Решение № 02-10/33-18
РЕШЕНИЕ
г. Томск
Резолютивная часть решения оглашена | “ | 07 | ” | июня |
| 2018 | г. |
В полном объеме решение изготовлено | “ | 21 ” |
| июня |
| 2018 | г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И.В., заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии: Бердниковой Т.Н. - главного специалиста – эксперта отдела экономического анализа, Абрамова А.В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, в отсутствии представителей сторон (уведомлены надлежащим образом), рассмотрев дело № 02-10/33-18 по признакам нарушения ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» (636500, Томская обл., Верхнекетский р-он, р.п. Белый Яр, ул. Гагарина, 22) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница», указав в конкурсной документации требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В», нарушило часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-закона о защите конкуренции).
В Томское УФАС России поступило обращение Д. о нарушениях Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Верхнекетская районная больница» (далее – ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница», Заказчик) Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на «оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов».
По мнению заявителя ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» при проведении вышеназванного аукциона нарушило требования части 1 статьи 17 закона о защите конкуренции, указав в конкурсной документации требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В».
В письменных и устных пояснениях ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» признало факт нарушения ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции, сообщило, что заключенный государственный контракт с ООО «Риск» № Ф.2018.78585 от 10.03.2018 на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов расторгнут, планируется проведение новой процедуры закупки.
Материалы дела подтверждают, что в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 14.02.2018 ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» размещено извещение № 0365300039118000020 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на «оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов».
Начальная (максимальная) цена контракта 106240 руб.
Документацией об электронном аукционе в части III «Техническое задание» установлены требования к качеству и безопасности оказания услуг, а именно:
в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании) Исполнитель обязан предоставить копию действующей лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) следующих видов отходов:
- медицинских отходов класса Б, В, Г;
- мусор от бытовых помещений организации несортированный.
В случае оказания услуг по размещению (хранению и захоронению) отходов силами сторонней организации Исполнитель представляет:
1. копию договора со сторонней организацией, занимающейся размещением и утилизацией (захоронением) отходов;
2. копию действующей лицензии сторонней организации на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) следующих видов отходов:
- медицинских отходов класса Б, В, Г;
- мусор от бытовых помещений организации несортированный.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее-СанПиН 2.1.7.2790-10).
СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены требования к наличию соответствующих лицензий:
- вывоз отходов класса «Г» (токсикологические опасные отходы) для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Требований о наличии лицензии у лица, занимающегося обезвреживанием
медицинских отходов класса «В» и «Б», не установлено.
В соответствии с пп. 30 п. 1 ст. 12 закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Классы опасности отходов с I-V установлены ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-закона № 89-ФЗ).
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы (п. 2 ст.49 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»):
1. медицинские отходы класса «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2. медицинские отходы класса «Б» — эпидемиологически опасные отходы;
3. медицинские отходы класса «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4. медицинские отходы класса «Г» — токсикологические опасные отходы I-IV классов опасности;
5. медицинские отходы класса «Д» — радиоактивные отходы.
Паспортизации в порядке, | установленном ч. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», подлежат лишь отходы I-IV класса опасности, которым присвоен класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и деятельность, по обращению с которыми регулируется Законом № 89-ФЗ.
На основании действующих норм к отходам 1-4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса «Г», лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов, за исключением медицинских отходов класса Г», имеющих I-IV классы опасности, нормативно не предусмотрело.
Следовательно, требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «В» и «Б» является не обоснованным и не соответствующем требованиям норм действующего законодательства Российской Федерации.
Для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении дела № 02-10/33-18 о нарушении ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Томским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкуренции при подготовке и проведении электронного аукциона (извещение № 0365300039118000020).
Временной интервал для данного исследования определен периодом 14.02.2018 – 10.03.2018 , т. е. периодом с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта.
Объектом закупки электронного аукциона № 0365300039118000020, проводимого Заказчиком, явилось оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации медицинских и прочих отходов.
Таким образом, в целях проведения данного исследования предметом торгов является «Сбор, вывоз и утилизация медицинских и прочих отходов».
Закупка осуществлялась у субъектов малого предпринимательства.
Единственным участником электронного аукциона, подавшим заявку на участие, является ООО «Риск» ИНН 700 700 7583 КПП 700 701 001, место нахождения: 636450, Российская Федерация, Томская обл., Колпашевский р-н, с. Тогур, ул. Дзержинского, 5.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 закона о защите конкуренции).
Согласно частям 1, 4, 5, 7 статьи 4 закона о защите конкуренции необходимым условием конкуренции является соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов,
не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения представителя ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» в совокупности подтверждают, что ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница», указав в конкурсной документации требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В» допустила нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 3 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате указания в конкурсной документации требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов класса «Б» и «В».
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении должностного лица ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» к административной ответственности за нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Председатель комиссии: И.В.Бутенко
Члены Комиссии Т.Н.Бердникова
А.В.Абрамов