Аналитический отчёт по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации мяса говядины на территории Томской области за 2013, 2014, 2015, 9 месяцев 2016 гг.

 

08.02.2017 Томским УФАС России был проведен анализ рынка производства и реализации мяса говядины на территории Томской области за период 2013 – 9 мес. 2016 гг. Под исследование попало более 60 хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке производства и реализации мяса говядины. Однако в связи с существующими трудностями сбора информации от данных хозяйствующих субъектов, использовались данные около 50% от общего объема действующих на рынке хозяйствующих субъектов. По результатам данного исследования был составлен аналитический отчет.

Анализ рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220.

Цель проводимого исследования - оценка состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации мяса говядины на территории Томской области за 2013, 2014, 2015, 9 месяцев 2016 гг.

Временным интервалом проводимого исследования являются 2013 г., 2014 г., 2015 г., 9 месяцев 2016г.

Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовые границы товарного рынка определяются исходя из предварительного определения товара, выявления свойств товара, определяющих выбор приобретателя, возможности взаимозаменяемости товаров.

Согласно «ГОСТ Р 52427-2005. Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения» говядина - это мясо, полученное в результате переработки крупного рогатого скота, независимо от пола, в возрасте от 8 мес. и старше;

мясо - пищевой продукт убоя в виде туши или части туши, представляющий совокупность мышечной, жировой, соединительной и костной ткани или без нее. Примечание - Часть туши может быть в виде полутуши, четвертины, отруба.

На основании «ГОСТ Р 55445-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Мясо. Говядина высококачественная. Технические условия» говядину в зависимости от массы туш, выполненности форм и развития мышц подразделяют на категории В, К, Г. (Таблица 1)

Таблица 1 – Категории мяса говядины

Категория

Требования (низшие пределы)

 

 

 

В

Туши массой не менее 315 кг, полномясные с округлой, выпуклой и отлично развитой мускулатурой. При осмотре в профиль - широкие. Тазобедренная часть туши очень широкая и ровная, нависание мышц бедра в области коленного сустава хорошо выражено, спина и поясница широкие и толстые почти до холки, остистые отростки позвонков не просматриваются; лопатки и грудь очень округлые и хорошо заполнены мышцами, перехвата за лопатками нет, лопаточная кость не просматривается из-за толстого слоя мышц

 

 

 

К

Туши массой не менее 280 кг, полномясные с округлой, выпуклой и отлично развитой мускулатурой. При осмотре в профиль - широкие. Тазобедренная часть туши очень широкая и ровная, нависание мышц бедра в области коленного сустава хорошо выражено, спина и поясница широкие и толстые почти до холки, остистые отростки позвонков не просматриваются; лопатки и грудь очень округлые и хорошо заполнены мышцами, перехвата за лопатками нет, лопаточная кость не просматривается из-за толстого слоя мышц

 

Г

Туши массой не менее 240 кг, полномясные с округлой хорошо развитой мускулатурой. При осмотре в профиль - средней ширины и заполненности мускулатурой. Тазобедренная часть средней ширины, ровная, мышцы бедра в области коленного сустава заметны, но не нависают, спина и поясница средней ширины, но сужается в направлении к холке, остистые отростки позвонков не просматриваются, лопатки и грудь округлые, заполнены мышцами, перехват за лопатками не виден, лопаточная кость скрыта мышцами

В зависимости от мраморности, цвета мышечной ткани, цвета подкожного жира, толщины подкожного жира и площади мышечного глазка говядину подразделяют на классы (Таблица 2).

Таблица 2 – Классы мяса говядины

Класс

Мраморность

Толщина подкожного жира, см

Площадь мышечного глазка, см2

Цвет мышечной ткани на поперечном разрезе

Цвет подкожного жира

1

Насыщенная

Не более 2,0

Не менее 80

От светло-красного до красного (в диапазоне А - В)

Белый или молочно-белый (К или Л)

2

Хорошая

Не более 2,0

Не менее 75

От светло-красного до красного (в диапазоне А - В)

Белый или молочно-белый (К или Л)

3

Умеренная

Не более 2,0

Не менее 70

Допускается темно-красный цвет (Г)

Допускается светло-желтый цвет (М)

4

Небольшая

Не более 2,0

Не менее 70

Допускается темно-красный цвет (Г)

Допускается светло-желтый цвет (М)

Под пищевой ценностью понимают комплекс свойств продукта, обеспечивающих физиологические потребности человека в энергии и в основных питательных веществах. Пищевая ценность говядины в 100 г продукта приведена в Таблице 3.

