Решение № 02-10/33-18

РЕШЕНИЕ

 

г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

07

июня

 

2018

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

21 ”

 

июня

 

2018

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко  И.В., заместителя  руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии:     Бердниковой Т.Н. -  главного специалиста – эксперта отдела экономического анализа, Абрамова А.В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  в отсутствии представителей сторон (уведомлены надлежащим образом), рассмотрев дело № 02-10/33-18 по признакам нарушения ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» (636500, Томская обл., Верхнекетский р-он, р.п. Белый Яр, ул. Гагарина, 22)   ч. 1 ст. 17  Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница»,  указав в конкурсной документации требование о наличии лицензии  на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В», нарушило  часть 1 статьи 17 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-закона о защите конкуренции).

В Томское УФАС России поступило обращение   Д.  о нарушениях  Областным     государственным     бюджетным      учреждением      здравоохранения «Верхнекетская районная больница»   (далее – ОГБУЗ  «Верхнекетская   районная больница», Заказчик) Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на «оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов».

По мнению заявителя ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» при проведении вышеназванного аукциона нарушило требования части 1 статьи 17 закона о защите конкуренции, указав  в конкурсной документации  требование о наличии лицензии  на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В».

В письменных и устных  пояснениях ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» признало факт нарушения ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции,  сообщило, что заключенный государственный контракт с ООО «Риск» № Ф.2018.78585 от 10.03.2018 на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов расторгнут, планируется проведение новой процедуры закупки.

Материалы дела подтверждают, что в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 14.02.2018 ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» размещено извещение  № 0365300039118000020 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на «оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов».

Начальная (максимальная) цена контракта 106240 руб.

Документацией об электронном аукционе в части III «Техническое задание» установлены требования к качеству и безопасности оказания услуг, а именно:

в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании) Исполнитель обязан предоставить копию действующей лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) следующих видов отходов:

- медицинских отходов класса Б, В, Г;

- мусор от бытовых помещений организации несортированный.

В случае оказания услуг по размещению (хранению и захоронению) отходов силами сторонней организации Исполнитель представляет:

1. копию договора со сторонней организацией, занимающейся размещением и утилизацией (захоронением) отходов;

2. копию действующей лицензии сторонней организации на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) следующих видов отходов:

- медицинских отходов класса Б, В, Г;

-  мусор от бытовых помещений организации несортированный.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами, утв. постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163  (далее-СанПиН 2.1.7.2790-10).

СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены требования к наличию соответствующих лицензий:

- вывоз    отходов    класса    «Г»     (токсикологические опасные отходы)     для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Требований о   наличии лицензии   у лица, занимающегося обезвреживанием

медицинских отходов класса «В» и «Б», не установлено.

В соответствии с пп. 30 п. 1 ст. 12 закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Классы опасности отходов с I-V установлены ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-закона № 89-ФЗ).

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы (п. 2 ст.49 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»):

1. медицинские отходы класса «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2. медицинские отходы класса «Б» — эпидемиологически опасные отходы;

3. медицинские отходы класса «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4. медицинские отходы класса «Г» — токсикологические опасные отходы I-IV классов опасности;

5. медицинские отходы класса «Д» — радиоактивные отходы.

Паспортизации в порядке, | установленном ч. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26.10.2000  № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», подлежат лишь отходы I-IV класса опасности, которым присвоен класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и деятельность, по обращению с которыми регулируется Законом № 89-ФЗ.

На основании действующих норм к отходам 1-4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса «Г», лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов, за исключением медицинских отходов класса Г», имеющих I-IV классы опасности, нормативно не предусмотрело.

Следовательно, требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «В» и «Б» является не обоснованным и не соответствующем требованиям норм действующего законодательства Российской Федерации.

Для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении дела № 02-10/33-18 о нарушении ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Томским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкуренции при подготовке и  проведении электронного аукциона (извещение № 0365300039118000020).

Временной интервал для данного исследования определен периодом 14.02.2018 – 10.03.2018 , т. е. периодом с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта.

Объектом закупки электронного аукциона № 0365300039118000020, проводимого Заказчиком, явилось оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов.

Таким образом, в целях проведения данного исследования предметом торгов является «Сбор, вывоз и утилизация медицинских и прочих отходов».

Закупка осуществлялась у субъектов малого предпринимательства.

Единственным участником электронного аукциона, подавшим заявку на участие, является ООО «Риск» ИНН 700 700 7583 КПП 700 701 001, место нахождения: 636450, Российская Федерация, Томская обл., Колпашевский р-н, с. Тогур, ул. Дзержинского, 5.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 закона о защите конкуренции).

Согласно частям 1, 4, 5, 7 статьи 4 закона о защите конкуренции необходимым условием конкуренции является соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов,

не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1  ст. 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения представителя ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» в совокупности подтверждают, что  ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница», указав в конкурсной документации требование о наличии лицензии  на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В» допустила  нарушение  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  соответствии с которой  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23,  частями 1 – 3 статьи 39, статьей 41,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” комиссия,

РЕШИЛА:

1.  Признать     ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» нарушившим   часть   1 статьи 17 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате указания в конкурсной документации требования о наличии лицензии  на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В».

2.   Предписание  не выдавать.

3.   Материалы дела передать  уполномоченному лицу для решения вопроса   о привлечении должностного лица ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница»   к административной ответственности за нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                   И.В.Бутенко

 

Члены Комиссии                                                                                     Т.Н.Бердникова

 

                                                                                                           А.В.Абрамов