Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам регулирования торговой деятельности)"

Сфера деятельности: Торговая деятельность

Вносится Правительством Российской Федерации

 

Проект

 



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам регулирования торговой деятельности)

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 2; 2010, № 52, ст. 6984, 2011, № 48, ст. 6728, 2012, № 53, ст. 7643) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) часть 3 после слов "между хозяйствующими субъектами" дополнить словами ", в том числе производителями товаров (за исключением производителей непродовольственных товаров),";

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Установленные главой 3 настоящего Федерального закона антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".";

2) в пункте 8 статьи 2 слова "под общим управлением" заменить словами " на любом законном основании у хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов образующих одну группу лиц";

3) статью 2 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) ярмарка - форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.";

4) статью 8 дополнить новой частью 31 следующего содержания:

"31. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю, предоставляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения для формирования и ведения торговых реестров в соответствии с формой и порядком, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.»;

5) в статье 9: 

а) часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, а равно исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части, не допускается.";

б) часть 12 изложить в следующей редакции:

"12. Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а равно исполнение (реализация) такого договора, не допускается. При заключении договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.";

в) дополнить частью 13 следующего содержания:

"13. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) взимание платы (оплата) за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

2) взимание платы (оплата) за изменение ассортимента продовольственных товаров;

3) возмещение расходов (убытков хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров) в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

4) возмещение расходов (убытков), не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров. Данное ограничение не распространяется на возмещение расходов (убытков), связанных с компенсацией уплаченных сумм штрафов хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, из-за несоответствия ранее поставленного товара требованиям закона по вине поставщика."; 

г) дополнить частью 14 следующего содержания:

"14. Требования, установленные настоящей статьей, распространяются на действия (бездействие) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в одну группу лиц, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".";

6) в статье 13: 

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия;

2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

4) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, более выгодных, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

д) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

е) иные условия договора, невыгодные для контрагента или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован); 

5) заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри группы лиц и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, входящими в одну торговую сеть.";

б) в части 2 слова "в пункте 2" заменить словами "в пункте 4";

7) статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов

1. Хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.


Данный запрет не распространяется на действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

2. Хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), запрещается осуществлять сделки по приобретению или аренде дополнительной площади торговых объектов для осуществления торговой деятельности в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, если в результате совершения таких сделок доля указанного хозяйствующего субъекта превысит двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования.

3. Хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и доля которого не превышает тридцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, для осуществления торговли продовольственными товарами вправе:

а) осуществлять действия по строительству новых торговых объектов, а также инвестированию в строительство новых торговых объектов, реконструкции, капитальному ремонту строений, зданий, сооружений, приводящие к увеличению числа торговых объектов в границах соответствующего административно-территориального образования;

б) приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь торговых объектов, которые на дату возникновения оснований для ее приобретения, в том числе на дату совершения сделки, направленной на приобретение или аренду дополнительной торговой площади, не использовались для целей осуществления торговли продовольственными товарами в течение предыдущих двух лет на дату совершения сделки либо которые на момент совершения сделки являлись вновь построенными.

4. Запреты, установленные настоящей статьей, распространяются также на хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и образующих одну торговую сеть.

5. Запреты, установленные настоящей статьей, не распространяются на сделки и (или) действия, совершаемые между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц.

6. Запрет, установленный частью 2 настоящей статьи, не распространяется на сделки и (или) действия хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, в случае, если такой хозяйствующий субъект на дату совершения сделки и (или) действия не осуществлял деятельности в границах соответствующего административно-территориального образования.

7. В случае, если сделка, иные действия, предусмотренные настоящей статьей, подлежат государственному контролю в соответствии с главой 7 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", то антимонопольным органом может быть принято решение о даче согласия на осуществление сделки (иного действия) с определением обязательных к исполнению условий, после выполнения которых такая сделка (иное действие) может быть совершена.

8. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.";

8) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона (за исключением требований статей 9, 13-15), а также прием и учет уведомлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 


2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимает меры в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.";

9) в статье 19:

а) в части 3 слова "в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития" заменить словами "нормативными правовыми актами";

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3124, 3131; № 50, ст. 5247; № 52, ст. 5574; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3433, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279, 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251, 2259; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759, 2776; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3599, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724, 5755; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 19, ст. 2291, № 21, ст. 2525, 2530; № 23, ст. 2790; № 25, ст. 3070; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; № 32, ст. 4298; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2312; № 19, ст. 2714, 2715; № 23, ст. 3260, 3267; № 29, ст. 4289, 4290, 4291; № 30, ст. 4574, 4584, 4590, 4591, 4598, 4601) следующие изменения:

1) в статье 4.5:

а) часть 1 после слов "на розничных рынках," дополнить словами "о торговой деятельности,";

б) часть 6 после цифр "14.31.1 - 14.33" дополнить цифрами "14.40";

2) статью 14.40 изложить в следующей редакции:

"Статья 14.40. Нарушения антимонопольных правил, установленных федеральным законом, 

при осуществлении торговой деятельности

1. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31 и 14.31.1 настоящего Кодекса, -


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических 

лиц - в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

2. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31 и 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических 

лиц - в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

3. Нарушение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических 

лиц - в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей.