Таблица 3 –Пищевая ценность мяса говядины

Наименование

Жир, г, не более

Белок, г, не менее

Энергетическая ценность, ккал, не более

Спинной отруб

9,8

20,7

261

Поясничный отруб

10,1

20,0

272

Пояснично-подвздошная мышца    (вырезка)

9,7

22,7

269

Верхняя часть тазобедренного отруба

11,2

18,9

267

Подлопаточный отруб

10,2

20,6

265

Между тем, различные виды мяса (свинина, говядина, баранина и т.д.), как и субпродукт, не могут быть признаны взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) между собой в виду различий в их качественных характеристиках, функциональном назначении, применении и стоимости.

Также, в рамках выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к мясу говядины, Томским УФАС России был проведен опрос потребителей (перекупщиков, переработчиков) на предмет выявления фактической замены потребителем или готовности заменить один товар другим, учитывая его качественные характеристики (тест гипотетического монополиста).

Результаты теста гипотетического монополиста показали, что, по мнению 88% из опрошенных, по отношению к мясу говядины отсутствуют взаимозаменяемые (потенциально взаимозаменяемые) виды товаров. Потребители в исследуемом периоде не заменяли и не готовы заменять говядину каким-либо другим видом мяса, поскольку, красное мясо необходимо организму человека - в химический состав мяса говядины входит большое количество белка, жиров, воды.

При этом мясо свинины или птицы реализуется по более низкой цене, что может говорить о том, что потребители могут взамен на говядину приобретать и другое, более дешевое мясо. Не смотря на это, мясо говядины содержит все необходимые человеческому организму аминокислоты. Данное мясо является ни с чем несравнимым источником питательных веществ. Польза говядины в том, что она осуществляет нейтрализацию соляной кислоты, пищеварительных ферментов и других раздражителей, которые содержатся в желудочном соке, способствуя тем самым нормализации кислотности в желудке и кишечнике. Также говядина незаменима при анемии. В этом мясе довольно много минеральных веществ, в первую очередь – цинка и железа, за что говядина очень ценится. Много в этом мясе и витаминов – особенно группы В, а также Е, Н и РР.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы изучаемого рынка определены как рынок производства и реализации мяса говядины.

Географические границы товарного рынка – предварительно определены как административные границы (территория) Томской области.

Для выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями, использовался тест гипотетического монополиста, в процессе которого был произведен опрос потребителей – оптовых покупателей (в том числе, крупных торговых сетей) мяса говядины на территории Томской области.  

По данным проведенного опроса было выявлено, что 46,2% опрошенных респондентов осуществляли закупку мяса говядины у поставщиков, зарегистрированных за пределами Томской области. Остальные 53,8 % опрошенных респондентов с помощью теста гипотетического монополиста осуществляли закупку мяса говядины только у поставщиков (производителей) Томской области.

Согласно п.4.2 Порядка проведения анализа рынка определение географических границ также основывается на информации о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы.

По итогам опроса торговых сетей установлено, что в течение указанного временного интервала (2013 - 9 мес.2016 гг.) торговыми сетями была осуществлена закупка мяса говядины за пределами территории Томской области более чем 10% от общего объема реализованного мяса говядины. Тем не менее, вывоз мяса говядины за пределы Томской области не превышает 10% от общего объема реализованного мяса говядины.

На основании вышеизложенного, географические границы рынка определены в границах Томской области.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом может быть индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке, входят лица, осуществляющие деятельность по производству мяса говядины, закупку мяса, а также его реализацию.

В ходе проведения анализа был выявлен 31 хозяйствующий субъект-производитель мяса говядины на территории Томской области.

В ходе анализа было выявлено три хозяйствующих субъекта, осуществляющих оптовую закупку мяса говядины, а в последующем ее розничную реализацию (за исключением крупных торговых сетей). Наиболее крупным среди них является ИП В., зарегистрированный в г. Северске.

Также, одним из главных хозяйствующим субъектом, который осуществляет закуп мяса говядины, а в последующим его переработку для нужд собственного потребления является АО «Аграрная Группа МП.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов за 2013, 2014, 2015, 9 месяцев 2016 гг. на данном рынке осуществлялся на основании информации, представленной от хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке производства и реализации мяса говядины на территории Томской области.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данными хозяйствующим субъектом, к показателю, характеризующему общий объем рассматриваемого товарного рынка.

