Решение по делу № 02-10/40-18

                                                                                                                       с уведомлением                                                        

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-10/40-18 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» октября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «10» октября 2018 года                                                                                                 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии -  Бу– заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности, членов Комиссии: Фх Е.П. -  главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Кас А.В. – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности с участием представителя ответчика – ЩеИ.Н., действующей на основании доверенности от 20.08.2018 г., рассмотрев  дело № 02-10/40-18, возбужденное  в отношении Администрации Мирненского сельского поселения (634539, ул. Трудовая, 10, пос. Мирный, Томский район, Томская обл.; ИНН 7014044480, ОГРН 1057001463750, законный представитель – глава поселения (глава администрации) Юрк) по признакам нарушения ч.1 ст.15  Федерального закона  от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России из прокуратуры Томского района поступили материалы проверки соблюдения органами местного самоуправления Томского района требований законодательства при осуществлении закупок у единственного поставщика, в том числе проверки соблюдения Администрацией Мирненского сельского поселения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, содержащие признаки нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (вх.№7351 от 24.11.2017 г).

При рассмотрении указанных материалов, установлено, что Администрация Мирненского сельского поселения осуществляет закупки в соответствии с Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон №44-ФЗ).

На основании материалов также установлено, что 4 октября 2017 г. Администрация Мирненского сельского поселения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключила муниципальный контракт №003/04102017 с ООО ПСК «Базальт», предмет контракта – выполнение работ по устройству пандуса администрации Мирненского сельского поселения, цена контракта 98 944,18 рубля.

По тем же основаниям Администрация Мирненского сельского поселения 5 октября 2017 г. заключила еще один муниципальный контракт с ООО ПСК «Базальт», предметом которого также являются работы по устройству пандуса администрации Мирненского сельского поселения, цена контракта 99 991,56 рубля.

Таким образом, указанные контракты заключены с одним и тем же хозяйствующим субъектом как единственным поставщиком товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Предметом контрактов является выполнение одних и тех же работ.

Вместе с тем, суммарная цена контрактов превышает ограничение, установленное п.4 ч.1 ст.93 Закона «О контрактной системе» и составляет 198 935,74 рубля.

Заключив указанные контракты с единственным поставщиком, раздробив закупку на два контракта при закупке услуг по устройству пандуса Администрации Мирненского сельского поселения, Заказчик необоснованно отказался от проведения конкурсных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

В связи с наличием в описанных действиях (бездействии) Администрации Мирненского сельского поселения (ул. Трудовая, д.10, пос. Мирный, Томский р-н, Томская обл., 634539), выразившихся в заключении вышеуказанных муниципальных контрактов с нарушением требований п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ без проведения конкурсных процедур, признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», Томское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» выдало Администрации Мирненского сельского поселения предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№ЕФ/1068 от 22.02.2018 г.) Предупреждение получено Администрацией Мирненского сельского поселения 6 марта 2018 года. Согласно предупреждению в соответствии с ч.6 ст.39.1 Закона о защите конкуренции Администрация Мирненского сельского поселения обязана была сообщить в антимонопольный орган в срок по 24 марта 2018 года о принятии мер по устранению нарушения антимонопольного законодательства. Администрацией указанная обязанность не была соблюдена, что свидетельствует о неисполнении предупреждения Томского УФАС России.

Согласно ч.8 ст.39.1 Закона №135-ФЗ в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Поскольку описанные действия Администрации Мирненского сельского поселения содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, предупреждение антимонопольного органа не было исполнено Администрацией Мирненского сельского поселения, в отношении Администрации Мирненского сельского поселения приказом от 10.04.2018 г. №43 возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Приказом от 15.05.2018 №74 в приказ №43 внесены изменения в части изменения состава комиссии по рассмотрению дела.

Определением от  11 апреля 2018  рассмотрение дела № 02-10/40-18 назначено на 15 мая 2018 г., определением от 15 мая 2018 г. рассмотрение дела отложено на 28 июня 2018 г., в заседании комиссии 28 июня 2018 г. объявлен перерыв до 6 июля 2018 г., определением от 6 июля 2018 г. (исх.№ЕФ/4379 от 09.07.2018) срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела назначено на 7 августа 2018 г., определением от 7 августа 2018 г. рассмотрение дела назначено на 22 августа 2018 г., определением от 22 августа рассмотрение дела назначено на 30 августа 2018 г. для подготовки заключения об обстоятельствах дела, 28 августа 2018 г. составлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№ЕФ/5406), полученное Администрацией 5 сентября 2018 г., определением от 30 августа 2018 г. (исх.№ЕФ/5514) рассмотрение дела отложено 9 октября 2018 г., до назначенной даты в материалы дела в ответ на заключение об обстоятельствах дела от ответчика не поступили какие-либо пояснения, доказательства, доводы.

