Результаты исследования состояния конкуренции на рынке выполнения работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом

Краткий отчет (обзор)

по результатам исследования состояния конкуренции на рынке выполнения работ  по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом.

 

  1. Общие положения
    1. Основные, цели и порядок исследования

 

Настоящее исследование проводилось отделом экономического анализа Томского УФАС России на основании служебной записки отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России от 20.08.2018 №221-с с целью определения временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка, на котором выявлены признаки нарушения абз. 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Томского УФАС России от 16.08.2018 № 126 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/86-18 по признакам нарушения Департамент лесного хозяйства Томской области  ИНН 7017317947 ОГРН 1127017029347 (634041, Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 41), ООО «РТК» ИНН 7014043825 ОГРН 1057001453640 (634011 Томская область, г. Томский район, пос. Аэропорт, 8), АК ООО «Феникс» ИНН243046375 ОГРН 1152443001468 (655017 Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Кирова, д. 112, корп. 1, пом. 126Н)  абз. 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее исследование проведено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), с целью комплексного, объективного исследования конкуренции выполнения работ  по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом, рассматриваемом в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/86-18 .

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  1. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018).
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
  4. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (ред. от 20.07.2016) (далее – Приказ № 220).
  5. "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 10.07.2018).
  6. "Устав (Основной Закон) Томской области" (принят решением Томской областной Думы от 26.07.1995 N 136) (ред. от 15.05.2015).

В целях анализа состояния конкуренции, Томским УФАС в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/86-18;
  • иные открытые источники информации.

 

 

  1. Определение временного интервала исследования

 

Согласно пункту  2.1. Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования и особенностей товарного рынка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств, сторонами контракта.

Департамент лесного хозяйства Томской области и ООО «РТК» заключили государственные контракты: №34/2017 от 19.04.2017 на сумму 189 256 979 руб., №40/2017 от 02.05.2017 на сумму 1 045 404 руб., №90/2017 от 23.08.2017 на сумму 67 697 148 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закупка) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Государственные контракты были заключены №34/2017 от 19.04.2017, №40/2017 от 02.05.2017, №90/2017 от 23.08.2017, оплата проведенных работ осуществлена №34/2017 (02.08.2017), №40/2017 (23.11.2017), №90/2017 (06.12.2017), таким образом,  временной  интервал исследования рынка определен интервалом с 19.04.2017 по 06.12.2017.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Департамент лесного хозяйства Томской области и ООО «РТК» заключили государственные контракты: №34/2017 от 19.04.2017 на сумму 189 256 979 руб., №40/2017 от 02.05.2017 на сумму 1 045 404 руб., №90/2017 от 23.08.2017 на сумму 67 697 148 руб.,

объектом закупки, в соответствии с контрактами, является выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом.

Объект закупки определяется исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемому заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с пунктом 10.8 Приказа № 220 при определении продуктовых границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно государственным контрактам, заключенным между Департаментом лесного хозяйства Томской области и ООО «РТК», предметом соглашения, является выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом.

В соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ред. от 10.07.2018), данный вид деятельности определяется, кодом 02.40.10.115 «Услуги по защите леса от вредных организмов».

Таким образом, на основании вышеизложенного, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка, является выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом, который определяется, кодом 02.40.10.115 «Услуги по защите леса от вредных организмов».

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географическими границами товарного рынка, в соответствии с пунктом 10.8,  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы: При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Данное исследование проведено вследствие возбуждения дела по признакам нарушения  Департамент лесного хозяйства Томской области и ООО «РТК абз. 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с  главой 4  статьи 16  «Устав (Основной Закон) Томской области» в соответствии с которым:

1. В состав Томской области входят города: Томск, Асино, Кедровый, Колпашево, Северск, Стрежевой.

Город Томск является административным центром Томской области.

Города Томск, Кедровый, Северск, Стрежевой являются городами областного подчинения.

Города Асино, Колпашево являются городами районного подчинения.

Город Северск является закрытым административно-территориальным образованием.

(п. 1 в ред. Закона Томской области от 07.06.2013 N 102-ОЗ)

2. В состав Томской области входят районы: Александровский, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский, Шегарский.

В состав районов Томской области входят, города районного подчинения, поселки, иные населенные пункты.

(абзац введен Законом Томской области от 07.06.2013 N 102-ОЗ)

3. Вопросы административно-территориального устройства области - создание, реорганизация и упразднение районов, городов и других населенных пунктов, их наименование, переименование, изменение границ, установление административных центров и т.д. - решаются законодательным (представительным) органом власти области с учетом мнения населения соответствующих территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным Законом).

Утратил силу. - Закон Томской области от 07.06.2013 N 102-ОЗ.

4. Изменение границ между Томской областью и другими субъектами Российской Федерации утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимному согласию органов государственной власти Томской области и соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного, географические границы исследуемого товарного рынка определяются территорией Томской области.

 

  1. Выводы

 

По результатам исследования, состояния конкуренции выполнения работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом, который находится, на территории Томской области, отдел установил следующее:

  1. Временной интервал исследования определен периодом с 19.04.2017 (дата заключения первого контракта) по 06.12.2017 (дата оплаты последнего  контракта).
  2. Продуктовые границы товарного рынка определены как выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом.
  3. Географические границы товарного рынка являются территорией Томской области.