный товарный рынок.