• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Томской области в 2018 году

Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Томской

области в 2018 году

 

I. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводился Томским УФ АС России на основании Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 (пункт 3.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования).

Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2018 году (далее - Методические рекомендации).

Настоящий анализ проводился с целью установления признаков наличия доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Томской области.

Нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018).
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 27.12.2018)«Об электроэнергетике».
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции».
  4. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 02.03.2019) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), (далее - Основные положения функционирования розничных рынков).
  1. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа).
  2. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, (ред. от 10.07.2018).

При анализе и оценке состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации Томским УФАС России использовались:

  • информация, поступившая от хозяйствующих субъектов - участников розничного рынка электрической энергии (мощности);
  • сведения, полученные от Департамента тарифного регулирования Томской области;

-  данные ранее проведенных исследований Томского УФАС России. Кроме того, использовались данные таких информационных ресурсов как:

  • сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/);

сайт    Департамента   тарифного    регулирования    Томской области (http://rec.tomsk.gov.ru/kontakty);

  • информация, размещенная на сайтах хозяйствующих субъектов в рамках раскрытия информации участниками оптового и розничного рынков электроэнергии.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка проведения анализа).

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

С учетом вышеизложенного и в соответствии с Методическими рекомендациями, временной интервал исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) определен следующим периодом: 2018 г.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.4 Порядка проведения анализа, предварительное определение товара основывалось:

1. На условиях договора, предметом которого является рассматриваемый товар. Имеющиеся договоры энергоснабжения определяют предмет как наличие обязанности гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителя, который обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии (мощности).

2. На нормативных правовых актах, регулирующих соответствующую деятельность. В соответствии с определением, приведенным в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», электроэнергетическая система -совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Исходя из ч. 1 ст. 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 28 раздела III Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с ч. 29 вышеуказанных Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность). При этом, в договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемом с гарантирующим поставщиком, не регулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя. В то время как согласно ч. 30 рассматриваемого нормативного правового документа, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Тарифы, выставляемые населению и приравненным к нему категориям потребителей по данному товару, утверждались соответствующими приказами Департамента тарифного регулирования Томской области. В данных приказах определяется, что тарифы устанавливаются на электрическую энергию, отпускаемую обозначенным потребителям.

3. На основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 10.07.2018).

В настоящее время в ОК 029-2014 установлен раздел D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», в котором под кодом 35.14 предусмотрен такой вид деятельности как «Торговля электроэнергией», который включает:

  • продажу электроэнергии пользователю;
  • контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью.

Электроэнергия является наиболее универсальным видом энергии и не имеет аналогов или заменителей за пределами обозначенной товарной группы, поэтому спрос на электроэнергию в меньшей степени, чем спрос на другие виды товаров зависит от изменения цены на неё. Как товар электроэнергия может использоваться в целях личного потребления или для дальнейшей перепродажи, и ее функциональным назначением будет являться электроснабжение в целях обеспечения работы электрических приборов, механизмов, оборудования, освещения, потребительских электротоваров, обеспечения деятельности электрического транспорта.

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и мощности отдельно, в данном случае рынок электрической энергии (мощности) является единым.

На розничных рынках электрическая энергия (мощность), приобретаемая потребителями, поставляется гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями.

В соответствии с ч. 5 раздела I Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке: электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями по свободным нерегулируемым ценам.

На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны   оптового   рынка,   в   технологически   изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электрическая энергия (мощность) продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке.

Таким образом, электрическая энергия (мощность) для категории потребителей «Население» и приравненных к нему категорий потребителей на территории Томской области реализуется по регулируемым ценам (тарифам), которые на 2018 г. устанавливались приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 23.12.2016 г. №6-840 и отдельными приказами для локальных рынков. Оставшаяся часть потребителей приобретала электроэнергию (мощность) по рыночным ценам, определяемым в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены розничный рынок электрической энергии (мощности).

 

IV. Географические границы товарного рынка

В соответствии с частью 3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 (ред. от 14.01.2019), Томское УФАС России осуществляет свою деятельность на территории Томской области.

Географические границы рассматриваемого розничного рынка электроэнергии (мощности) не выходят за территорию Томской области.