За 2013 год среди производителей мяса говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО «АПК «Галкинская» и ООО СП «Возрождение». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующим ее реализацию наибольшую долю занял ИП В.

  За 2014 год среди производителей мяса говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО КХ «Куендат» и ООО «АПК «Галкинская». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующим ее реализацию наибольшую долю занял ИП В.

  За 2015 год среди производителей мяса говядины наибольшую долю занимали ООО «АПК «Галкинская», СПК «Семеновский» и ООО КХ «Куендат». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующим ее реализацию, наибольшую долю занял ИП В.

За 9 мес. 2016 года среди производителей мяса говядины наибольшую долю занимали СПК «Семеновский», ООО КХ «Куендат» и ООО СП «Возрождение». Среди закупщиков мяса говядины, а в последующим ее реализацию, наибольшую долю занял ИП В.

Таким образом, на территории Томской области за период 2013- 9мес. 2016 гг. СПК «Семеновский», ООО «АПК «Галкинская», ООО КХ «Куендат» и ООО СП «Возрождение» являются наиболее крупными хозяйствующими субъектами – производителями мяса говядины.

Данные для расчета объема рынка говядины за 2013 - 9 мес. 2016 гг. представлены в Таблице 4.

Таблица 4 – Основные показатели производства и реализации мяса говядины

 

   2013

  2014

         2015

 9 мес. 2016

тонн

тонн

тонн

Тонн

Объем производства мяса говядины  в Томской области хозяйствующими субъектами

1731,76

1575,712

2059,51

1170,79

Объем реализованного мяса говядины в Томской области хозяйствующими субъектами (без учета переработки)

 

1315,254

 

1296,79

1794,57

 

909,9

Объем реализованного мяса говядины  за пределы Томской области хозяйствующими субъектами

62,2

13

49,2

101,11

Соотношение объема ввоза в Томскую область мяса говядины и объема производства мяса говядины с учетом переработки за период 2013- 9 мес.2016 гг. составил (Таблица 5):

Таблица 5 – Доля ввозимого мяса говядины в Томскую область

 

2013

2014

2015

9 мес. 2016

тонн

тонн

тонн

Тонн

Объем ввозимого мяса говядины на территорию Томской области

1403,02

1409,7

1087,07

778,7

Общий объем производства мяса говядины по Томской области

 

 

1731,76

 

 

 

1575,712

 

 

 

2059,51

 

 

 

1170,79

 

Доля ввозимого мяса говядины с других регионов на территорию Томской области

 

 

81%

 

 

89%

 

52%

 

66%

На основании Таблицы 5 можно сделать вывод, что с 2015 г. доля ввоза мяса говядины в Томскую область сокращается.  За 2013 – 9 мес. 2016 гг. в 2014 г. наблюдается самая высокая доля ввозимого мяса на территорию Томской области.

Объем потребления мяса говядины с учетом переработки на территории Томской области за 2013 – 9 мес. 2016 гг. представлен в Таблице 6.

Таблица 6 – Объем потребления мяса говядины

период

  2013

2014

           2015

  9 мес. 2016

тонн

 

2718,27

 

2706,49

 

2881,64

 

1949,49

По состоянию на 2013 год объем рынка говядины на территории Томской области оценивается в 2718,27 тонн. В 2015, по сравнению с 2014 годом, этот показатель увеличивается.  Это связано с увеличением объема ввоза на территорию Томской области мяса говядины. Также в 2015 году за период 2013 - 9 м.2016 г. наблюдается наиболее высокий объем производства мяса говядины в области.

Доля мяса вывозимого из Томской области в другие регионы незначительна, а именно:

– за 2013 г. вывезено 4% от общего объема производства в Новосибирскую область;

– за 2014 г. вывезено 1% от общего объема производства в Новосибирскую область;

– за 2015 г. вывезено 1% от общего объема производства в Новосибирскую область, 1% в Алтайский край;

– за 9 мес. 2016 г. вывезено 3% от общего объема производства в Новосибирскую область, 3% от общего объема производства в Алтайский край.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что мясо, производимое в Томской области, почти не вывозится в другие регионы, а реализуется на территории данной области. 

