Результаты анализа рынка поставки сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан из резервуарных установок

Обзор состояния конкурентной среды на рынке поставки сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан из резервуарных установок проводился отделом экономического анализа Томского УФАС России на основании служебной записки с целью определения признаков наличия доминирующего положения общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» (далее ООО ТД ОАО «Томскоблгаз»).

Временные границы анализа были определены 2013 г. и I пол. 2014 г..

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены как поставка сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) поставка сжиженного углеводородного газа относится к группе «Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям» и имеет код подгруппы 35.23.2 «Торговля сжиженными углеводородными газами, подаваемыми по распределительным сетям».

Однако к данной подгруппе относят следующие виды деятельности:

- 35.23.21 – Торговля сжиженными углеводородными газами, подаваемыми по распределительным сетям по регулируемым государством ценам (тарифам);

- 35.23.22 - Торговля сжиженными углеводородными газами, подаваемыми по распределительным сетям по не регулируемым государством ценам (тарифам).

Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для обеспечения коммунально-бытовых нужд, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными Приказом ФСТ России от 15 июня 2007 г. N 129-э/2.

Вследствие чего рассматриваемый товарный рынок имеет код 35.23.21 - Торговля сжиженными углеводородными газами, подаваемыми по распределительным сетям по регулируемым государством ценам (тарифам).

Функциональным назначением поставки сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения является обеспечение потребителей (физических лиц) сжиженным углеводородным газом из резервуарной или групповой баллонной установки для получения ими необходимых коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение, отопление) и ведения бытового хозяйства (пищеприготовление, подсобное хозяйство).

Сжиженный углеводородный газ, предназначенный в качестве топлива для коммунально-бытового потребления, изготавливается в соответствии с требованиями ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия».

Тарифы на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению для бытовых нужд ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз», на период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2014 г. установлены Приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 21.12.2012 г. № 47/676 в разрезе розничных цен на сжиженный газ в баллонах и розничных цен на сжиженный газ из групповых установок.

Однако данные разновидности поставки СУГ населению для бытовых нужд нельзя признать взаимозаменяемыми, так как разница в цене на СУГ, реализуемый в баллонах и цене на СУГ, реализуемый из групповых установок, составила по восточному направлению 79,5%, в городе Томске – 55,5%, т.е. разница в стоимости составила более 10%.

В данном исследовании рассматривался рынок поставки СУГ для коммунально-бытовых нужд именно из резервуарных установок, так как поступившие материалы свидетельствуют о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз», связанных с вводом в эксплуатацию приборов учета поставляемого им коммунального ресурса (СУГ).

Также поставка природного газа и сжиженного углеводородного газа не являются взаимозаменяемыми.

Так как, способы реализации природного газа и СУГ различны: природный газ поставляется потребителям по трубопроводу, СУГ для населения поставляется потребителям автоцистернами для закачки в групповые резервуарные установки (ГРУ), которые находятся в непосредственной близости от домов населенного пункта. Переход потребителей с использования сжиженного газа на природный газ включает в себя комплекс мероприятий, направленных не только на замену оборудования,  но и прокладку инженерных коммуникаций, что подразумевает под собой вложение больших капитальных затрат. По сути -  это установка новой системы газоснабжения. Следовательно, население, которому поставляется СУГ, не имеет технической возможности приобретать природный газ, если на данной территории отсутствует сеть газопровода природного газа.

Таким образом, продуктовые границы были определены, как деятельность по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан из резервуарных установок.

Спецификой деятельности поставки СУГ для коммунально-бытовых нужд граждан из резервуарных установок является оказание данных услуг непосредственно по месту нахождения резервуаров и газопровода от него, которые располагаются рядом с домами, и до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети.

По данным, представленным ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз», данный хозяйствующий субъект фактически осуществляет поставку сниженного углеводородного газа для бытовых нужд из резервуарных установок из вышеперечисленных районов лишь в г. Томске и г. Асино Асиновского района Томской области.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что фактические районы продаж услуг (местоположение резервуаров и газопровода от него, расположенных рядом с жилыми домами покупателей-граждан) ограничены муниципальным образованием, в связи, с чем рынок услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов считается местным (локальным).

Таким образом, географические границы рассматриваемого товарного рынка определены как территория г. Томск и г. Асино Томской области.

В состав продавцов, действующих на данных товарных рынках, включались хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд из резервуарных установок на территории г. Томска и г. Асино в пределах определенного временного интервала.

По результатам анализа было выявлено, что ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставку сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан на территории г. Томска и г. Асино, и занимает долю на данном рынке за 2013 год, I пол.. 2014 г. 100% от общего объема оказанных услуг.

В рассматриваемых географических границах на рынке поставки сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан за 2013 г. и I пол. 2014 г. осуществлял деятельность лишь один хозяйствующий субъект (доля на рынке 100%), в связи, с чем коэффициент рыночной концентрации (CR3) равен 100, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составил 10000. Таким образом, данный рынок характеризуется отсутствием конкуренции и высоким уровнем рыночной концентрации.

Экономическими барьерами для вхождения на рынок поставки сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан можно отнести следующие ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для создания (аренды) совокупности резервуаров и газораспределительных сетей от них. Также большой процент риска капиталовложений в связи с низкой платежеспособностью потребителей.

К административным ограничениям можно отнести:

- стандарты и требования, предъявляемые к качеству топлива и услуг;

- розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для обеспечения коммунально-бытовых нужд, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ.

К организационным ограничениям можно отнести:

- ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» как единственный хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан, имеет конкурентное преимущество перед потенциальными продавцами.

Таким образом, новым хозяйствующим субъектам тяжело будет войти на рассматриваемый рынок и на расходы на вхождение будут высокими.

Таким образом, анализ рынка поставки сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан в географических границах г. Томска и г. Асино Томской области за 2013 г. и I пол. 2014 г. показал, что данный рынок характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации, так как на рынке функционирует лишь один хозяйствующий субъект: ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз», и низкой вероятностью быстрого входа на рынок новых хозяйствующих субъектов в связи с существенными барьерами входа.

Кроме того, рассматриваемый товарный рынок не имеет аналогов или заменителей за пределами обозначенной товарной группы.

На основании проведенного анализа вышеуказанного товарного рынка был сделан следующий вывод.

Положение ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» на рынке поставки сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд граждан в географических границах г. Томска и г. Асино Томской области может быть признано доминирующим, так как оно имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.