Покупателями электрической энергии на исследуемом товарном рынке выступают хозяйствующие субъекты, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Потребителями на рассматриваемом рынке являются жители Томской области и потребители, приравненные к категории население, а также иные потребители электроэнергии - хозяйствующие субъекты, в том числе индивидуальные предприниматели, чьи энергопринимающие устройства расположены на территории Томской области.

Технологический процесс отпуска электроэнергии связан с использованием сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории, состоящей из устройств по передаче электроэнергии - объектов электросетевого хозяйства, таких как линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических   связей   и   осуществления   передачи   электрической энергии оборудование.

Это обстоятельство ограничивает возможность покупателей в приобретении электроэнергии у любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего продажу электроэнергии. То есть, покупатель имеет реальную возможность приобрести рассматриваемый товар только у того продавца, с которым заключен договор на оказание услуги по передаче электроэнергии с сетевой организацией, и к которой присоединен данный покупатель, иначе покупателю необходимо либо самому заключить договор на оказание услуги по передаче электроэнергии с определенной сетевой организацией, либо он может поручить выбранной энергосбытовой организации (в т.ч. гарантирующему поставщику) заключить такой договор в его интересах.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности), географические границы рассматриваемого товарного рынка в первую очередь должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика.

В 2018 году на территории Томской области действовал 1 гарантирующий поставщик:

Публичное акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее - ПАО «Томскэнергосбыт») - энергосбытовая организация, созданная в результате реорганизации АО-энерго (в форме выделения из ОАО «Томскэнерго»). О присвоении статуса гарантирующего поставщика общество было уведомлено РЭК Томской области 13.10.2006 (исх. N 01-32-1672)

В соответствии с Методическими рекомендациями по анализу товарного рынка географическими границами деятельности ПАО «Томскэнергосбыт» являются административные границы Томской области.

В 2018 году утратил статус гарантирующего поставщика ОАО «Городские электрические сети», находящийся на территории ЗАТО Северск.

 

Кроме того, для локальных рынков географические границы определяются:

  1. по зонам деятельности энергоснабжающих, энергосбытовых компаний или гарантирующих поставщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России (которым присвоен в соответствующем порядке статус гарантирующего поставщика), - по границе балансовой принадлежности присоединенных электрических сетей;

2) по зонам деятельности организаций, осуществляющих перепродажу электрической энергии (мощности) и не являющихся участниками оптового рынка (оптовые покупатели - перепродавцы - далее ОПП), - по границе балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации), к сетям которой присоединены потребители ОПП.

Таким образом:

В административных границах Томской области, энергоснабжение осуществляет гарантирующий поставщик ПАО «Томскэнергосбыт».

В границах электрических сетей, расположенных на оставшейся территории Томской области и принадлежащих сетевой организации ПАО «Томская распределительная компания» (ПАО «ТРК»), и иным сетевым организациям, потребителям электроэнергии, присоединенным к этим сетям, продажу электрической энергии осуществляет гарантирующий поставщик ПАО «Томскэнергосбыт», а также иные энергосбытовые организации: ООО «МагнитЭнерго», АО ООО «РН-Энерго», АО «Сибурэнергоменеджмент», ООО «Русэнергоресурс», ООО «Русэнергосбыт», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд».

Энергосбытовые организации, покупающие электроэнергию на оптовом и (или) розничном рынке и реализующие ее определенным крупным промышленным предприятиям:

 В границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Энергонефть Томск» потребителям электроэнергии, присоединенным к этим сетям, продажу электрической энергии осуществляет ООО «РН-Энерго», основной деятельностью которого в Томской области является купля-продажа электрической энергии и предоставление мощностей для обеспечения нужд дочерних предприятий ПАО НК «Роснефть».

АО «Сибурэнергоменеджмент» - снабжение электрической энергией ООО «Томскнефтехим», ООО «Сибметахим».

ООО «Русэнергоресурс» - снабжение электрической энергией АО «Транснефть-Центральная Сибирь».

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

1. Организации являются хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически связанные с Единой энергетической системой России.

