Исследование состояния конкуренции на открытых конкурсах на право заключения договора аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объектов водоснабжения и теплоснабжения)

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Информация

по результатам исследования состояния конкуренции на открытых конкурсах на право заключения договора аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объектов водоснабжения и теплоснабжения), находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований: Володинское сельское поселение, Иштанское сельское поселение, Петровское сельское поселение, Новокривошеинское сельское поселение

 

Отделом экономического анализа Томского УФАС России были проведены исследования состояния конкуренции на открытых конкурсах на право заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения, находящихся в собственности следующих муниципальных образований Томской области: Володинского, Иштанского, Петровского и Новокривошеинского сельских поселений.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области в октябре 2017 года были возбуждены дела вследствие установления признаков нарушения Администрациями соответствующих сельских поселений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении организаторами торгов по результатам конкурса договоров аренды в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения без предоставления победителем конкурсов банковской гарантии, что могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Целевым назначением указанных конкурсов было оказание потребителям коммунальных услуг в сфере водоснабжения и теплоснабжения на территории Володинского, Иштанского, Петровского, Новокривошеинского сельских поселений.

Организаторами описываемых торгов, проведение которых осуществлялось в период с июня по август 2017 года, являлись Администрации перечисленных выше сельских поселений, а единственным участником в каждом из них выступило ООО «Водовод-М».

В силу признания конкурса несостоявшимся, результатом данных конкурсных процедур стало заключение договоров аренды с ООО «Водовод-М».

Однако, последним до заключения указанных договоров не была представлена банковская гарантия, что регламентируется п. 99.1 правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Кроме того, данное условие было приведено в конкурсной документации, что подразумевает принятие соответствующих мер организатором торгов. Администрации сельских поселений, в свою очередь, не приняв требуемых мер, заключили с победителем конкурсов договоры аренды. В данному случае действия Администраций содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, необходимо отметить, что частью 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предусматривается передача прав владения и (или) пользования объектами или системами водоснабжения и теплоснабжения, соответственно, только по концессионным соглашениям. Данное условие относится к случаям, когда срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (также теплоснабжения) или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена.

Исключение составляет предоставление в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.