Проведено интернет-интервью с представителем УФАС

9 сентября 2013 года «Томским агентством правовой информации «Гарант» было проведено интернет-интервью с представителем Управления федеральной антимонопольной службы по Томской области  на тему «Практика применения антимонопольного законодательства».

  • Здравствуйте, скажите, ФАС регулирует цены на проезд в поездах? Почему происходит такое удорожание билетов в летние месяцы? Можно ли как-то контролировать действия такого монополиста как РЖД и учитывать интересы граждан при ценообразовании?

 

В настоящее время ФАС России не осуществляет регулирование цен   на проезд в поездах. Регулирование цен на железнодорожные билеты в соответствии с действующим законодательством осуществляется Федеральной службой по тарифам и ограничивается установлением цен на билеты в сидячих и плацкартных вагонах. Основным перевозчиком пассажиров по железной дороге является ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочерняя компания ОАО «РЖД»), которая самостоятельно устанавливает цены на билеты в вагонах повышенной комфортности. На уровень цен на билеты в таких вагонах, в том числе влияют и рыночные индикаторы, такие как спрос на железнодорожные перевозки. В связи с этим были разработаны коэффициенты сезонности, в соответствии с которыми и происходит изменение уровня цен. Так, например, в начале февраля билет на поезд будет стоить на 30 % дешевле, чем 23 февраля. Естественно, что пик спроса приходится на летние месяцы, что и влечет за собой повышение уровня цен. Со своей стороны, ФАС России осуществляет постоянный контроль за процессом ценообразования, с целью недопущения нарушения антимонопольного законодательства.

 

  • Добрый день, скажите, пожалуйста, от чего зависит рост цен на бензин, в частности, в Томской области, и какими способами ФАС может повлиять на снижение цен?

В Томской области рост цен на горюче – смазочные материалы зависит в наибольшей степени от уровня отпускных цен заводов – изготовителей. К сожалению, Томское УФАС России не имеет возможности влиять на процесс изменения отпускных цен производителей топлива по простой причине – на территории области практически не реализуется топливо, произведенное в нашем регионе, из-за отсутствия серьезных мощностей по его производству. В основном у нас реализуется топливо, произведенное на Ачинском и Омском нефтеперерабатывающих заводах. Томское УФАС России осуществляет постоянный мониторинг уровня цен на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов, а также размера торговой наценки крупнейших перепродавцов топлива, и, в случае обнаружения признаков нарушения законодательства, незамедлительно принимает меры к привлечению недобросовестных хозяйствующих субъектов к ответственности.

 

  • Какие санкции предусмотрены за нарушение антимонопольного законодательства?

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так за нарушение ст.10 (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением) Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данной статье штраф на должностных лиц хозяйствующих субъектов составляет от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. (если юридическое лицо является субъектом естественной монополии, то штраф составит от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей).

За нарушение ст. 11, 11.1 и 16 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий) ФЗ «О защите конкуренции» согласно ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет, для юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

За нарушение ст. 14 (запрет на недобросовестную конкуренцию) ФЗ «О защите конкуренции» ответственность предусмотрена ст. 14.33 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

За нарушение ст. 15 (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления) ФЗ «О защите конкуренции» ответственность предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ, которой предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 50 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до трех лет.

При этом, если нарушение антимонопольного законодательства причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, то возможна уголовная ответственность согласно ст. 178 Уголовного кодекса РФ.

 

  • Какие нарушения антимонопольного законодательства наиболее распространены на территории Томской области? В каких сферах?
В 2012 году принято решений о наличии нарушения, в т.ч.:116
ст. 1034
ст. 147
ст. 1538
ст. 167
ст. 174
ст. 17.126

Анализ возбужденных в 2012 году дел по ст. 10 выявил, что наиболее распространенными видами нарушений явились: необоснованный отказ от заключения договора, нарушение порядка ценообразования, нарушение договорных сроков технологического подключения энергопринимающих устройств потребителя, включение в калькуляцию завышенных расходов, необоснованный расчет за потребленную тепловую энергию без учета показаний рабочего и допущенного в эксплуатацию прибора учета.

Основное количество нарушений происходит в сферах электро и теплоэнергетике – 74% от общего количества выявленных в 2012 году нарушений.

Большая часть нарушений ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» связана с нарушением общего запрета на недобросовестную конкуренцию, а именно:

- действия, связанные с участием хозяйствующих субъектов в торгах (занижение тарифов по ОСАГО при участии в торгах);

- совершение действий, направленных на получение преимуществ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (недобросовестные действия управляющих компаний на этапе выбора собственниками жилых помещений обслуживающей организации);

- нарушения на рынке реализации туристического продукта с целью расширения клиентской базы, использования деловой репутации фирм, осуществляющих деятельность на рынке более длительное время.