 

  1. Из всех участников рассматриваемого рынка один хозяйствующий субъект обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Томской области -ПАО «Томскэнергосбыт»». ПАО «Томскэнергосбыт» является участником оптового рынка и производит продажу электроэнергии (мощности) на розничном рынке Томской области как конечным потребителям, так и иным энергосбытовым организациям, осуществляющим последующую перепродажу.
  2.  Восемь энергосбытовых и одно энергоснабжающее предприятие (АО «СХК»), реализующие электроэнергию на розничном рынке Томской области, также являются участниками оптового рынка (все они числятся в Реестре субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), из них:

1.2.1)  хозяйствующие субъекты (АО «Газпром энергосбыт», ООО «РН-
Энерго», ООО «МагнитЭнерго», ООО «Русэнергоресурс», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Русэнергосбыт», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд». АО «Сибирский
химический комбинат») отпускают электрическую энергию в адрес конечных
потребителей, и конкурирующих предприятий для перепродажи.

  1. хозяйствующие субъекты отпускают электрическую энергию преимущественно промышленным организациям, а также энергосбытовым организациям - АО «Сибурэнергоменеджмент»,«Сибирский химический комбинат» в Реестре субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) значится как энергосбытовая организация.
  2. хозяйствующие субъекты (ООО «МагнитЭнерго», ЗАО «Энергопромышленная компания», ООО «Русэнергосбыт», ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд»,) отпускают электрическую энергию преимущественно в адрес одного-двух конечных потребителей - непромышленных организаций.

1.3. Остальные хозяйствующие субъекты имеют на розничном рынке статус
генерирующих организаций, у которых заключены соответствующие договоры
купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков
и реализуют электрическую энергию энергосбытовым организациям с целью
последующей перепродажи.

Данные о хозяйствующих субъектах приведены в Таблице 1.

 

Наименование хозяйствующего субъекта с

указанием его организационно-правовой формы

Адрес (местонахождение)

Перечень общих акционеров (учредителей) с указанием доли от общего количества голосующих акций (уставного капитала), принадлежащей данным акционерам (учредителям)

Статус

Отпуск для пере-

продажи

Участник оптового рынка

Объем собственного производства

2

3

4

5

6

7

8

Гарантирующие поставщики

ПАО «Томскэнергосбыт»

ул. Котовского, 19, г. Томск. 6 3 4034

« Национальный расчетный депозитарий) 71,10% АО "Интер РАО Капитал"-25,99%; прочие акционеры-2,89%.

Гарантирующий поставщик

Да

Да

0 тыс./кВтч

Энергосбытовые организации

ООО «РН-Энерго»

ул. Малая Калужская, д. 19, г. Москва. 1 19 0 7 1

ПАО "Интер РАО ЕЭС"-100%.

Энергосбытовая организация

Да

Да

0 тыс./кВт-ч

 

АО «Межрегионэнергосбыт»

пр. Вернадского, д. 101, корп. 3, г. Москва. 1 1 9 5 2 6

ООО «Газпромэнергосбыт»

Энергосбытовая организация

Да

Да

0 тыс./кВт-ч

 

АО «Сибурэнергоменеджмент»

Ленинский проспект, дом 2, г. Воронеж. 3 9 4 0 1 4

ПАО "СИБУР Холдинг"-100%.

Энергосбытовая организация

Нет

Да

0 тыс./кВт-ч

 

ООО «Русэнергоресурс»

ул. Ольховская, д. 27, стр. 3, г. Москва. 1 0 5 0 6 6

«СПЕЙСМУВ  КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД» 75%, Забуйский И.Л.-25%.

Энергосбытовая организация

Нет

Да

0 тыс./кВт-ч

 

ООО «Русэнергосбыт»

ул. Ольховская, д. 27, стр. 3, г. Москва. 1 0 5 0 6 6

"РЭСЭНЕРГО ИНВЕСТМЕНТС ЛТД"-50,5%; "Энель Инвестмент Холдинг Б.В."-49,5%.

Энергосбытовая организация

Нет

Да

0 тысУкВтч

 

ООО «Транснефтьэнерго»

ул. Тимура Фрунзе, д. 24, г. Москва. 1 19 0 2 1

АО "Транснефть-Западная Сибирь"-100%.

