Информация по результатам анализа рынка услуг по захоронению твердых коммунальных отходов на полигоне г. Асино Томской области

Информация по результатам анализа рынка услуг

по захоронению твердых коммунальных отходов на полигоне г. Асино Томской области

 

 

 

В июле 2017 г. Томское УФАС России завершило проведение анализа состояния конкуренции на рынке услуг по захоронению твердых коммунальных отходов на территории полигона г. Асино Томской области, расположенного в 2-х км к западу от г. Асино, в 100-150 м. слева от трассы автодороги Асино-Батурино.

Данный анализ проводился с целью определения признаков наличия доминирующего положения муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» (далее МУП «Спецавтохозяйство»).

По результатам данного обзора были сделаны следующие выводы.

1. Временной интервал исследования определен следующими периодами: 2016 г. и 5 мес. 2017 г. (январь-май), позволяющими определить имеющиеся на изучаемом рынке тенденции и оценить стабильность долей хозяйствующих субъектов на нем.

2. Продуктовые границы товарного рынка определены, как: «Услуги по захоронению твердых коммунальных отходов».

При этом под твердыми коммунальными отходами согласно Федеральному закону № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

3. Географические границы товарного рынка. Условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями), связаны со спецификой оказания услуг по захоронению твердых коммунальных отходов, которая связана с оказанием данных услуг непосредственно по месту нахождения объекта захоронения твердых коммунальных отходов – полигона.

В связи с этим географические границы рассматриваемого товарного рынка определены как территория полигона г. Асино Томской области, расположенного в 2-х км к западу от г. Асино, в 100-150 м. слева от трассы автодороги Асино-Батурино (далее полигон г. Асино), и данный товарный рынок является локальным.

4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Деятельность по захоронению твердых бытовых отходов на территории полигона г. Асино осуществляется следующей организацией коммунального комплекса:

- МУП «Спецавтохозяйство» - 636840, г. Асино, ул. Ивана Буева, 72.

Потребителями услуг по захоронению твердых коммунальных отходов являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

5. Объём товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

МУП «Спецавтохозяйство» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на полигоне г. Асино, и занимало долю на данном товарном рынке за 2016 г. - январь-май 2017 г. 100% от общего объема оказанных услуг.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

В рассматриваемых географических границах на рынке услуг по захоронению твердых коммунальных отходов за 2016 г. - январь-май 2017 г. осуществлял деятельность лишь один хозяйствующий субъект (доля на рынке 100%), в связи, с чем коэффициент рыночной концентрации (CR3) равен 100, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составил 10000. Таким образом, данный рынок характеризуется отсутствием конкуренции и высоким уровнем рыночной концентрации.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

Экономическими барьерами для входа на исследуемый рынок можно отнести следующие ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для аренды земельного участка для организации объекта размещения твердых коммунальных отходов, специализированного транспорта для захоронения отходов.

К административным ограничениям можно отнести:

- процедура получения земельного участка для организации полигона или строительства мусороперерабатывающего завода.

- сильную зарегулированность товарного рынка различными нормативно-правовыми актами, в том числе ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

- наличие лицензии и т.д.

Перечисленные выше барьеры входа на рынок не могут быть признаны легко преодолимыми, что подтверждается отсутствием конкуренции на данном товарном рынке.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. По результатам проведенного анализа был сделан следующий вывод.

Положение МУП «Спецавтохозяйство» на рынке услуг по захоронению твердых коммунальных отходов в географических границах полигона г. Асино Томской области, расположенного в 2-х км к западу от г. Асино, в 100-150 м. слева от трассы автодороги Асино-Батурино, может быть признано доминирующим, так как оно имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.