Исследование состояния конкуренции на рынке выполнения работ по подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка

Краткий отчет (обзор)

по результатам исследования состояния конкуренции на рынке выполнения работ по подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка

 

I. Общие положения

 

Настоящий обзор проводился отделом экономического анализа Томского УФАС России на основании служебной записки отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России от 0.10.2018 № 275-с с требованиям о проведении анализа состояния конкуренции на рынке работ по  подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр – Петропавловка.

 Томским УФАС России на основании приказа от 28.04.2018 № 127 возбуждено дело № 02-10/87-18 по признакам нарушения Администрацией Кривошеинского района и ООО «ЗПК СибЛесТрейд»  абз. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5.1 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 02-10/87-18.

Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее Порядок проведения анализа).

Согласно п. 10.8 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
  3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах);
  4. Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог»);
  5. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа);
  6. Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»;
  7. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»;
  8. Закон Томской области от 11.04.2013 N 61-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности»;
  9. Постановление Администрации Томской области от 10.11.2010 N 221а «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области»;
  10. Постановление Администрации Томской области от 27.09.2010 N 184а «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области»;

    В ходе проведенного исследования в качестве исходной информации использовались:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/87-18;

- иные открытые источники информации.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является определение продуктовых и географических границ товарного рынка, на котором выявлены признаки нарушения абз. 1 ст. 16 Закона о защите конкуренции при заключении муниципального контракта от 14.11.2017 № Ф.2017.486393 между Администрацией Кривошеинского района (далее – Администрация) и ООО «ЗПК СибЛесТрейд» на выполнение работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр – Петропавловка.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе  закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Указанный выше муниципальный контракт был заключен 14.11.2017, оплата проведенных работ осуществлена 28.11.2017, таким образом, временной интервал исследования ранка определен интервалом 14.11.2017 – 28.11.2018 в соответствии с  требованиями пункта 2.1 Порядка проведения анализа.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно п. 3.1 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ представляет собой процедуру предварительного определения товара, его потребительских свойств и товаров-заменителей.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара проведено на основе условий муниципального контракта от 14.11.2017 № Ф.2017.486393, а также нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Предмет контракта, заключенного между Администрацией Кривошеинского района и ООО «ЗПК СибЛесТрейд» состоит в проведении работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр – Петропавловка в соответствии с Техническим заданием.

 Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14- ст, выделяется вид деятельности по коду 52.21. «Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом».

Эта группировка, в том числе, включает:

- деятельность (эксплуатацию) автомобильных дорог, мостов, туннелей, автомобильных стоянок или гаражей, стоянок для велосипедов, стоянок для автофургонов в зимнее время

Таким образом, предварительно продуктовые границы могут быть определены как «Деятельность (эксплуатация) автомобильных дорог в зимнее время».

Основным документом, регулирующим дорожную деятельность в России, является Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 3 данного закона: содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 17 Закона об автомобильных дорогах вводятся требования к содержанию автомобильных дорог. Согласно части 3 указанной статьи классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство транспорта Российской федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах Минтрансом РФ утверждена «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402) (далее – Приказ по классификации).

При анализе Приказа по классификации документа можно сделать вывод о том, что работы по содержанию автодорог разделяются на работы, которые выполняются в теплый сезон и зимний сезон.

Раздел IV Приказа по классификации определяет перечень работ, относящихся к содержанию дорог, том числе содержит пункт 7 устанавливает состав работ по зимнему содержанию, в который входят следующие работы:

1) уход за постоянными снегозащитными сооружениями;

2) устройство снегомерных постов, необходимых для изучения работы автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях;

3) заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;

4) механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;

5) профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием;

6) погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация;

7) распределение противогололедных материалов;

8) регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;

9) очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов;

10) круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;

11) устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников);

12) обслуживание и восстановление баз хранения противогололедных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололедных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов к базам хранения противогололедных материалов и скважинам для добычи природных рассолов;

13) поддержание в чистоте и порядке, обслуживание и восстановление автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования, на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях;

14) закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов;

15) борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений;

16) проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений;

17) устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.

В соответствии с подпунктом б) пункта 10.8 при определении продуктовых границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, учитывая, что предметом муниципального контракта от 14.11.2017 № Ф.2017.486393, подписанного между Администрацией Кривошеинского района и ООО «ЗПК СибЛесТрейд», заключается в проведении работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр – Петропавловка, то продуктовые границы определяются как «Оказание услуг по выполнению работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр – Петропавловка».

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные ч.1 ст.16 Закона о защите конкуренции, были выявлены в действиях в действиях Администрации Кривошеинского района.

Таким образом, предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в границах муниципального образование «Кривошеинский район».

В состав Кривошеинского района входят следующие сельские поселения:

  •  Володинское (село Володино, деревни Новониколаевка и Старосайнаково),
  • Иштанское (сёла Иштан и Никольское, деревни Рыбалово, Карнаухово и Чагино),
  • Красноярское (село Красный Яр),
  • Кривошеинское (сёла Кривошеино, Жуково и Новоисламбуль),
  • Новокривошеинское (сёла Новокривошеино и Малиновка),
  • Петровское (село Петровка, деревни Бараново, Егорово и Елизарьево),
  • Пудовское (сёла Пудовка и Белосток, деревни Крыловка и Вознесенка)

    Анализ муниципального контракта от 14.11.2017 № Ф.2017.486393 показывает, что предмет контракта касается автозимника Красный Яр (Кривошеинский район) – Петропавловка (Томский район).

     В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 13 Закона об автодорогах, содержание и ведение дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения возложены на органы местного самоуправления. Документы, содержащиеся в деле № 02-10/87-18, подтверждают, что лицами, наиболее заинтересованными в существовании автозимника Красный Яр – Петропавловка, являются жители села Красный Яри хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Красноярского сельского поселения. Данный факт влечет за собой то, что содержанием указанного автозимника обязаны заниматься органы местного самоуправления Кривошеинского района, что влечет за собой необходимость осуществлять финансирование содержания автозимника.

    В соответствии с подпунктом в) пункта 10.8 Порядка проведения анализа при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности, предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

    Таким образом, с учетом вышесказанного, географические границы рассматриваемого товарного рынка определены в границах МО «Кривошеинского района».

     

    VI. Выводы

     

    По результатам проведенного исследования состояния конкуренции на товарном рынке было установлено следующее.

  1. Временной интервал исследования определен периодом  14.11.2017 – 28.11.2018 года.

    2. Продуктовые границы товарного рынка определены как: ««Выполнение работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр – Петропавловка».

    3. Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены в границах МО «Кривошеинского района».