Энергосбытовая организация

Да

Да

0 тыс./кВт-ч

 

ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд»

ул. Красноармейская, 26 / Белинского, 9, г. Екатеринбург. 6 2 0 0 7 5

ЗАО "Екатеринбургская генерирующая компания"-100%.

Энергосбытовая организация

Нет

Да

0 тыс. /кВт-ч

 

ООО «МагнитЭнерго»

350072, г. Краснодар, ул. Солнечная, 15/5

АО « Тандер» -99,9% ООО «Алкотрейдинг» 0,1%

Энергосбытовая организация

Нет

Да

0 тыс. /кВт-ч

 

АО «Сибирский химический комбинат»

ул. Курчатова, 1, г. Северск, Томская область. 6 3 6 0 3 9

АО "Объединенная компания "Разделительно-сублиматный комплекс"77,42%; АО "ТВЭЛ"-16,61%; Государственная корпорации по атомной энергии "Росатом"3,08%; АО "Атомный энергопромышленный комплекс"-1,705%; Российская Федерация в лице Госкорпорации "Росатом"-1,17%.

Энергоснабжаю-

щая организация и производитель электрической

энергии (мощности) на оптовом рынке

Да

Да

504 687,721 тыс./кВт-ч

 

Производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке

 

 

 

 

 

 

 

ЗАО «ЭнергоСервис»

ул. Строителей, 88, г. Стрежевой, Томская область. 6 3 6785

ООО "Борисфен» 100%

Производитель электрической

энергии (мощности) на розничном рынке

Да

Нет

288 790,844 тыс./кВт-ч

 

ООО « Томскнефтехим»

Кузовлевский тракт, д. 2, стр. 202, г. Томск

ПАО « СИБУР Холдинг» 100%

Производитель электрической

энергии (мощности)

Нет

Нет

114 072 тыс./кВт-ч

 

ОАО «Томскгазпром»

Ул. Большая Подгорная, д. 73, г. Томск, 6 3 4 0 0 9

ОАО «ВостокГазпром» 100%

Производитель электрической

энергии (мощности) на розничном рынке

Да

Нет

139 000 тыс./кВт-ч

 

ООО «Томская генерирующая компания»

пр. Кирова, 36, комн. 217, г. Томск. 6 3 4 0 4 1

Вяткин А. Н. 50%

Николайчук М. Н. 50%

Производитель электрической

энергии (мощности) на розничном рынке

Да

Нет

4046,036 тыс./кВт-ч

 

ООО «Газпром нефть-Восток»

ул. Нахимова, 13 а, стр. 1, г. Томск. 6 3 4 0 4 5

ПАО "Газпром нефть"-51%; ООО МУБАДАЛА ПЕТРОЛЕУМ ТОМСК Л.Л.К. 44%.;ООО «РФПИ Управление инвестициями» 5%

Производитель электрической

энергии (мощности) на розничном рынке

Да

Нет

204 895,969 тыс./кВт-ч

 

АО «Томская генерация»

пр. Кирова, 36, комн. г. Томск. 6 3 4 0 4 1

ПАО "Интер РАО ЕЭС"-98,54%

АО "Интер РАО Капитал"-1,46%

Производитель электрической

энергии (мощности) на розничном рынке

Да

Нет

1 856 721 тыс./кВт-ч

 

          
 

 

2. Организации являются хозяйствующими субъектами и эксплуатируют объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Данные предприятия используют в своей деятельности дизельные электростанции небольшой мощности. Тарифы для данных хозяйствующих субъектов установлены приказами Департамента тарифного регулирования Томской области (http://rec.tomsk.gov.ru/'). Тарифы на электроэнергию, вырабатываемую указанными предприятия колеблются от 10 до 50 руб. за кВт/час.

Всех хозяйствующих субъектов данной группы можно охарактеризовать следующим образом:

  • являются локальными источниками электроэнергии, гарантирующими поставщиками на локальных рынках;
  • вырабатывают электроэнергию самостоятельно, поставляют ее только конечным потребителям конкретной территории (как правило, сел, поселков городского типа и т.д.), продажа (поставка) не осуществляется на оптовом рынке;

- нет как хозяйствующих субъектов-конкурентов на каждом локальном рынке, так и хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию, т.е. доли данных хозяйствующих субъектов на локальных рынках составляют 100%.

