Решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции с справкой о рассмотрении заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции

06.10.2021 в Адрес Томского УФАС России поступило заявление Департамента по управлению государственной собственностью Томской области о даче согласия на предоставление Областному государственному унитарному предприятию государственной преференции в целях охраны здоровья граждан (п.12, ч.1, ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) путем передачи в безвозмездное пользование государственного имущества Томской охолости  – помещений №№ 1,2 общей площадью 35,6 кв.м на первом этаже по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, Больничная улица, д.3, строение 1, сроком на 5 (пять) лет.

Цель выдачи преференции: охрана здоровья граждан – п. 12, ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОГУП  является торговля оптовая фармацевтической продукцией ОКВЭД 46.46.1. Дополнительными являются в том числе: ОКВЭД 47.73 торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

В соответствии с ответом Департамента исх.№51-04-3775 от 25.10.2021 Томским УФАС России установлено, что ОГУП  планирует осуществлять в помещениях №№ 1,2 по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, Больничная улица, д.3, строение 1 следующую деятельность: ОКВЭД 47.73 - торговля розничная лекарственными препаратами, изделиями, применяемыми в медицинских целях, и ортопедическими изделиями в специализированных магазинах в том числе:

-        хранение лекарственных препаратов и медицинских товаров, предназначенных для розничной торговли, в зависимости от их физико-химических свойств, в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи и другими нормативными документами;

-        организация отпуска и отпуск лекарственных препаратов по программам льготного лекарственного обеспечения;

-        хранение и отпуск физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II, и психотропных веществ, внесенных в список III, в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) к фармацевтическим организациям относятся аптечные организации независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона №323-ФЗ организация охраны здоровья граждан основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. При этом в соответствии с частями 3-5 статьи 29 указанного закона фармацевтические организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации входят в государственную систему здравоохранения, фармацевтические организации, подведомственные органам местного самоуправления, в муниципальную систему здравоохранения, а создаваемые юридическими и физическими лицами фармацевтические  организации — в частную систему здравоохранения.

Таким образом, фармацевтические организации, в том числе аптечные организации входят в системы здравоохранения, на базе которых осуществляется охрана здоровья граждан.

Пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 данного Федерального закона.

Закрепление на законодательном уровне указанного правила, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, изначально предполагает наличие конкуренции на рынке предоставления хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества и не требует отдельного анализа конкуренции на указанном товарном рынке.

При рассмотрении заявления о даче согласия на предоставление государственной преференции, Томским УФАС России установлено, что на территории Первомайского района Томской области имеются иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие фармацевтическую деятельность: ООО "1"; ООО "2"; ООО "3" (открытые данные официального интернет-портала Администрации Томской области из перечня лицензий на фармацевтическую деятельность, выданных органами исполнительной власти Томской области, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан).

 При таких обстоятельствах, предоставление государственной преференции отдельному хозяйствующему субъекту при наличии потенциальных участников рынка, может привести к ограничению конкуренции, вследствие чего могут быть нарушены права заинтересованных лиц, которые также могли бы претендовать на право получения государственного имущества в безвозмездное пользование.

Предоставление данной преференции может привести к ограничению (недопущению) конкуренции на основании пункта 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, поскольку рынок розничной торговли лекарственными средствами на территории Первомайского района является конкурентным. Предоставление объекта на испрашиваемый срок потенциально интересно субъектам предпринимательства. Государственная преференция в форме передачи в безвозмездное пользование имущества обеспечивает получателям не только более выгодные условия деятельности на товарных рынках, но и более выгодные условия доступа (выхода) на товарный рынок - без участия в торгах, что не допускает конкуренции за право доступа к государственному имуществу.

При этом, ОГУП  не лишено возможности участвовать в торгах на получение объекта в аренду.

Кроме того, в соответствии с п.3 ч.3 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи.

В части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен ряд исключений, когда государственное или муниципальное имущество может быть предоставлено без проведения торгов.

Так, согласно п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции государственное или муниципальное имущество может быть предоставлено без проведения торгов медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность. ОГУП  не является медицинской организацией.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» предусмотрен порядок проведения торгов в отношении имущества, принадлежащего на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями.

Предоставление нежилого помещения ОГУП  в отсутствие торгов привело бы к недопущению конкуренции за право владения/пользования указанным объектом недвижимости, поскольку не обеспечило бы возможность потенциальным участникам участвовать в торгах, что, в свою очередь, с учетом в том числе площади и места расположения объекта на территории ОГБУЗ «Первомайская районная больница», способствовало бы необоснованному созданию преимущественных условий доступа на товарный рынок по продаже лекарственных средств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции, Томским УФАС России принято Решение МД/5842 от 27.10.2021 об отказе в предоставлении государственной преференции ввиду того, что представление преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции.

 

Файлы для скачивания

spravka.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.28 МБ