Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования

Сфера деятельности: Транспорт и связь

Аналитический отчет

по результатам анализа рынка услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, в географических граница данного железнодорожного пути необщего пользования, находящегося в собственности ООО «Легион-Томск».

 

Общие положения

Основанием для проведения данного анализа послужила служебная записка отдела контроля монополистической деятельности о необходимости установить занимает ли ООО «Легион-Томск» на рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатации) ж/д пути необщего пользования, в географических граница данного ж/д пути необщего пользования и принятии решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Легион-Томск».

 

Временной интервал исследования

Для оценки сложившегося состояния рынка и положения на нем существующих хозяйствующих субъектов был проведен ретроспективный анализ. Временные границы анализа определены с момента покупки пути необщего пользования,  примыкающего к железнодорожным путям общего пользования через стрелочный перевод.

Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы рынка определены как услуги по эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования,  в целях осуществления проводки вагонов по ветке железнодорожного полотна необщего назначения.

Географические границы товарного рынка

Особенность услуги по эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования:

- наличие и расположение железнодорожной инфраструктуры;

- возможность приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию.

Услуга по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования может оказываться владельцам железнодорожных путей необщего пользования, непосредственно или через иные железнодорожного пути необщего пользования, примыкающих к данному пути необщего пользования или перевозчику (при заключении соответствующего договора).

Через путь необщего пользования ООО «Легион-Томск» в пределах стрелочных переводов примыкают пути необщего пользования других владельцев, которые потенциально являются покупателями данной услуги.

Указанные выше обстоятельства определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Таким образом, географические границы рассматриваемого товарного рынка определены территориями расположения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования через стрелочный перевод.                        

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

На основании свидетельства о собственности, договора купли-продажи владельцем пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования через стрелочный перевод является ООО «Легион-Томск».

 

Определение барьеров входа на товарный рынок.

Экономический барьер, связанный с необходимо иметь в собственности или на ином законном праве места необщего пользования, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования.

Места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Соответствие мест необщего пользования требованиям обеспечивается за счет средств их владельцев.

В данном случае целесообразно рассмотреть затраты на подсоединение к путям общего пользования потенциальными покупателями услуги по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ***. При технической возможности подсоединения пути необщего пользования к путям общего пользования необходимы высокие финансовые затраты и большой объем оформления разрешительных документов:

- приобрести землю в собственность или взять в аренду;

- подготовить проект;

- технические условия;

- разрешение на строительство;

- государственная экспертиза проектной документации и результатов изыскательных работ;

- иная разрешительная документация;

- финансовые затраты на строительство путей и стрелочных переводов.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии существенных, труднопреодолимых барьеров входа на рынок.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Исследуемый товарный рынок услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, в географических граница данного железнодорожного пути необщего пользования характеризуется высоким уровнем концентрации и высокими труднопреодолимыми  барьерами. Указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Анализ данного рынка показал, что ООО «Легион-Томск» является единственным хозяйствующим субъектом оказывающим услуги на данном рынке.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договор на подачу, уборку вагонов может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Следовательно, ООО «Легион-Томск»  имеет  возможность оказывать решающее влияние на данном рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, на рынке услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, в географических граница данного железнодорожного пути необщего пользования ООО «Легион-Томск»  занимает доминирующее положение.