 

VI. Объём товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка в рассматриваемых продуктовых и географических границах за 2018 г. и долей хозяйствующих субъектов на нем осуществлялся на основании объемов продаж (полезного отпуска) электрической энергии в натуральном выражении (количество кВт-ч), отпускаемых хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически связанные с Единой энергетической системой России, без учета объемов, вырабатываемых и поставляемых на локальных изолированных рынках. Количественные показатели для расчета были использованы на основе предоставленной хозяйствующими субъектами информации. При этом не был допущен повторный учет одного и того же товара.

Из приведенных далее в Таблице 2 данных следует:

Объем товарного рынка в 2018 году составил 7 572 478,81./кВт-ч.

  1. Наибольшей долей на рынке электрической энергии (мощности) в границах Томской области по-прежнему обладает ПАО «Томскэнергосбыт» - 39,84%. Следующим идет ООО «РН-Энерго», доля которого в 2018 году составила 26,68%. Третьим крупнейшим хозяйствующим субъектом с долей 18,93% стал АО «Сибирский химический комбинат»

По-прежнему сохраняется, как и в предыдущих периодах, большой разрыв между долями наиболее крупных субъектов и остальных участников рынка.

Доля группы лиц (ООО «РН-Энерго», ПАО «Томскэнергосбыт», АО «Сибирский химический комбинат») на территории Томской области составила 85,46%.

В 2018 году на розничном рынке реализации электроэнергии (мощности) Томской области одна организация утратила статус гарантирующего поставщика, несколько из энергосбытовых компаний больше не являются участниками розничного рынка и не занимаются деятельностью купле-продажи на рынке электрической энергии.

 

 

Таблица 2. Расчет объёма товарного рынка и долей ХС.

 

 

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование товара, работ, услуг

Доля ХС, (%)

Географические границы рынка

1

ПАО «Томскэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

39,84

Административные границы Томской области, за исключением границ иных гарантирующих поставщиков

2

АО «Газпром энергосбыт»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

2,28

Административные границы Томской области в границах балансовой принадлежности электроустановок и сетей покупателей

3

ООО «МагнитЭнерго»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

0,04

Административные границы Томской области (г. Томск, г. Асино, с. Мельникове, г. Стрежевой) по границе балансовой принадлежности ПАО «Томская распределительная компания»

4

ООО «РН-Энерго»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

26,68

В рамках зарегистрированных групп точек поставки PRNENER8 и PRNENER20 в границах сетевых организаций ООО «Энергонефть Томск», ПАО «ФСК», и ПАО «ТРК», а также точек поставки потребителей

5

АО «Сибурэнергоменеджмент»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

7,36

В границах г. Томск по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Томскнефтехим»

6

ООО «Русэнергоресурс»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергн

3,92

Административные границы Томской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «Томская распределительная компания»

7

ООО «Русэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

0,38

Административные границы Томской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «РЖД»

8

ООО «Транснефтьэнерго»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

0,53

Административные границы Томской области (Колпашевский район) по границе балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «Томская распределительная компания»

9

ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

0,03

В границах г. Томск по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Горсети»

10

АО «Сибирский химический комбинат»

Купля-продажа (поставка)

электрической энергии

18,93

В границах ЗАТО Северск по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «СХК»

 

 

 

 

 

 

Что касается хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, то данных субъектов следует рассматривать как действующих на изолированных локальных рынках с 100 % долей.

 

VII. Определение уровня концентрации на розничном рынке электроэнергии

(мощности) на территории Томской области

В 2018 году коэффициент рыночной концентрации (CR3), равный сумме долей трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке электрической энергии (мощности) на территории Томской области (ПАО «Томскэнергосбыт», ООО «РН-Энерго», АО «СХК») достиг значения 85,45%, значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) в 2018 г. составило 2733,13. В соответствии с полученными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана уровень концентрации рассматриваемого товарного рынка является высоким, поскольку 70% < CR3 (85,46%) < 100% и 2000 < HHI (2733,13) < 10000.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными ограничениями, выступающими в качестве барьеров входа на исследуемый розничный рынок электрической энергии (мощности), по мнению Томского УФАС России, являются следующие:

  • высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;
  • необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности;
  • несвоевременная оплата потребителями приобретаемой ими электроэнергии;
  • необходимость возмещения потребителем выпадающих доходов гарантирующего поставщика при переходе к энергосбытовой организации.