Определение уровня концентрации товарного рынка. Для определения уровня концентрации рынка производства и реализации мяса говядины используются: коэффициент рыночной концентрации  и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для четырех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

 Показатели коэффициента рыночной концентрации четырех наиболее крупных хозяйствующих субъектов и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана представлены в Таблице 7.

    Таблица 7 – Уровень концентрации на рынке

 

2013

2014

2015

2016

тонн

тонн

Тонн

тонн

СR4

50

54

54

50,1

ННI

1160,94

1481,13

1188,73

958,05

Таким образом, рынок за 2013-2015 гг. характеризуется умеренным уровнем концентрации.

В 2016 гг. уровень концентрации признан умеренным, а индекс Герфиндаля-Гиршмана низким.

Если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, то окончательное решение о типе рынка принимается с учетом характеризующих рассматриваемый рынок признаков.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что рынок производства и реализации мяса говядины относится к умеренно концентрированному, что обусловлено наличием четырех относительно крупных хозяйствующих субъектов и большого количества хозяйствующих субъектов с низкой рыночной долей.

Барьеры входа на товарный рынок.  При проведении анализа товарного рынка выявлены следующие барьеры входа хозяйствующих субъектов на рынок производства мяса говядины согласно данным опроса:

- значительные первоначальные капитальные вложения (26,6%);

- наличие экономически оправданного минимального объема производства (13,3%);

- издержки выхода с рынка (10%);

- транспортные ограничения (10%);

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам (6,6%);

- стандарты и предъявляемые к качеству требования (6,6%).

- более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников (3,3%);

- преимущества хозяйствующих субъектов перед потенциальными участниками товарного рынка (3,3%);

- требование обязательного удовлетворения определенного спроса (3,3%);

- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам (3,3%);

- препятствие в предоставлении производственных и иных помещений (3,3%);

- запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры (3,3%);

Значительные первоначальные капитальные вложения и наличие экономически оправданного минимального производства являются главными барьерами входа на рынок. При этом 81 % опрошенных респондентов указало, что данные барьеры входа на рынок являются преодолимыми.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке. Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке производства и реализации мяса говядины на территории Томской области за 2013 – 9 мес.2016 гг. позволяют сделать вывод о том, что данный рынок относится к рынку со слаборазвитой конкуренцией, поскольку характеризуется умеренным уровнем концентрации и наличием сложившихся преодолимых барьеров входа на рынок производителям мяса говядины.

В ходе опроса торговых сетей было выявлено, что больше половины (53,8%) респондентов осуществляли закупку мяса говядины у поставщиков, зарегистрированных в пределах Томской области. Остальные закупали у поставщиков, зарегистрированных за пределами региона, а именно у поставщиков Кемеровской области (г. Новокузнецк), Новосибирской области, Алтайского край, Московской области, Омской области, Ханты-Мансийский АО, Италии, Воронежской области, Санкт-Петербурга, Пермского края, (г. Чайковский), Самарской области (г. Тольятти), Нидерландов (г. Амстердам), а также Липецкой области.

Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в ходе анализа не выявлено.

В ходе опроса установлено, что по мнению 100% опрошенных хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих на территории Томской области мясо говядины на территории Томской области нет таких хозяйствующих субъектов, которые имеют возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на оптовом рынке мяса говядины (т. е.  в одностороннем порядке определять стоимость говядины, условия заключения договора поставки, устанавливать иные требования), и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам).

По мнению опрошенных респондентов рынка производства и реализации мяса говядины, у хозяйствующих субъектов-производителей мяса говядины на территории Томской области существуют следующие проблемы:

  • низкие цены реализации (22,5%);
  • недостаточное материально-техническое развитие (9,6%);
  • высоки финансовые затраты, например, закупка кормов, заработная плата рабочему персоналу, капитальное строительство и/или реконструкция помещений и т. д. (27,4%);
  • ветеринарно-санитарные мероприятия (16,1%);
  • недостаточный уровень государственной поддержки (24,1%).

Для повышения конкурентоспособности продукции – мяса говядины, необходимо создать следующие условия субъектам-производителям мяса говядины:

  • финансовая поддержка государства (например, установить особые условия кредитования, развить инфраструктуры сбыта, снизить налоги, установить цену на электроэнергию по цене физических лиц, осуществлять субсидирование технического оснащения и другие формы субсидий);
  • создать условия для реализации мяса на Ярмарках «Выходного дня»;
  • централизованный закуп продукции по рыночной цене.