Также можно выделить нарушения связанные с распространением ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб деловой репутации, введением в оборот товара при этом незаконно используются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

При рассмотрении дел о нарушении ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» наибольшее количество нарушений выявлено в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе работы по благоустройству и содержанию автомобильных дорог, ритуальные услуги, нарушения в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

 

  •  Расскажите вкратце о процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Процедура рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирована ст. 45-50 Федерального закона «О защите конкуренции».

В случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии. Копия такого приказа направляется заявителю и ответчику по делу в течение трех дней со дня издания такого приказа.

В течение пятнадцати дней со дня издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения. В случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела ведется протокол, который подписывается председателем комиссии. Комиссия вправе проводить стенографическую запись или аудиозапись своего заседания, при этом должна быть сделана отметка в протоколе об использовании технических средств записи заседания комиссии.

Председатель комиссии:

1) открывает заседание комиссии;

2) объявляет состав комиссии;

3) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки;

4) выясняет вопрос о возможности рассмотрения дела;

5) разъясняет лицам, участвующим в деле, их права, определяет последовательность совершения действий при рассмотрении дела;

6) руководит заседанием комиссии, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле;

7) принимает меры по обеспечению на заседании комиссии надлежащего порядка.

На заседании комиссии:

1) заслушиваются лица, участвующие в деле;

2) заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые должны быть отражены в протоколе заседания;

3) исследуются доказательства;

4) заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в деле, относительно доказательств, представленных лицами, участвующими в деле;

5) заслушиваются и обсуждаются мнения экспертов, привлеченных для дачи заключений;

6) заслушиваются лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела;

7) по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе комиссии обсуждаются вопросы об основаниях и о необходимости объявления перерыва в заседании, об отложении, о приостановлении рассмотрения дела.

После исследования доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, изложения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, председатель комиссии объявляет об окончании рассмотрения дела и просит лиц, участвующих в деле, и иных лиц удалиться для принятия комиссией решения. По окончанию рассмотрения дела оглашается резолютивная часть решения по делу нарушении антимонопольного законодательства.

 

  • Скажите, каким образом происходит выявление нарушений антимонопольного законодательства (заявки от граждан или ФАС устраивает самостоятельные проверки, если да, то с какой периодичностью, в каких сферах)?

Выявление нарушений антимонопольного законодательства осуществляется на основании сведений, предоставленных гражданами либо юридическими лицами; информации, поступившей из государственных органов, органов местного самоуправления, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; сообщений средств массовой информации; результатов проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

Плановые проверки проводятся не чаще, чем 1 раз в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок юридических лиц, согласованного с органами прокуратуры.

Сферы деятельности, в которых проводятся проверки, могут быть любые, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

  • Насколько, на ваш взгляд, эффективно, актуально антимонопольное законодательство?

Антимонопольное законодательство можно определить как целостную систему нормативных правовых актов, включающую в себя правила регулирования воспроизводства и поддержки добросовестной конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство в целом эффективно и актуально, оно позволяет успешно решать задачи, поставленные перед ним ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции»: обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещения товаров, свободу экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 

  • Какие нарушения антимонопольного законодательства допускаются органами власти и местного самоуправления и какова ответственность за эти нарушения?

Основной частью нарушений антимонопольного законодательства, совершаемых органами власти и местного самоуправления, является нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», содержащей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации. Значительную часть нарушений составляют и нарушения порядка заключения договоров аренды муниципального имущества, установленного статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, допущенные органами власти, предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления). Согласно данной статье действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, когда этими органами заключаются антиконкурентные соглашения – влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

При повторном нарушении предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

 

  • Как должно быть составлено заявление о нарушение антимонопольного законодательства? Каковы требования к его форме и содержанию?

Заявитель вправе подать заявление, материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа.

Заявление, материалы, направляемые с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), заполняется в автоматическом режиме путем заполнения электронной формы.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

Согласно ч. 2 ст. 44 Закона «О защите конкуренции» «к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены».

Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).

Часть 3 ст. 44 Закона «О защите конкуренции» устанавливает, что «в случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

При этом у заявителя есть право повторно обратиться в антимонопольный орган с надлежащим образом оформленным заявлением и приложением подтверждающих документов.

 
  • Добрый день, расскажите, в чём может выражаться недобросовестная конкуренция?

Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция определена как совершение любых действий хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона).

Это определение отражено в п.2 ст.10.bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г.Париже 20 марта 1883 г.: актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Статьей 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Также, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

При этом перечень действий, которые могут быть признаны недобросовестной конкуренцией, является открытым.

При рассмотрении дела учитывается наличие всех признаков недобросовестной конкуренции: направленность на получение преимуществ, противоречие действий законодательству, обычаям делового оборота требованиям добропорядочности, разумности, справедливости, причинение убытков конкуренту или наличие угрозы причинения таковых, нанесение вреда деловой репутации.

Следует также установить, что и заявитель и лицо, в отношении которого подано заявление, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

 

На вопросы отвечал Игорь Бутенко – заместитель руководителя-начальник отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России.