Экономические и технологические барьеры входа на розничные рынки электрической энергии (мощности) едва ли можно назвать преодолимыми, поскольку затраты на преодоление этих барьеров в приемлемые сроки экономически не оправдываются.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды

на розничном рынке электрической энергии

Анализ розничного рынка электрической энергии в географических границах Томской области в 2018 году демонстрирует, что данный рынок по-прежнему характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации, где функционируют два наиболее крупных субъекта (ПАО «Томскэнергосбыт», ООО «РН-Энерго» и АО «Сибирский химический комбинат») обеспечивающих около 85,45 % потребностей Томской области в электроэнергии. Об этом же свидетельствуют величины коэффициента рыночной концентрации CR3 и индекса рыночной концентрации HHI, а также большой разрыв между объемом реализации (поставки) электроэнергии двух крупнейших субъектов с количеством продаваемой электрической энергии каждым из остальных участников исследуемого рынка.

Новые участники рассмотренного рынка практически не повлияли на конкурентную среду на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) в Томской области.

 

X. Выводы и предложения

В результате исследования состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Томской области за 2018 год, Томским УФАС России была проанализирована четырнадцати хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке, один из которых имеют статус гарантирующего поставщика, а именно:

ПАО «Томскэнергосбыт» - на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) на территории Томской области (за исключением локальных рынков) обладает долей 39,84%.

Одной из крупнейших энергосбытовых организаций, не обладающей статусом гарантирующего поставщика и занимающей долю на исследуемом товарном рынке в размере 26,68% является ООО «РН-Энерго».

На основании сведений, предоставленных Департаментом тарифного регулирования Томской области, за период 2018 г. на оптовый рынок электрической энергии (мощности) Томской области вышел один хозяйствующий субъект потеряв статус гарантирующего поставщика – ОАО « Городские электрические сети».

В анализируемом периоде Томское УФАС России не обращалось в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Сведения о субъектах генерации, участвующих в процессе ценообразования в Томской области, у которых заключены соответствующие договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков электрической энергии (мощности) представлены в Таблице 3.

 

Наименование хозяйствующего субъекта генерации

Объем продажи на розничном рынке, тыс./кВт-ч

Цена указанная в договоре купле – продажи электрической энергии (мощности), тыс./кВт-ч

Информация о контрагенте (наименование , местонахождение)

ЗАО«Энерго Сервис»

69391,708

1,80

ООО «РН-Энерго»

 

80276,9929

2,19

126,195,931

3,88

Газпромнефть - ВОСТОК

16608,059

Свободная нерегулируемая цена на электрическую энергию

АО «Газпромэнергосбыт»

ООО «СХК»

114320,599

1,67006

ПАО « Томскэнергосбыт»

ИНТЕР РАО Томская генерация

4046,036

-

ПАО « Томскэнергосбыт»

 

XI. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности.

 

Ключевой показатель развития конкуренции для рынка купли-продажи электроэнергии (мощности) Томской области за 2018 год будет равен 100 процентам.

 

XII. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности, включая производство электрической энергии в режиме когенерации .

 

Ключевой показатель развития конкуренции для рынка производства электроэнергии (мощности) Томской области за 2018 год также будет равен 100 процентам, без учета производства электроэнергии хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системам.

 

XIII. Анализ соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (мощности).

 

В 2018 году Томским УФАС России не выявлялись случаи совмещения естественно монопольных и конкурентных видов деятельности в сфере электроэнергетике.

Таким образом, управлением не осуществлялись действия, перечисленные в главе 13 Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2018 году.

В области насчитывается 18 муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке электроэнергетики, однако все они являются хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системам.

Информация, касающаяся выгодоприобретателей хозяйствующих субъектов, представлена в таблице 1 настоящего аналитического отчета.