4. Навязывание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, контрагенту условий, запрещенных федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.311 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов пятисот тысяч до пяти миллионов рублей.

5. Заключение между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, для осуществления торговой деятельности договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри группы лиц и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, входящими в одну торговую сеть, а равно исполнение (реализация) таких договоров, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона пятисот тысяч до четырех миллионов пятисот тысяч рублей.

Примечание. Административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, устанавливается в зависимости от степени вины субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети.".

3) в статье 14.42:


а) абзац первый части 1 дополнить словами ", а равно исполнение (реализация) таких договоров,";

б) абзац первый части 2 изложить в следующей редакции:

"2. Включение хозяйствующим субъектов, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров видов вознаграждения, не предусмотренных федеральным законом, а равно исполнение (реализация) таких договоров,";

в) абзац первый части 3 дополнить словами ", а равно исполнение (реализация) таких договоров,";

г) абзац первый части 4 дополнить словами ", а равно исполнение (реализация) таких договоров,";

д) абзац первый части 5 дополнить словами ", а равно исполнение (реализация) таких договоров ";

е) дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. Совершение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, действий по взиманию платы (оплате), возмещению убытков, расходов, запрещенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических 

лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.";

4) часть 1.2 статьи 28.1 после цифр "14.31.1 - 14.33" дополнить цифрами ", 14.40".

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

Президент

Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам регулирования торговой деятельности)

 

Федеральный закон от 28.12. 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) вступил в силу с 1 февраля 2010 года (за исключением отдельных положений статьи 14). Практика его применения свидетельствует о том, что ряд статей Закона о торговле нуждаются в уточнении. Так, согласно пункту 1 статьи 2 Закона о торговле, торговой деятельностью является вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Соединительный союз «и» означает деятельность, как по продаже, так и по приобретению товаров. Вместе с тем, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже товаров, занимаются их приобретением (например, хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, произведенных ими самостоятельно и осуществляющих продажу своих товаров без участия посредников). В этой связи проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам регулирования торговой деятельности) (далее – законопроект) предлагается в части 3 статьи 1 указать производителей товаров (за исключением непродовольственных товаров). 

Статьи 13 - 14 главы 3 Закона о торговле устанавливают антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров

Следовательно, указанные положения Закона о торговле являются составной частью антимонопольного законодательства

При этом по смыслу антимонопольного законодательства группу объединяет несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать такое объединение как единый экономический субъект. Поэтому согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц. В связи с чем, предлагается дополнить статью 1 Закона о торговле частью 6 соответствующего содержания.

Определение торговой сети (пункт 8 статьи 2) содержит понятие, «общее управление», которое в законодательстве Российской Федерации не определено, что создает правовую неопределенность для участников торговой деятельности. 

Вместе с тем, торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, образующих с ним одну группу лиц.

Указанное объединение обусловлено тем, что по смыслу антимонопольного законодательства группу объединяет несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать такое объединение как единый экономический субъект. Поэтому согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц. 

В тексте действующей редакции Закона о торговле используется понятие «ярмарка», определение которому не дано. В целях устранения указанного, законопроектом предлагается ввести понятие «ярмарка». 

Законопроектом предлагается предусмотреть полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, по разработке формы и порядка предоставления хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю, в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации сведений, необходимых для формирования торгового реестра (новая часть 31 статьи 8 Закона о торговле).

Поправки к статье 9 Закона о торговле связаны с необходимостью установления четких требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. Перечень недопустимых условий в договорах поставки продовольственных товаров в действующей редакции статьи 9 Закона о торговле является неполным. Условия, предлагаемые законопроектом в качестве запрещенных, при наличии их в договорах поставки продовольственных товаров, могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. 

При разработке Закона о торговле часть таких условий была перенесена в статью 13 (часть 2). Таким образом, в действующей редакции статьи 13 Закона являются допустимыми при подтверждении обоими контрагентами добровольности включения таких условий в договор поставки, как запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях; условия о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров, и т.д. 