В ходе производства по делу в материалы дела поступили письменные пояснения, согласно которым необходимость в обустройстве пандуса при входе в администрацию поселения возникла в связи с поступлением жалоб граждан, по просьбе Администрации Мирненского сельского поселения управление ЖКХ Администрации Томского района подготовило смету строительных работ по обустройству пандуса, разделив работы на два этапа: подготовка металлического каркаса пандуса и обустройство пандуса. ООО «Базальт» в лице директора юридического лица предложило свои услуги по производству указанных работ. Администрация заключила с юридическим лицом два контракта, на 98 944,18 руб. и 99 991,56 руб. Администрация перевела исполнителю в качестве предоплаты 30% от стоимости каждого из контрактов. Однако, исполнителем были нарушены условия контрактов, в связи с чем в его адрес Администрацией направлена претензия. Дополнительным соглашением к контракту установлен новый срок исполнения работ, но он также был нарушен исполнителем. Финансовые средства на осуществление указанных работ были заложены в бюджете сельского поселения при его утверждении Решением Совета Мирненского сельского поселения от 28 декабря 2016 г. №24. С целью оценки осуществленных произведенных исполнителем работ Администрация Мирненского сельского поселения 20 августа 2018 г. заключила договор №138 с ООО «Экспертно-консультационный центр «СтроТЭкс», предметом которого является строительно-техническая экспертиза результата работ по устройству пандуса.

В ходе заседаний комиссии представители Администрации Мирненского сельского поселения поддержали доводы письменных пояснений, признали допущенное Администрацией нарушение статьи 15 Закона №135-ФЗ а также, отвечая на вопросы комиссии, сообщили, что  глава поселения А.С. Юрков вступил в должность в сентябре 2017 года, исполнитель работ (ООО ПСК «Базальт») был предложен Ю управлением ЖКХ Администрации Томского района, два контракта заключались потому что нужно было срочно осуществить указанные работы, ремонтно-строительный сезон заканчивался, два контракта заключались, чтобы избежать проведения аукциона, согласились, что предметы муниципальных контрактов являются этапами одной работы/услуги по изготовления и обустройству пандуса.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия считает установленными следующие факты и приходит   к следующим выводам.

Законом №44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно пункта 4 части 1статьи 93 Закона №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях если осуществляется закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

4 и 5 октября 2017 года Администрация Мирненского сельского поселения заключила с ООО ПСК «Базальт» два муниципальных контракта до 100 000 рублей каждый на общую сумму 198 935,74 рубля для выполнения работ по устройству пандуса Администрации Мирненского сельского поселения, при этом какие-либо конкурентные процедуры с целью выбора подрядчика, исполнителя и заключения с ним одного контракта на указанную сумму не проводились.

Таким образом, у Администрации Мирненского сельского поселения  отсутствовали основания, предусмотренные п.4 ч.1 ст.93 Закона «О контрактной системе», для закупки указанных услуг у единственного поставщика.

Заключив указанные контракты с единственным поставщиком, раздробив закупку на два контракта при закупке услуг по устройству пандуса Администрации Мирненского сельского поселения, Заказчик необоснованно отказался от проведения конкурсных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

Статья 15 Закона №135-ФЗ устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В статье 15 Закона «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет, адресованный органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Администрация Мирненского сельского поселения, заключив с ООО ПСК «Базальт» два муниципальных контракта до 100 000 рублей каждый на общую сумму 198 935,74 рубля для выполнения работ по устройству пандуса Администрации Мирненского сельского поселения, тем самым нарушила требования пункта 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Томским УФАС России проведено исследование состояния конкуренции при заключении Администрацией Мирненского сельского поселения Томского района Томской области договоров на выполнение работ по обустройству пандуса для здания Администрации Мирненского сельского поселения, с временным интервалом периода исследования – с 04 октября 2017 г. (дата заключения первого контракта) по 06 декабря 2017 года (истечение 10-дневного срока на оплату выполненных работ). В ходе проведения исследования установлено, что рынок строительных работ, к которому относится устройство пандуса, на территории Томской области является конкурентным, количество организаций, оказывающих подобные услуги в области, то есть являющиеся членами только томских СРО, приближается к 800. Осуществив заключение договоров на устройство пандусов без проведения конкурсных процедур в нарушение действующего законодательства, Администрация Мирненского сельского поселения осуществила действия, приведшие к ограничению конкуренции на данном рынке и создавшие преимущества для ООО ПСК «Базальт».

Таким образом, действия Администрации Мирненского сельского поселения  по заключению указанных контрактов в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ привели либо могли привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по устройству пандуса Администрации Мирненского сельского поселения.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 02-10/40-18  о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность  имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации Мирненского сельского поселения по   п.1 ст.15 Федерального закона  «О защите конкуренции».

Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», основания для выдачи предписания с целью устранения нарушения также отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению делу №02-10/40-18 о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать Администрацию Мирненского сельского поселения (634539, ул. Трудовая, 10, пос. Мирный, Томский район, Томская обл.; ИНН 7014044480, ОГРН 1057001463750) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Не выдавать Администрации Мирненского сельского поселения предписание.
  3. Материалы дела № 02-10/40-18 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Томской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 И.В. Бутенко

 

 

Члены комиссии                                                                                           Е.П. Фоминых

                                                                                                              

 

                                                                                                       А. В. Касперович