В число безусловных запретов законопроектом включены только те торговые практики, включение которых предусмотрено протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 27 января 2012 г. № ВЗ-П13-6пр.

Очевидным пробелом статьи 9 Закона о торговле является отсутствие в ней нормы о распространении требований к договорам поставки продовольственных товаров, на действия (бездействия) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом, в одну группу лиц, что выводит из сферы действия Закона о торговле значительную часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. В этой связи статью 9 Закона о торговле предлагается дополнить новой частью соответствующего содержания.

Законопроектом предлагается пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле изложить в новой редакции, установив запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, навязывать контрагенту условия договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и (или) не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Аналогичный запрет установлен в подпункте 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако он распространяется на ограниченный круг хозяйствующих субъектов – занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

ФАС России считает необходимым установить в отраслевом законодательстве (в Законе о торговле) аналогичный запрет для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, (торговые сети), а именно запретить навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора и (или) не предусмотренные законодательством Российской Федерации, по следующим основаниям.

С массовым внедрением современных технологий изменилась природа распределения товаров, что в свою очередь привело к сдвигу баланса рыночной силы от производителей в сторону розничных продавцов – торговых сетей, который наблюдается как в России, так и во всем мире.

С учетом наличия рыночной власти у торговых сетей Законом о торговле были введены отраслевые принципы регулирования торговой деятельности.

В рамках проводимых расследований при опросе поставщиков продовольственных товаров «не под протокол» они обращают внимание на оказываемое давление со стороны торговых сетей при заключении договоров и навязывании невыгодных условий. 

Однако при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанных с навязыванием со стороны торговых сетей поставщикам продовольственных товаров невыгодных условий договоров поставки (пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле), поставщики указывают на добровольность включения условий в договоры поставки продовольственных товаров, несмотря на экономическую нецелесообразность для поставщика таких условий в договоре.

Указанное также подтверждает наличие рыночной власти торговых сетей над поставщиками продовольственных товаров и обусловлено риском поставщика значительного снижения оборота товаров, что в конечном итоге может привести к устранению его с рынка розничной торговли продовольственными товарами.

При этом положения договоров, ограничивающие конкуренцию, ущемляющие права поставщиков продовольственных товаров, постоянно совершенствуются, приобретают иные формы, используются новые формулировки.

Данные факты обусловлены тем, что, несмотря на небольшую занимаемую долю, торговые сети, действующие на рынке реализации и (или) поставки продукции, с учетом низкоконцентрированности данных рынков и дефицита торговых мест, получают возможность влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию на соответствующих товарных рынках. Складывается ситуация при которой, рыночная власть торговых сетей позволяет им манипулировать действиями поставщиков продовольственных товаров (за исключением крупных федеральных поставщиков) и безоговорочно соглашаться на предлагаемые торговыми сетями условия, в том числе, включая дополнительно возникающие издержки в цену товара.

Таким образом, наличие рыночной силы торговых сетей ограничивает принцип свободы договора, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации, во взаимоотношениях между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.

Природа отношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров аналогична отношениям, когда одна из сторон занимает доминирующее положение. 

В этой связи запрет на навязывание контрагенту невыгодных для него условий должен быть распространен на действия торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров в торговые сети, независимо от занимаемой ими доли на товарном рынке. 

Изложенная позиция подтверждается принятым Законом о торговле, которым введены запреты для торговых сетей не зависимо от их доли на рынке. Законодатель пошел на соответствующие исключения из Гражданского кодекса Российской Федерации именно в силу того, что торговые сети обладают рыночной силой, позволяющей оказывать давление на поставщика, аналогичное давлению хозяйствующего субъекта занимающего доминирующее положение.

Предлагаемая ФАС России к включению в Закон о торговле норма действует и применяется на протяжении последних 20 лет, в этой связи сложилась практика доказывания и применения нормы антимонопольными органами и судами. Аналогичная действующая норма (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) не вызывает неоднозначности применения и толкования, как антимонопольными органами, так и судами. Сложилось устойчивое толкование данной нормы судами, что нашло отражение в многочисленных судебных актах.

Законопроектом уточняется редакция пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле в связи с тем, что основные принципы, правовая природа и структура договорных отношений договоров поручения и агентских договоров является идентичной договорам комиссии, а последствия использования всех трех видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы. 

При рассмотрении судебных споров по вопросу обоснованности распространения указанного запрета на другие посреднические сделки (кроме договора комиссии) судом кассационной инстанции сделан следующий вывод, что исходя из смысла названной нормы, осуществление оптовой торговли по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети с использованием посреднических сделок недопустимо, что отвечает принципам антимонопольного регулирования в области контроля над динамикой цен на продовольственные товары при розничной торговле и обеспечения условий справедливой конкуренции при доступе производителей к услугам торговых организаций.

При этом необходимо отметить, что осуществление торговой деятельности хозяйствующими субъектами посредством образования торговой сети с использованием договора комиссии, договора поручения или агентского договора при поставках продовольственных товаров, приведет к нераспространению на данные отношения требований части 7 статьи 9 Закона о торговле, касающихся установления сроков оплаты.

Часть 1 статьи 14 Закона о торговле устанавливает ограничения приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов в границах административно-территориальных образований в случае, если доля таких хозяйствующих субъектов на момент совершения сделки превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа.

В настоящее время статья 14 Закона о торговле не устанавливает каких-либо ограничений по приобретению дополнительных объектов теми хозяйствующими субъектами, доля которых на момент приобретения не превышает двадцати пяти процентов объема всех реализованных товаров. Таким образом, данные участники рынка вправе, после приобретения дополнительных площадей увеличить свою долю вплоть до ста процентов. 

Законопроектом предлагается уточнить положения статьи 14 и установить запрет на совершение действий по приобретению дополнительных площадей также и в том случае, если в результате приобретения доля хозяйствующего субъекта составит более двадцати пяти процентов объема всех реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования. Данный запрет в первую очередь затронет сделки «слияния и поглощения», которые применяются в концепциях развития крупными торговыми сетями. При этом у субъектов малого и среднего предпринимательства возникнут дополнительные возможности для развития.

Однако запрет не будет являться безусловным - предлагается не распространять его на сделки (действия) хозяйствующего субъекта, если такой хозяйствующий субъект на дату совершения сделки (действия) не осуществлял деятельности в границах соответствующего административно-территориального образования.

Данная норма направлена, в том числе на защиту малого и среднего бизнеса, так как при приближении к доли в 25% и ее превышении развитие крупной торговой сети именно в этом городском округе или муниципальном районе замедлится, в связи с чем, торговая сеть будет вынуждена уйти на другие менее развитые рынки, что в свою очередь снизит давление на малый и средний бизнес.

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить допустимую долю для строительства, инвестирования и т.п. (так называемого «органического роста») до 35%, а также допустимость аренды новых торговых площадей при превышении установленной доли, если на них в предыдущие два года не осуществлялось розничной торговли продовольственными товарами. 

В силу того, что по смыслу антимонопольного законодательства группу объединяет несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать такое объединение как единый экономический субъект, законопроектом предложено уточнить, что на сделки внутри группы лиц ограничения статьи 14 Закона о торговле не распространяются.

Изменения, предлагаемые законопроектом для внесения в статью 16 Закона о торговле приводят указанные нормы в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2010 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и уточняют, какие органы исполнительной власти осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением хозяйствующими субъектами — участниками торговой деятельности, требований Закона о торговле. 

Законопроектом вносятся также изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

За нарушение положений статьи 9 Закона о торговле предусмотрена ответственность статьями 14.41 и 14.42 КоАП.

Сроки давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41-14.42 КоАП определяются в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП – в течение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся со дня обнаружения. 

Анализ диспозиции частей 1 - 5 статьи 14.42 КоАП свидетельствует, что предусмотренные данной нормой правонарушения не могут быть отнесены к категории длящихся, поскольку их объективную сторону образуют конкретные действия – действия по включению в договор поставки условий не соответствующих требованиям статьи 9 Закона о торговле.

Например, такими действиями для части 3 статьи 14.41 КоАП являются «действия по установлению в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом».

Действия по «установлению в договоре поставки условий» считаются оконченными в момент заключения договора, либо внесения в договор соответствующих изменений. 

С учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП исчисляется с момента заключения договора, либо внесения в договор соответствующих изменений, а не с момента выявления правонарушения, то в большинстве случаев при выявлении антимонопольным органом указанных правонарушений он не имеет возможности привлечь юридическое и (или) должностное лицо к административной ответственности в связи с истечением срока давности на момент выявления правонарушения.

С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменения в статью 9 Закона о торговле и в диспозиции соответствующих статей КоАП, предусматривающие запреты и административную ответственность не только за включение условий, но и за исполнение (реализацию) данных условий.

Поправки к статьям 14.40, 14.42 КоАП вносятся в связи с предлагаемыми изменениями Закона о торговле.